Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Деятельность Росавиации в предоставлении государственных услуг: безусловные достижения и будущие приоритеты

Олег Сотников, 08/04/20

В Публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач Федерального агентства воздушного транспорта на 2019 г. одними из основных пунктов были обеспечение стабильного и безопасного функционирования системы воздушного транспорта и транспортной безопасности, защита жизни и здоровья населения на воздушном транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. Все это в условиях растущего количества авиаперевозок и поступательного развития экономики страны является не только задачей Росавиации, но и важной целью всего нашего общества.

фото1

Информация, поступающая от специальных служб и правоохранительных органов, свидетельствует о сохранении угроз террористического характера, в том числе в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. Это подтверждается в том числе и статистикой актов незаконного вмешательства в деятельность отечественной гражданской авиации (табл. 1).

табл1

Государственные услуги и функции Росавиации

Росавиацией в целях устойчивого функционирования транспортного комплекса и в рамках реализации Федерального закона "О транспортной безопасности", а также полномочий, определенных Положением о Росавиации, проводятся мероприятия по предоставлению государственных услуг и функций. К ним относятся:

  • аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости  специализированных организаций;
  • аккредитация аттестующих организаций;
  • аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности (далее ПТБ);
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта;
  • утверждение результатов оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС;
  • аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

Реализация требований Федерального закона "О транспортной безопасности"

Основные итоги работы Росавиации за период действия Федерального закона "О транспортной безопасности" по состоянию на 1 января 2020 г. охватывают следующие направления:

  1. Категорирование ОТИ и ТС. В отношении субъектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области транспортной безопасности, Росавиацией проведено категорирование 491 объекта транспортной инфраструктуры и 4 891 транспортного средства воздушного транспорта.
  2. Оценка уязвимости ОТИ и ТС. Утверждены результаты оценок уязвимости для 462 объектов транспортной инфраструктуры и 2 283 транспортных средств воздушного транспорта.
  3. Планы обеспечения транспортной безопасности. Утверждены планы обеспечения транспортной безопасности для 432 объектов транспортной инфраструктуры и 1 922 транспортных средств воздушного транспорта.

Кроме того, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 г. № 886 утверждены дополнительные оценки уязвимости для 285 объектов транспортной инфраструктуры и 432 транспортных средств, а также изменения (дополнения) в планы обеспечения транспортной безопасности для 206 объектов транспортной инфраструктуры и 101 транспортного средства воздушного транспорта.

Количество аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" органами аттестации, которыми в соответствии с приказами Росавиации являются три отраслевых вуза (Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева) с привлечением аттестующих организаций по состоянию на 1 января 2020 г. проведена аттестация 29 586 работников юридических лиц, в том числе субъектов транспортной инфраструктуры:

  • I категории – 341;
  • II категории – 7131;
  • III категории – 945;
  • IV категории – 1 845;
  • V категории – 12 151;
  • VI категории – 1 779;
  • VII категории – 1 682;
  • VIII категории – 3 712.

Аккредитация юридических лиц

На проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта Росавиацией аккредитовано 30 специализированных организаций, 14 юридических лиц в качестве аттестующих организаций и 34 – в качестве ПТБ.

Остановимся более подробно на вопросе аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности.

Мероприятия по аккредитации ПТБ осуществляются Росавиацией в соответствии с положениями приказа Минтранса России от 01.04.2015 г. № 145. По состоянию на 1 января 2020 г. выданы свидетельства 34 юридическим лицам, отказано в выдаче свидетельства 43 юридическим лицам, на рассмотрении – 19 заявлений.

Большой процент отказов в выдаче свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве ПТБ обусловлен недостатками, выявленными в ходе рассмотрения заявлений:

  1. Несоответствие документов, представляемых юридическим лицом с целью аккредитации в качестве ПТБ, требованиям приказа Минтранса России от 01.04.2015 г. № 145:

     

         - копии документов заверяются подписью физического лица, не имеющего права без доверенности действовать от имени соискателя аккредитации;

         - схема и структура ПТБ, указанные в положении, не соответствуют организационной структуре службы транспортной (авиационной) безопасности и штатному расписанию;

         - в штатном расписании соискателя аккредитации отсутствуют подразделения, необходимые для реализации функций ПТБ в соответствии с законодательством о транспортной безопасности;

         - не представляются копии решений о предварительном согласовании сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над соискателем аккредитации при нахождении соискателя аккредитации под контролем иностранного инвестора или группы лиц, либо информация об отсутствии такого контроля.

  2. Положение о ПТБ разрабатывается юридическим лицом без учета требований постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 г. № 886.

