Государственная информационная система управления охранными услугами на базе отечественных технологий для Росгвардии
Игорь Баринов, Анатолий Вихирев, 20/12/22
Новые возможности и реальные перспективы
Государственная информационная система контроля за оборотом оружия и управлением охранными услугами на базе отечественных технологий для обработки больших массивов данных (ФПКО) успешно прошла испытания в реальных условиях эксплуатации. Авторы статьи рассказывают о ее основных задачах и перспективах применения как для обеспечения национальной безопасности, так и для оказания охранных услуг и лицензионно-разрешительных в части оборота оружия.
В настоящее время в Российской Федерации в рамках национального проекта "Цифровая экономика" реализуются мероприятия, имеющие целью создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных для использования государственными организациями, производственными компаниями и частными лицами.
В целях исполнения указанного проекта в интересах Главного управления лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля (ГУЛРРиГК Росгвардии) и Главного управления вневедомственной охраны (ГУВО Росгвардии) – подразделений центрального аппарата войск национальной гвардии Российской Федерации была создана на базе отечественных технологий Государственная информационная система контроля за оборотом оружия и управлением охранными услугами для обработки больших массивов данных (ранее ФПКО – федеральная программа контроля за оружием, эта аббревиатура ив настоящее время используется в документах. – Прим. ред.). В настоящий момент она успешно прошла испытания в реальных условиях эксплуатации в трех пилотных регионах Российской Федерации.
Задачи ФПКО
Основными задачами, которые планируется решить посредством внедрения данной системы, являются:
- комплексное информационно-аналитическое обеспечение оперативного взаимодействия всех участников сферы оборота оружия и охранной деятельности, контроля за оборотом оружия и управления процессами оказания охранных услуг;
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры обработки и хранения больших объемов данных, доступной для подразделений всех уровней ГУЛРРиГК и ГУВО Росгвардии;
- создание предпосылок для использования подразделениями преимущественно отечественного программного обеспечения;
- повышение эффективности создания, сбора и использования данных как для осуществления подразделениями Росгвардии государственных контрольных функций, так и для предоставления охранных и лицензионно-разрешительных услуг в части оборота оружия физическим и юридическим лицам;
- обеспечение доступа к информации, необходимой для наиболее полного и своевременного исполнения своих обязанностей сотрудниками подразделений, а также реализации гражданами своих прав в указанных сферах;
- создание условий для существенного роста доли электронных операций и новых электронных сервисов в области лицензионно-разрешительных и охранных услуг.
Развертывание ФПКО на федеральном, региональном и локальном (муниципальном) уровнях и внедрение ее в служебную деятельность подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации позволят сформировать единую систему мониторинга и контроля за их работой с получением соответствующих развернутых прогнозно-аналитических отчетов, обеспечат эффективную межведомственную координацию при исполнении контрольных функций ГУВО Росгвардии, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Портал ФКПО
Перспективы применения
Анализ структуры и функциональных характеристик ФПКО дает основание утверждать, что внедрение системы поднимет на новый уровень и придаст ускорение развитию различных служб подразделений вневедомственной охраны.
Значимые перспективы для инженерно-технического персонала пунктов централизованной охраны (ПЦО) и нарядов строевых подразделений вневедомственной охраны связаны с возможностями и характеристиками входящих в состав ФПКО модуля "Оперативное управление" и его компонента "Служебный АРМ охраны", среди которых следует выделить следующие:
- оснащение автоматизированных рабочих мест дежурного персонала ПЦО единым унифицированным графическим интерфейсом пользователя;
- обеспечение совместной работы на одном ПЦО всей номенклатуры систем передачи извещений (СПИ), применяемых подразделениями вневедомственной охраны;
- формирование в едином унифицированном формате отчетных данных для последующего анализа и контроля деятельности подразделений средствами специального программного компонента ФПКО "Мониторинг и анализ";
- формирование единой системы управления служебной деятельностью подразделений, позволяющей максимально быстро реагировать на тревожные извещения с охраняемых объектов, а также координировать действия нарядов, в том числе по охране общественного порядка;
- обеспечение нарядов групп задержания аудио- и видеоинформацией с охраняемых объектов, а также данными об охраняемых объектах из баз данных пульта централизованного наблюдения (ПЦН) – схемах помещений, уязвимых местах, местах установки технических средств;
- формирование единой системы мониторинга подвижных объектов с возможностью контроля в постоянном режиме, в том числе на межрегиональных маршрутах.
