Формирование устойчивого рынка умных МКД: промежуточные итоги и дальнейшие планы
Никита Уткин, 19/09/24
С одной стороны, понятию "умный дом" уже не один десяток лет, а с другой стороны, его содержание и практическая реализация сильно меняются во времени. На нынешнем этапе развития повышение качества жилья сонаправлено с большим и всеобъемлющим трендом на цифровизацию, оно поддерживается в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства массовым внедрением умных устройств и оборудования.
По самым скромным прогнозам, только по отношению к новостройкам и только по базовому набору1 устройств и оборудования до 2030 г. ожидается внедрение более 70 млн умных устройств. Ради чего? Ради нового уровня и качества жизни граждан – жителей домов, причем не в премиальных, а напротив – в самых массовых сегментах.
Таким образом, явления, которые ранее встречались нам на страницах произведений Азимова и Брэдбери, сегодня становятся не просто реальностью, в которой мы живем, но и даже обыденностью, которую мы создаем собственными усилиями.
Конечно, для простого пользователя наиболее заметны такие решения, как цифровые домофоны, голосовые ассистенты (умные колонки), отдельные умные бытовые приборы и т.д. Но в реальности основу умных домов составляют именно инженерные системы, на основе которых реализуются все прочие решения, – в этом и кроется высочайший потенциал массовости и масштабируемости базовой части автоматизации и цифровизации сферы жилья. Именно за счет нее достигается самая насущная цель в виде обеспечения инженерной и физической безопасности граждан, а также ресурсоэффективности на всем цикле использования.
Все больше девелоперов выводят на рынок умные дома и жилые комплексы, внедряют автоматизированные системы управления зданиями (АСУЗ), различные вендоры разрабатывают умные решения и сервисы, обеспечивающие связанность всех элементов в рамках дома, включая непосредственно квартиры, на уровне которых возможностей для пользователя становится еще больше.
Спрос на строительство умных домов и жилищных комплексов (ЖК) с элементами умного дома продолжает устойчивый рост. Очевидно, что это только начало распаковки огромного и крайне перспективного рынка, а наша задача – сформировать условия для развития этого рынка, причем рынка, наполненного преимущественно отечественными решениями. Чтобы повысить эффективность такого внедрения, формируется целый ряд инициатив, включая разработку нормативных документов, среди которых особое место занимают нормативно-технические документы (стандарты).
Уровень цифровой зрелости управляющих организаций
Работа на новом, формирующемся рынке всегда сложнее и требует более высокого уровня проработки всех нюансов, чем деятельность в рамках уже сложившихся зарегулированных рынков. Рынок цифровизации жилья сейчас, на этапе его формирования, требует повышенного внимания со стороны как органов власти, так и всех игроков, заходящих на эту площадку: он динамичен, его решения востребованы и крайне разнообразны. Об этом, в частности, свидетельствует проведенное нами в 2023 г. исследование уровня цифровой зрелости управляющих организаций.
Исследование было проведено на базе АНО "Умный МКД" при большой поддержке Минстроя России и при активном участии членов экосистемы АНО, включая "Юникорн", "Ростелеком" и "Лаборатории цифровизации жилья". В рамках исследования были опрошены организации, под управлением которых находится 68 тыс. многоквартирных домов (5% от общего числа многоквартирных домов (МКД) в стране) и 4,9 млн квартир (10% управляемого жилого фонда в стране).
В ходе исследования выяснилось, что 80% респондентов уже внедрили или планируют внедрить хотя бы один цифровой сервис. Это же огромная цифра! Это же исследование подтвердило, что чаще всего это самые примитивные, зачастую разрозненные решения и отдельные цифровые сервисы, но понятно, что решения умного дома востребованы, однако требуется много совместных усилий государства и бизнес-сообщества, чтобы сделать это решения доступными и понятными в эксплуатации на всех уровнях управления МКД.
Межведомственный проект
Как известно, создание емкого и устойчивого рынка невозможно без совместной и сонаправленной работы государства и бизнес-сообщества в целом.
Для того чтобы такую работу организовать, в 2021 г. Минцифры России, Минпромторг России и Минстрой России запустили межведомственный проект "Умный многоквартирный дом", направленный на цифровизацию многоквартирных домов на территории Российской Федерации в целях повышения качества жизни и комфорта людей, экономии ресурсов и снижения стоимости коммунальных услуг.