Выдача сертификатов авиационной безопасности

Во исполнение п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Росавиации, за 2019 г. в Управление транспортной безопасности поступило 73 заявки на выдачу сертификата. За истекший период выдано 74 сертификата, в том числе 51 – аэропортам и авиапредприятиям, 23 – подразделениям войск национальной гвардии Российской Федерации и ФГУП "УВО Минтранса России", осуществляющим охрану аэропортов федерального значения. По шести заявкам в выдаче сертификата отказано.

"Искусственный интеллект для эффективной системы безопасности" читать >>>

Одновременно за этот же период территориальными органами Росавиации осуществлена выдача 110 сертификатов авиационной безопасности, в том числе 52 – аэропортам и авиапредприятиям, 58 – подразделениям ФГУП "УВО Минтранса России", осуществляющим охрану аэропортов. Отказано в выдаче сертификата трем юридическим лицам. Приостановлено действие сертификата одного юридического лица.

Вопросы нормативно-правового регулирования

Вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 270-ФЗ, которым внесены существенные корректировки в Федеральный закон "О транспортной безопасности", и, казалось бы, с конца января нужно было работать по новым правилам. Однако не все так просто.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 270-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" до дня вступления в силу настоящего федерального закона, применяются до дня вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" (в редакции 270-ФЗ), с учетом категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

Говоря простым языком: пока не будут изданы и не вступят в силу "новые" требования, работа продолжается в соответствии со "старыми", а именно продолжается категорирование воздушных судов, утверждение результатов оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности для этих воздушных судов.

В настоящее время Минтрансом России в соответствии с утвержденным планом проводится серьезная работа по подготовке и изданию подзаконных актов. Это очень непростой и длительный процесс, но мы ждем его скорейшего успешного завершения и надеемся, что все те вопросы, которые возникали у субъектов транспортной инфраструктуры и авиаперевозчиков при реализации требований постановления Правительства Российской Федерации № 886, а также специфика воздушного транспорта, предусмотренная стандартами ИКАО, будут учтены разработчиком при подготовке "новых" требований.

Гармонизация законоположений о транспортной и авиационной безопасности

Многие вопросы в области нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики являются следствием отсутствия гармонизации законоположений о транспортной и авиационной безопасности.

По сути, "транспортная безопасность" и "авиационная безопасность" – понятия тождественные. Но при этом в гражданской авиации образовались сразу две системы правового регулирования, две структурных вертикали, два комплекса мероприятий, два программных документа и две группы административных санкций, направленные на обеспечение защищенности от актов незаконного вмешательства. В рамках той и другой системы ведется одна и та же работа, а именно:

  • аккредитуются ПТБ и выдается документ, подтверждающий соответствие юридических лиц, осуществляющих обеспечение авиационной безопасности, требованиям ФАП;
  • производится подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности и специалистов авиационного персонала;
  • разрабатываются и утверждаются планы (паспорта) обеспечения транспортной безопасности и программы авиационной безопасности;
  • досмотр на воздушном транспорте осуществляется в соответствии с двумя нормативными правовыми документами и т.д.

Для соответствия несовпадающим российским и международным требованиям авиапредприятия вынуждены проводить двойные мероприятия и финансировать работу двух параллельных систем безопасности, направленных на достижение одной цели – защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Таким образом, проблематика двойного регулирования – это актуальный вопрос, требующий скорейшего решения.

Со своей стороны Росавиация всегда будет настаивать на том, что требования по авиационной безопасности, предусмотренные стандартами ИКАО, должны быть имплементированы в законодательство о транспортной безопасности в части воздушного транспорта. Без этого невозможна деятельность российской гражданской авиации на международном рынке и выполнение международных договоров, приоритетность которых установлена Конституцией Российской Федерации.

Большой блок вопросов связан с подготовкой и аттестацией персонала. Этой проблематике было уделено пристальное внимание аудиторов ИКАО в ходе проведенной в июне 2019 г. проверки Российской Федерации по авиационной безопасности, и даны соответствующие рекомендации.

В настоящее время в Минтрансе России идет подготовка дорожной карты по реализации плана корректирующих действий в соответствии с рекомендациями ИКАО, и будут максимально учтены все пожелания в части совершенствования системы подготовки и аттестации персонала.

Безопасности не бывает слишком много

Сложностей и задач в сфере транспортной и авиационной безопасности воздушного транспорта за последние годы накопилось предостаточно, и только совместная работа позволит их решить.

Необходимо строгое выполнение положений законодательства в этой области. От этого зависит защищенность гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и возможность минимизировать имеющиеся и потенциальные угрозы. Безопасности никогда не бывает слишком много.

Темы:РосавиацияТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2020
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...