Подписка
МЕНЮ
Подписка

Досмотр автомобилей. Обнаружение скрытых технических средств

Махтай Махтаев, Артем Задорожный, 25/08/22

В статье анализируются специальные технические средства для негласного получения информации, скрыто установленные на кузовных частях автомобиля, и разновидности технических комплексов, созданных для противодействия им.

рис1-Aug-25-2022-06-07-24-07-AM

Российские СКУД: выбираем оптимальное решение >>

Для начала необходимо определиться, что будет пониматься под термином "специальное техническое средство для негласного получения информации" (далее – СТС НПИ) в этой статье. Законодатель четко определил понятие СТС НПИ в УК РФ, ст. 138.1 "Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации". Так, в примечании 1 к вышеупомянутой статье указывается, что "под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя". Для данной статьи мы немного сузили это понятие: в качестве СТС НПИ будут рассматриваться только электронные устройства, которые могут быть использованы для получения различного рода негласной информации.

Большинство специальных технических средств для негласного получения информации, скрыто устанавливаемых на кузовных частях автомобиля, состоят из спутникового приемника (GPS, GLONASS и т.д.) и связанного с ним модуля сотовой связи (подобные устройства еще называют трекерами или маячками). Кроме такого модуля, могут использоваться и другие радиосредства.

Состав и функционирование СТС НПИ

Проведя анализ открытых источников, можно сделать вывод, что большинство специальных технических средств для негласного получения информации, скрыто устанавливаемых на кузовных частях автомобиля, состоят из спутникового приемника (GPS, GLONASS и т.д.) и связанного с ним модуля сотовой связи (подобные устройства еще называют трекерами или маячками). При этом надо помнить, что, кроме такого модуля, при организации радиоканала подобных специальных технических средств для негласного получения информации могут использоваться и другие радиосредства.

Полученная с помощью спутникового приемника информация о местоположении автомобиля (иногда еще подобные изделия содержат в себе микрофон и/или камеру, тогда дополнительно собирается акустическая и/или видеоинформация) передается на сервер или обычный телефон, принадлежащий злоумышленнику.

С помощью таких скрытых технических средств злоумышленник может контролировать перемещение автомобиля жертвы в режиме реального времени.

В большинстве подобных технических средств для негласного получения информации имеется магнитное основание для закрепления их под днищем автомобиля или прикрепления к одному из крыльев.

Очевидно, что использование скрыто установленных на автомобиль СТС НПИ имеет преимущества (для злоумышленников) по сравнению с другими способами получения информации о местоположении автомобиля, например посредством метода скрытого наружного наблюдения (далее – НН).

Подобные устройства, как правило, недорогие. Обнаружить их достаточно сложно, при этом с помощью подобных технических средств можно отследить автомобиль (а также возможно получить и дополнительную акустическую и/или видеоинформацию) в том числе и на режимных объектах (что весьма затруднительно осуществить с помощью наружного наблюдения).

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте

Технические средства для обнаружения СТС НПИ

Необходимо отметить, что на данный момент существует достаточно большое количество видов досмотрового оборудования, используемого для обнаружения подобных устройств.

Наиболее популярны технические средства с использованием зеркал, фото-/видеокамер для визуального контроля днища и других элементов кузова автомобиля. Так, например, на режимных объектах часто используются так называемые досмотровые зеркала, состоящие из зеркал (системы зеркал), закрепленных на штанге длиной более 1 м (иногда используется телескопическая штанга).

Учитывая, что кузовные элементы автомобиля часто загрязнены (в зимний период на них есть еще и снежный покров, и обледенение в некоторых местах), выявление СТС НПИ небольших размеров с помощью подобного оборудования является очень сложной задачей.

Авторы полагают, что эффективность применения подобных изделий снижается и на объектах, где проверке подвергается большое количество автомобилей, при этом досмотр производится небольшим количеством сотрудников (очевидно, что эффективность будет уменьшаться из-за так называемого человеческого фактора).

Разновидностью переносных досмотровых комплексов являются досмотровые эндоскопы, существенным преимуществом которых является то, что они позволяют обследовать даже самые труднодоступные элементы автомобиля (за счет крепления видеокамеры на гибкий шнур длиной до нескольких метров).

Существуют и стационарные варианты досмотровой техники, когда обследование автомобиля производится на специально предназначенной для этого площадке, оснащенной несколькими камерами.

Авторы отмечают отрицательные стороны подобного оборудования: данные технические средства не в состоянии выявить предметы, установленные в местах, не подпадающих под визуальный контроль видео-/фотокамер (СТС НПИ, например, могут скрытно устанавливаться в районе подкрылок, под выхлопную трубу и т.д.).

Средства обнаружения на основе феррозондов

Кроме досмотрового оборудования для визуального контроля кузовных элементов автомобиля, существуют и другие разновидности технических средств, применяемых при исследованиях автомобиля, принцип работы которых основан на том, что большинство рассматриваемых технических средств для негласного получения информации содержат постоянные магниты для крепления к металлическим частям машины. Такие устройства способны обнаруживать постоянные магниты за счет входящих в их состав феррозондов (это элементы, способные выявить постоянные магниты). Например, предлагается использовать при досмотре автомобиля феррозонд, закрепленный на штанге с зеркалом.

Подобные системы с использованием феррозонда запатентованы в России и США. Такое устройство для досмотра днища автомобиля состоит из досмотровой площадки, на которой установлен элемент детектирования, содержащий феррозонд и блок обработки полученных данных. Кроме того, устройство досмотра может быть выполнено в подкатном варианте (под днищем автомобиля).