В декабре того же года совместным приказом была создана межведомственная рабочая группа по проекту "Умный многоквартирный дом". На текущий момент в состав этой рабочей группы входят более 80 участников. В нее включены как представители органов власти (Совет федерации РФ, Государственная Дума, Минцифры России, Минстрой России, Минпромторг России, Минэнерго России, МСЧ России, Росстандарт, Правительство Москвы), так и представители застройщиков, производителей оборудования и комплектующих для умных многоквартирных домов, разработчиков программного обеспечения, а также ресурсоснабжающих и некоммерческих организаций.
Межведомственная рабочая группа по проекту "Умный многоквартирный дом"
АНО "Умный многоквартирный дом"
Во второй половине 2022 г. была создана АНО "Умный многоквартирный дом", которая объединяет основных игроков межотраслевого рынка умных многоквартирных домов, включая структуры "Ростелеком" и "Яндекс", "Лабораторию Касперского" и "ЭР-Телеком Холдинг", МТС и Вымпелком, ГК "Самолет" и ГК "Эталон", "Оптиковолоконные системы" и "Инкаб", YADRO и Varton, компании "Рубеж" и "Гиперлайн", "Юникорн" и "Салют девайсы", а также других заметных игроков рынка. Состав участников неизменно пополняется новыми интересантами.
АНО "Умный многоквартирный дом" выступает как бэк-офис и секретариат межведомственной рабочей группы и площадка для сборки рыночной экспертизы, где бизнес-сообщество работает над созданием проектов нормативно-технических документов и регуляторных инициатив.
При этом объединение экспертов на базе рабочей группы и АНО "Умный МКД" – это не просто место для дискуссий, а площадка для того, чтобы дискуссии приводили к созданию новых нормативных документов и корректировке существующих.
Концепция цифровизации МКД
Фокусировка участников АНО "Умный МКД" на системном подходе к работе привела к подготовке проекта Концепции цифровизации многоквартирных домов на территории Российской федерации (далее – Концепции). Ключевой целью Концепции является определение приоритетов и подходов, которые обеспечат комфорт и безопасность проживания жителей в цифровых многоквартирных домах путем внедрения и развития технологий современных цифровых продуктов и сервисов, включая технологии Интернета вещей. документ согласован федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, Концепция является ориентиром для внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты, нормативно-технические документы (строительные своды правил и строительные нормы) и для разработки национальных стандартов для умных многоквартирных домов.
Перспективная программа стандартизации
С этой целью в середине прошлого года АНО "Умный МКД" совместно с Минцифры России, Минстроем России, Минпромторгом России и Росстандартом была утверждена Перспективная программа стандартизации в области умных домов, зданий и сооружений на 2023–2030 гг.
Эта программа предполагает систематизированную разработку не только новых национальных стандартов и сводов правил, но также актуализацию устаревших норм и требований в области строительства зданий и сооружений. в общей сложности Программой предусмотрена разработка и актуализация 77 нормативно-технических документов. Это крупнейший пересмотр стандартов на грани соприкосновения строительства и ЖКХ с цифровыми технологиями и радиоэлектроникой.
Первые стандарты
Первые два стандарта (ГОСТ Р 71199–2023 "Системы киберфизические. Умный дом. Термины и определения" и ГОСТ Р 71200–2023 "Системы киберфизические. Умный дом. Общие положения") были утверждены Росстандартом в самом конце 2023 г., и уже с 1 сентября 2024 г. введены в действие. В ходе подготовки этих стандартов эксперты провели большую работу над выработкой единого подхода к понятиям "умный дом", "системы умного дома", "программно-аппаратный комплекс". Закрепив определения в ГОСТ Р 71199–2023, мы теперь можем сказать, что наш межотраслевой рынок заговорил на одном языке.
Чтобы говорить о развитии той или иной тематики или явления, необходимо определиться с понятиями и ключевыми подходами. для этого и были разработаны первые два ГОСТа.
ГОСТ Р 71199–2023 "Системы киберфизические. Умный дом. Термины и определения"
Данный стандарт закрепил понятие базового набора устройств и оборудования умного многоквартирного дома (базовый набор) – того минимума, который позволяет считать дом умным.
