Подписка

Функциональные возможности ГИС ЖКХ

Дмитрий Поплаухин, 28/05/19

ГИС ЖКХ – единая федеральная централизованная информационная система, которая создана для получения самой актуальной и достоверной информации о ЖКХ России. Более 50 млн граждан, зарегистрированных на портале госуслуг, уже являются действующими или потенциальными клиентами ГИС ЖКХ. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь будут полноценно работать с системой в 2019 г., в то время как остальные регионы уже активно в ней работают и размещают информацию. Давайте разберемся, почему ГИС ЖКХ – это просто и удобно.
 

Главная цель создания ГИС ЖКХ – не просто собрать актуальные данные в жилищно-коммунальной сфере, а получить новые возможности для органов власти, организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства и граждан.

В первую очередь система нацелена на получение достоверной информации от активных участников рынка ЖКХ в максимально полном объеме (рис. 1), что поможет определить точную цифру многоквартирных и жилых домов, лицевых счетов (чего никто никогда не знал, а их уже порядка 180 млн), приборов учета и др.

Все необходимое в одном месте

На главной странице сайта www.dom.gosuslugi.ru в разделе "Аналитика и отчеты" уже сегодня можно ознакомиться с отчетами в разрезе до муниципального образования и каждого отдельного дома. Эта информация необходима, например, для принятия решения о техобслуживании МКД, утверждения сметы на капитальный ремонт и т.д.

ris-1

На сайте размещена аналитика технического состояния каждого дома – так называемый электронный паспорт (рис. 2). Для получения более полноценной информации о состоянии дома необходимо будет расширять такой паспорт другими данными.

ris-2

В ГИС ЖКХ можно также увидеть тарифы, оснащенность общедомовыми и индивидуальными приборами учета, программы и краткосрочные планы капитального ремонта в привязке к конкретному дому и другое, разумеется, при условии, что добросовестный поставщик информации (орган власти либо организация в сфере ЖКХ) разместил эти сведения.

Личный кабинет

Каждый пользователь ГИС ЖКХ может в личном кабинете проводить быстрые и удобные операции:

  • получать начисления;
  • оплачивать жилищно-коммунальные услуги;
  • производить оплату по свободным реквизитам;
  • передавать показания приборов учета;
  • получать любую информацию, которую размещает управляющая или ресурсоснабжающая компания, и т.д.

Данные, которые передаются через ГИС ЖКХ, обязательны для использования УК и поставщиками ресурсов. Если показания приборов учета направляются ресурсоснабжающей организации, она не имеет права их проигнорировать.

Оплата ЖКУ

В ГИС ЖКХ введена единая уникальная идентификация лицевых счетов потребителей. У каждого гражданина есть уникальный единый лицевой счет (ЕЛС), который формируется по связке "помещение – потребитель" и отображается в платежном документе. Этот ЕЛС (в соответствии с приказом Минстроя) включен в утвержденную примерную форму платежного документа. Помимо начислений за услуги ЖКХ, в системе в обязательном порядке размещаются факты оплат от управляющих компаний или банков. Эти платежи в привязке к ЕЛС должны отображаться в личном кабинете гражданина.

Контроль размещения информации

Органы государственного жилищного надзора контролируют достоверность информации и факт ее размещения управляющими компаниями, ТСЖ, жилищными кооперативами, ресурсоснабжающими организациями.

ГИС ЖКХ разрабатывалась исходя из того, что много разных информационных систем будут с ней интегрироваться, поэтому чтобы все сторонние системы смогли успешно наладить такую интеграцию с ней, предусмотрены унифицированные форматы информационного взаимодействия
 

Все прокуратуры РФ могут видеть, как осуществляется размещение информации, и контролируют ГЖИ и другие органы власти.

Москва и Санкт-Петербург идут вторым эшелоном подключения к ГИС ЖКХ, но во многих регионах прокуратуры и органы госжилнадзора уже активно используют новые возможности и привлекают к ответственности за неисполнение обязанностей.