По мнению авторов, названные выше запатентованные системы имеют следующие недостатки при применении их на практике:

  • большое количество ложных срабатываний (кузовные части могут также содержать магнитные элементы);
  • СТС НПИ не всегда имеют в своем составе магниты;
  • учитывая, что у магнитов для закрепления СТС НПИ обычно небольшие размеры, выявление их феррозондами возможно только на сравнительно коротких расстояниях.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Новое слово в досмотровой технике

Авторами разработана и запатентована еще одна, ранее никем не предлагавшаяся, разновидность технических средств для выявления рассматриваемого вида СТС НПИ. Система состоит из досмотровой площадки, на которой установлен по крайней мере один элемент детектирования, содержащий приемную антенну от чувствительного элемента. Данный элемент детектирования, размещенный под днищем автомобиля, способен принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения СТС НПИ, и, кроме того, система содержит блок обработки полученных данных. Досмотровая площадка может быть выполнена как в стационарном, так и подкатном (под днищем автомобиля) варианте.

В качестве чувствительного элемента, способного принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения, могут быть использованы как приемники, так и различные индикаторы поля (детекторы поля, частотомеры), предназначенные для регистрации электромагнитных излучений, уровень которых превышает пороговые значения.

Принцип работы

Предложенная система может работать следующим образом: в случае выявления приемной антенной чувствительного элемента радиоизлучения оператору поступает соответствующий сигнал (с указанием уровня сигнала, частоты излучения, выявленной системы связи). Устройство может позволять оператору видеть визуальное отображение полученных данных. В таком случае оператор наблюдет участок с наиболее вероятным местом нахождения подозрительного объекта, содержащего источник радиоизлучения. Для этого дополнительно используется камера (или несколько камер), установленная под днищем автомобиля. Дальше локализованный участок можно обследовать визуально с помощью средств дополнительного оборудования.

Для увеличения вероятности обнаружения СТС НПИ было бы разумно использовать одновременно несколько разновидностей технических средств или объединить разные виды систем в единый досмотровый комплекс.

Проблема спящего режима

Известно также, что многие устройства цифровых систем связи могут уходить в так называемый спящий режим (без излучения) на довольно продолжительное время (например, устройства, использующие протокол связи GSM). Данное обстоятельство способно существенно затруднить выявление излучения от таких видов устройств с помощью чувствительного элемента. При потере связи, исходя из протокола того же самого GSM, устройства начинают активно передавать/принимать сигналы (пытаются выйти из спящего режима). Для имитации потери связи авторами предлагается перед проведением подобных мероприятий использовать блокиратор связи.

Проблема ложных срабатываний

Учитывая, что в крупных городах в радиоэфире присутствует большое количество радиосигналов, может возникнуть проблема так называемых ложных срабатываний (когда сигналы, излучаемые вне кузовных частей автомобиля, будут приниматься за сигналы от скрыто установленных под днищем предметов). Полагаем, что с этой проблемой можно успешно бороться с помощью блока обработки полученных данных, который предполагается выполнять адаптивным. Так, например, оператор может задавать минимальный уровень сигнала для срабатывания, возможные диапазоны и системы связи, а также сравнение точного времени начала обследования автомобиля с началом выявления сигнала. Для повышения эффективности системы предлагается выполнение ее с использованием методов машинного обучения. Все это обеспечит отсеивание подавляющего числа ложных сигналов.

Оборудование для дообследования

В случае возникновения сомнений у оператора в правильности отработки системы или для локализации места установки СТС НПИ для дообследования можно использовать переносные досмотровые комплексы. Данное устройство представляет собой досмотровую штангу, к концу которой прикреплено зеркало (или видеокамера). На конце стержня вблизи зеркала смонтирован как минимум один индикатор электромагнитного поля, связанный с сигнальным устройством, причем сигнальное устройство установлено в корпусе досмотровой штанги и при срабатывании подает сигнал оператору.

Необходимо отметить, что предложенные решения могут успешно применяться не только для выявления СТС НПИ, но и для выявления таких опасных предметов, как радиоуправляемые взрывные устройства (далее – РВУ). Успешное противодействие РВУ возможно благодаря тому, что по составу (часто содержит радиопередающий модуль) и тактике применения (также скрыто устанавливается на кузовных частях автомобиля) они очень схожи с СТС НПИ.

Заключение

Очевидно, что описанные выше технические средства имеют свои положительные и отрицательные стороны с точки зрения выявления специальных технических средств для негласного получения информации, скрыто устанавливаемых на кузовных частях автомобиля. На наш взгляд, для увеличения вероятности обнаружения СТС НПИ было бы разумно использовать одновременно несколько разновидностей таких технических средств или объединить все вышеуказанные системы в единый досмотровый комплекс.

Список литературы

  1. 1. Кочетков, М. В. Специальная техника органов внутренних дел: учебное пособие / М. В. Кочетков. Саратов: Вузовское образование, 2015. 96 c.
  2. Антонов, К.А. Этапы развития отечественной досмотровой техники / К.А. Антонов, О.Ф. Андрюшин, А.П. Ахматов // Специальная техника. 2006. № 2. С. 12–16.
  3. Бабичев, Е.А. Новый подход к обеспечению транспортной безопасности при досмотре пассажиров и персонала / Е.А. Бабичев, С.Е. Бару, В.В. Поросев и др. // Специальная техника. 2010. № 6. С. 10–15.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Подпишитесь на нашу ленту в Telegram, знакомьтесь с новыми публикациями первыми!

Темы:Контроль доступаТранспортная безопасностьДосмотрЖурнал "Системы безопасности" №3/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...