Для ФГКУ УВО на региональном и ГУВО Росгвардии на федеральном уровне внедрение системы обеспечит формирование единой системы сбора данных для осуществления мониторинга, контроля, анализа и эффективного управления деятельностью подразделений вневедомственной охраны.
Одновременно с этим реализованный в ФПКО функционал обеспечит подразделения возможностями для организации в режиме онлайн электронных операций и электронных сервисов, предусматривающих реализацию всего спектра мероприятий по взаимодействию подразделений вневедомственной охраны с физическими и юридическими лицами, проводимых в настоящее время в очном формате (при личном участии заявителей/клиентов), и предоставлении им следующих сервисных услуг посредством компонента ФПКО "Мобильные приложения":
- подачу и обработку заявлений с прилагаемыми документами на оказание охранных услуг;
- контроль и управление процедурами по взаимодействию с клиентом в части формирования в автоматическом режиме акта обследования нового объекта, подготовки и согласования технического задания и технического проекта на оборудование объекта охранной сигнализацией, возможностью посредством конструктора форм составления договора на охрану, заполнения и его дистанционного заключения с подразделением с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи;
- создание заявок для монтажных организаций на выполнение работ по договорам;
- выставление счетов на оплату оказанных охранных услуг с передачей соответствующей информации пользователям ФПКО;
- взаимодействие с платежными системами и организацию функций получения информации о балансе счета и проведения оплаты за оказанные охранные услуги;
- централизованное создание, ведение и предоставление доступа к единым реестрам монтажных организаций, оборудования технических средств охраны и оказываемых охранных услуг;
- получение уведомлений о постановке/снятии под охрану/с охраны объектов, поступивших на ПЦН сигналах тревоги, неисправностях технических средств охраны и т.д.
Мобильные приложения
Для реализации указанных функций пользователям будут доступны возможности взаимодействия с ФПКО посредством программного обеспечения для мобильных устройств – мобильных приложений "Мобильный клиент" и "Мобильный инженер", а также возможности создания личных кабинетов физического лица, юридического лица, монтажной организации и работы в них.
Для автоматизации процедур взаимодействия оперативного персонала ПЦО с сотрудниками групп задержания в системе предусмотрено мобильное приложение "Мобильный наряд".
Мобильное приложение для групп задержания обеспечивает прием информации с ПЦО о тревожных сигналах, поступивших с охраняемых объектов, а также заданий на реагирование по ним, в том числе предусмотрена возможность доступа к базе данных сервера ПЦН для получения следующих сведений:
- адрес и координаты охраняемого объекта для отображения его на электронной карте местности;
- планов помещений охраняемого объекта с указанием уязвимых мест и мест установки технических средств охраны;
- аудио- и видеоинформации, переданной на ПЦН с видеокамер, установленных на охраняемых объектах.
Кроме того, мобильное приложение позволяет автоматизировать процедуры формирования и отправки на ПЦН докладов о результатах выезда по сигналу тревоги, передачи информации о статусе группы, обстановке на маршруте следования, ведения бортового журнала и т.д.
Внедрение ФПКО откроет новые возможности и реальные перспективы в развитии государственной централизованной охраны объектов и имущества граждан, обеспечит цифровизацию практически всех сфер деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Новые возможности
Наличие и доступность в ФПКО электронных информационных сервисов для каждого заинтересованного физического или юридического лица, в том числе через личные кабинеты, на всей территории Российской Федерации, а также возможность реализации функций контроля при заключении договоров на охрану и иного взаимодействия с подразделениями Росгвардии станет действенным стимулом для привлечения новых клиентов и повышения эффективности работы сотрудников подразделений вневедомственной охраны, занятых в данной сфере служебной деятельности.
Еще одной важной функцией ФПКО, которая окажет положительное влияние на развитие службы вневедомственной охраны, является реализованное в системе взаимодействие с существующими государственными информационными системами. В настоящий момент модули ФПКО взаимодействуют по утвержденным протоколам с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единой системой классификации и кодирования информации (ЕСКК) и информационной системой финансово-хозяйственной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Криптографическая защита информации в системе будет организована посредством аппаратно-программных комплексов шифрования "Континент АП" и "Крипто ВСМ", имеющих сертификаты ФСТЭК и ФСБ.
Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью говорить о том, что внедрение ФПКО откроет новые возможности и реальные перспективы в развитии государственной централизованной охраны объектов и имущества граждан, обеспечит цифровизацию практически всех сфер деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2022
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: pxhere.com