Цифровые технологии и концепция эффективной эксплуатации в ЖКХ
Дмитрий Хамидов, 11/12/24
Цифровизация сегодня касается всех сфер деятельности, не является исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. В этой статье рассмотрим, в каких условиях проходит цифровизация отрасли, ее первые результаты, рассмотрим концепцию эффективной эксплуатации и роль мобильных приложений.
Мировая экономика в XVIII–XX веках пережила глобальный процесс индустриализации, что привело к ускоренному экономическому росту, повышению производительности и созданию рабочих мест, способствовало улучшению уровня жизни населения.
В последние десятилетия индустриализация затронула и сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в отрасли стали активно внедрять современные технологии, автоматизировать, оцифровывать процессы, в первую очередь ориентируясь на современные тренды.
Что дает цифровизация процессов в ЖКХ
Цифровизация процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве обеспечивает следующее:
- Увеличение эффективности. Цифровые технологии позволяют автоматизировать процессы, оптимизировать рабочие процессы, сократить время на выполнение задач и улучшить производительность.
- Повышение качества и доступности предоставляемых услуг.
- Оптимизация бизнес-процессов, управления ресурсами и анализа данных.
- Быстрое получение большого объема информации, необходимого для анализа и принятия правильных решений в управлении, улучшения и корректировки стратегического планирования и прогнозирования.
Цифровизация ЖКХ также способствует появлению новых бизнес-моделей, продуктов и услуг, их развитие.
Таким образом, активная цифровизация сферы ЖКХ улучшает и модернизирует все процессы.
Эффективная эксплуатация – основное условие развитие отрасли
Современные реалии диктуют пути развития отрасли в целом, на фоне следующих факторов:
- необходимости постоянного расширения отрасли ввиду высоких темпов строительства;
- невысокой заработной платы сотрудников при низкой маржинальности отрасли, в связи с этим – отсутствие/низкое качество специалистов на рынке труда;
- нестабильности деятельности по управлению недвижимостью при отсутствии четкой стратегической политики государства в этой сфере.
В свою очередь, модернизация отрасли ЖКХ на сегодняшний день привела к необходимости формирования концепции бесшовной (эффективной) эксплуатации, предполагающей расширение этапов жизнедеятельности любого объекта недвижимости и подключение управляющей компании еще на стадиях проектирования комплексов недвижимости.
Эффективная эксплуатация – это соблюдение баланса минимальных вложений и получения прибыли от деятельности как застройщика, так и управляющих организаций.
В сфере управления эксплуатацией недвижимости условно можно выделить ряд основных блоков бизнес-процессов, автоматизация которых не только решает и модернизирует сами процессы, но и определяет конкурентное преимущество управляющих компаний на рынке:
- ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги);
- безопасность;
- комфорт;
- маркетинг;
- технические возможности (эксплуатация).
Первые результаты цифровизации ЖКХ
Цифровизация процессов в ЖКХ позволила существенно оптимизировать затраты на персонал. Например, в современных многоквартирных домах системы автоматизированного снятия показаний в электронном виде в течение нескольких минут производят съем показаний с индивидуальных приборов учета, данные передаются в программу 1С, которая формирует квитанции на оплату и самостоятельно производит рассылку на электронную почту собственников. В итоге – минимум ручного труда, дополнительная экономия на печати квитанций и получение высокого уровня сбора дебиторской задолженности.
Общение с жителями на 80% переведено в электронный формат. Теперь для подачи обращения, заявки, заказа пропуска и т.п. достаточно набрать текст в мобильном приложении – сообщение сразу попадает исполнителю, а значит, оно не потеряется, повышается скорость обработки и в итоге – лояльность жителей.
Автоматизация затронула и внутренние процессы эксплуатации, такие как диспетчеризация инженерных систем, проведение плановых и предупредительных работ (посредством 1С ТОИР), внутренние коммуникации сотрудников.
Мобильные приложения – основа цифровизации
На наш взгляд, основной платформой цифровизации является мобильное приложение. На рынке выделяются такие, как "Домиленд", "Домопульт", "Диспетчер24", есть и многие другие. В основном они администрируют и выполняют схожие задачи. При этом многие управляющие компании самостоятельно разрабатывают и внедряют собственные программы.
Основное отличие мобильных приложений в сфере эксплуатации недвижимости от, например, мобильных приложений в банковской сфере, производстве или продажах заключается не только в специфике процессов и услугах, а в первую очередь в возможности ежедневных и ежемесячных корректировок и изменений самих программ. На это влияют постоянно меняющиеся правила эксплуатации, потребности и пожелания клиентов (жителей многоквартирных домов), внедряемые новые услуги. В связи с этим наиболее востребованными приложениями были и остаются приложения крупных компаний, позволяющих содержать постоянный штат ИТ-специалистов и регулярно получающих обратную связь от заказчиков. Собственные разработки мобильных приложений обычно ограничены небольшим набором функционала и не позволяют оперативно реагировать и решать новые вызовы рынка.
Вывод
Подводя итог разговору о преимуществах цифровизации жилых комплексов, можно сказать, что мобильные приложения на сегодняшний день представляют собой основное решение цифровизации процессов в сфере ЖКХ. При этом они не только развиваются сами, но и продвигают отрасль эксплуатации в целом, открывая новые возможности и перспективы.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>