Туда вошли IP-домофоны, IP-видеокамеры (входы), считыватели систем контроля и управления доступом (СКУД) и умные замки, датчики мониторинга состояния инженерных систем, датчики определения экстренных ситуаций, осветительные приборы, управляемые с использованием информации от датчиков присутствия и освещенности, интеллектуальные приборы учета, устройства погодозависимой автоматики индивидуального теплового пункта и объекты пассивной инфраструктуры (структурированная кабельная система и пр.). Данным стандартом определены также и другие чрезвычайно важные для развития тематики понятия, например классы умных домов как показатель уровня внедрения умных технологий в доме, определяющий соответствующий набор свойств и функций.
ГОСТ Р 71200-2023 "Системы киберфизические. Умный дом. Термины и определения"
Данный стандарт устанавливает общие положения в области проектирования, применения, типовой структуры, интерфейсов и состава систем умного дома, а также их совместимости с внутренними и внешними системами.
Перспективные разработки
Сейчас на базе АНО "Умный МКД" идет работа по подготовке проектов целого ряда новых документов, в частности документа, который отразит общие требования к устройствам базового набора устройств и оборудования, про который шла речь выше. Стоит добавить, что его состав и функциональное наполнение было предложено АНО "Умный МКД", а потом одобрено межведомственной рабочей группой.
Этот же базовый набор ляжет в основу еще одного национального стандарта, который закрепит категорийность умных домов и их деление на классы, о которых также шла речь в стандарте ГОСТ Р 71199–2023.
Идет работа также над более чем полутора десятками других стандартов и сводов правил, работа над большей частью которых будет завершена уже в этом году.
Таким образом, мы сможем завершить формирование не просто понятийной системы, определив и закрепив подходы к тому, что такое умный дом и каким он может быть, но и инструментов его реализации и оценки.
В первую очередь это важно для жителей умных домов: так они смогут получать четкое и прозрачное представление, какой именно уровень комфорта им предлагается, какие услуги они могут получить и о каких услугах придется просить отдельно. Введение этих национальных стандартов поможет наладить диалог как потребителей с бизнесом, так и представителей разных отраслей рынка между собой.
С этой же целью планируется работа по подготовке предложений по внесению изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 в части умных систем, в том числе из состава базового набора. Эти меры позволят в дальнейшем производителям устройств и оборудования умного дома работать в едином правовом поле, что важно для государственного стимулирования отечественных разработчиков и производителей. Мы рассчитываем, что рынок умных устройств в России сложится на базе отечественного производства. Мы уже сейчас работаем над мерами по повышению доступности отечественной компонентной базы, что даст возможность российским компаниям устанавливать конкурентоспособные цены на внутреннем рынке.
Безопасность умного дома
Еще одним направлением нашей работы стала информационная безопасность умного дома. Можно много говорить о том, насколько умные сервисы удобны, но пока они не станут надежными, никто не захочет пользоваться ими у себя дома. Мы все помним, что дом – это в первую очередь наша крепость, место, где безопасно и комфортно. Поэтому 2024 год для нас начался с решения межведомственной рабочей группы организовать работу по обеспечению информационной безопасности систем и инфраструктуры умного многоквартирного дома. На базе АНО эту работу возглавил признанный лидер решений в сфере безопасности – "Лаборатория Касперского". Возможность использовать гигантский опыт "Лаборатории Касперского" в сфере безопасности, дополнив его экспертными позициями представителей различных регуляторов, а также ВТС, СБЕРа, Яндекса и других организаций, представляется нам невероятно значимым шагом в направлении создания концепции надежного и доверенного умного дома. В настоящее время участники АНО "Умный МКД" развернули свою работу на площадке нашей внутренней рабочей группы "Доверие и информационная безопасность умного МКД". Мы рассчитываем, что уже к 2025 г. в свет выйдут проекты первых документов, призванных уменьшить уровень потенциальных киберугроз для умного дома.
Нужно отметить, что АНО также считает важным присоединиться к работе не только в области информационной, но и пожарной безопасности умного дома. В настоящее время мы активно сотрудничаем с МЧС России в этом вопросе и очень благодарны коллегам за внимание и глубокую проработку наших предложений, внесенных к проектам изменений в действующие своды правил в области пожарной безопасности. По итогам работы в 2023 г. новый раздел, а именно "Пожарная безопасность умного МКД", был включен в Перспективную программу стандартизации в области умных домов, зданий и сооружений на 2023– 2030 гг. Мы считаем, что этот комплекс мер, безусловно, приведет к повышению надежности противопожарных систем в умных зданиях и сооружениях.