Обращения и ответы

Вопрос, которому уделяется особое внимание, – обращения граждан. Количество обращений, направленных через ГИС ЖКХ управляющим компаниям, поставщикам ресурсов, органам власти и другим, исчисляется уже десятками тысяч. В отношении этих обращений применяются нормы закона № 59-ФЗ: на них необходимо ответить в течение 30 дней либо переслать по компетенции.

Решение давних проблем

В процессе создания ГИС ЖКХ мы столкнулись с большим количеством проблем и вопросов, которые существуют в отрасли ЖКХ и других сферах.

Например, в Федеральной информационной адресной системе было обнаружено порядка 1 млн проблемных адресов (адрес есть, а дом физически не существует; двойные или тройные адреса и др.). Сегодня эта и много других задач решаются, что подтверждает то, что ГИС ЖКХ помогает наводить порядок и в жилищно-коммунальном хозяйстве, и в сопутствующих отраслях и сферах.

Технологические возможности для сервисов и программ

При создании ГИС ЖКХ было учтено, что во многих регионах и муниципальных образованиях уже имелись свои официальные информационные системы, основная масса из которых коммерческие.

ГИС ЖКХ разрабатывалась исходя из того, что много разных информационных систем будут с ней интегрироваться, поэтому чтобы все сторонние системы смогли успешно наладить такую интеграцию с ней, предусмотрены унифицированные форматы информационного взаимодействия. Многие компании успешно интегрировались с ГИС ЖКХ за пару месяцев. Сегодня к ГИС ЖКХ подключено уже 4370 таких ИТ-систем, которые успешно прошли тестирование на информационное взаимодействие.

Большинство из них передают данные на постоянной основе: начисления, платежные документы, технические характеристики, сведения по капитальному ремонту и все другие виды информации, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по ГИС ЖКХ (209-ФЗ, совместные приказы Минкомсвязи и Минстроя). Причем масштаб подключаемых региональных, муниципальных и коммерческих систем неважен: форматы работы унифицированы, взаимодействие налажено, передача данных работает.

Сегодня к ГИС ЖКХ подключено уже 4370 таких ИТ-систем

Вектор развития

В ближайшей перспективе основное внимание будет направлено на совершенствование конкретных аспектов работы ГИС ЖКХ:

1. Расширение функциональных возможностей в личном кабинете гражданина (отображение отчетов ТСЖ, программ в сфере ЖКХ, планов работ в МКД, данных о качестве коммунальных услуг и перерывах их в предоставлении и т.д.).

2. Оптимизация механизмов и упрощение процесса размещения информации в ГИС ЖКХ:

  • разработка новых шаблонов, необходимых для загрузки информации;
  • массовые операции (архивация приборов учета, введение данных о получателях субсидий и компенсаций, работа с договорами и т.д.).

3. Расширение функционала обращений граждан (автоматизация процесса работы с обращениями: назначение исполнителя, контроль сроков, переадресация в несколько организаций, продление срока рассмотрения).

4. Развитие модуля "Формирование комфортной городской среды", включая ведение:

  • реестра дворовых и общественных территорий;
  • федерального реестра лучших реализованных практик формирования комфортной городской среды;
  • аналитических отчетов по реализации региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды;
  • голосования гражданами по дизайн-проектам благоустройства дворовых и общественных территорий.

5. Предоставление органам государственного жилищного надзора доступа к размещенной информации для ее контроля.

6. Предоставление органам социальной защиты сервиса с доступом к информации о наличии задолженности у гражданина, претендующего на получение субсидии или компенсации.

Таким образом, ГИС ЖКХ – это работающий механизм с достоверными данными и удобными возможностями, которые постоянно добавляются и улучшаются и которыми уже можно и нужно пользоваться.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №1, 2019

Темы:Умный городГИС ЖКХЖКУ
Комментарии

More...