Стоит остановиться на том, как именно организована наша внутренняя работа. Очевидно, что область применения решений умного дома обширна и для выработки подходов по каждому из направлений требуется структурированная работа специалистов на общей площадке.
Для глубокой экспертной проработки технических вопросов и включения в проекты разрабатываемых нормативно-технических документов и предложений в части нормативно-правового регулирования наиболее важных и значимых существующих практик мы обратились к формату рабочих и редакционных групп. Таким образом, мы смогли выстроить работу по каждому из направлений с привлечением ключевых экспертов области.
Редакционные группы
На базе АНО "Умный МКД" действуют редакционные группы, члены которых сконцентрировались на разработке решений в части архитектуры умного МКД, сервисов умного здания, программного обеспечения и ПАК, требований к элементам интеллектуальных систем и устройствам умного дома, объектам пассивной инфраструктуры, систем освещения, а также классов умного дома и уже упоминавшейся выше информационной безопасности. Каждая из редакционных групп лидируется одним из участников организации, что не предполагает "монополии на власть", но дает возможность продвигать работу собственной активностью и вовлечением прочих участников в работу – только так рождаются необходимые для редакционных групп консенсусные подходы.
Так, после разработки подходов к основным понятиям в сфере умного дома организация приступила к следующему этапу работы.
В настоящее время в рамках редакционной группы "Архитектура", деятельность которой лидирует ЭР-Телеком Холдинг, ведется работа по формированию проекта ГОСТ Р "Системы киберфизические. Умный дом. Архитектура", который создаст фундамент для глубокой проработки решений не только в части информационной безопасности, но и сервисов умного дома, его устройств и инфраструктуры. При этом параллельно в редакционной группе "Сервисы умного МКД" начата работа по подготовке проекта ГОСТ Р "Системы киберфизические. Умный дом. Услуги и работы по содержанию и управлению зданием". Лидирование этой важной и сложной работы взяла на себя компания "Юникорн". Эксперты Яндекса, ГК Yadro, МТС, "Ростелекома", Вымпелкома и ЭР-Телеком Холдинг также активно включились в работу над документом, что позволяет говорить о высоком уровне репрезентативности.
Обширную работу ведет рабочая группа "Программное обеспечение и ПАК", члены которой формируют проекты национальных стандартов в части автоматизированной системы управления зданием и автоматизированной системы управления освещением (это направление лидирует ГК "Вартон"), а также в части интеллектуальных систем учета коммунальных ресурсов (здесь большая работа проделана при лидировании МТС).
Работу по формированию требований к элементам интеллектуальных систем и устройствам (сенсорам, актуаторам и контроллерам) ведет редакционная группа "Устройства", в рамках которой уже подготовлены проекты документов и сформированы подходы к целому ряду элементов базового набора, о котором мы говорили выше.
В ближайших планах организации запуск деятельности рабочей группы "Интеллектуальные приборы учета". Задачами этой рабочей группы станет масштабирование инструментами нормативно-технического регулирования лучших решений и практик, создание условий для поддержания и стимулирования производства отечественных интеллектуальных приборов учета.
В действующую редакцию Перспективной программы стандартизации в области умных домов, зданий и сооружений уже включена разработка нескольких национальных стандартов на умные счетчики, поэтому мы полагаем, что члены рабочей группы в первую очередь сконцентрируются на этом направлении деятельности. Мы очень надеемся, что к деятельности этой рабочей группы присоединятся ведущие производители приборов учета в нашей стране.
От высокой экспертизы к массовому внедрению решений
Как это часто бывает при высокой экспертной концентрации, в деятельности организации часто появляются новые проекты и инициативы, которые чаще всего рождаются из уже реализуемых активностей, что не может не радовать и не внушать некоторый оптимизм на будущее.
Сейчас мы как никогда уверены, что наша общая работа в рамках АНО "Умный МКД" приведет к формированию нового регулирования, способствующего массовому внедрению решений умного МКД, созданию емкого и устойчивого рынка решений для цифровизации жилья и в конечном итоге – повышению уровня и качества нашей с вами жизни.
1 Базовый набор устройств и оборудования приведен в п. 9 ст. 2 ГОСТ Р 71199–2023 "Системы киберфизические. Умный дом. Термины и определения".
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум