Подписка
МЕНЮ
Подписка

Форум All-over-IP 2024 | Москва, DoubleTree by Hilton | 12-13 ноября  Искусственный интеллект и машинное обучение | Цифровая трансформация для  предприятий | СКУД и видеоаналитика для контроля бизнес-процессов |  Автоматизация управления данными | ЦОД и дата-центры | Автоматизация ЖК   Регистрируйтесь и приходите!

Государственная политика в области промышленной безопасности

Дмитрий Яковлев, 08/07/19

Перечень сфер регулирующей деятельности Ростехнадзора достаточно широк: промышленность, атомная и электроэнергетика, тепло- и энергоснабжение, гидротехнические сооружения, а также ряд функций в строительстве. Не для всех этих сегментов Ростехнадзор является главным нормотворцем, однако в области промышленной безопасности полностью отвечает за выработку нормативной базы. В этой статье рассмотрим, каких результатов удалось добиться по данному направлению и каковы текущие приоритеты Ростехнадзора в совершенствовании своей деятельности.

В 2018 г. государственная политика в обеспечении безопасности промышленных объектов впервые обрела очень четкие контуры. Были определены основные задачи и инструменты их реализации и составлены конкретные программные документы:

  • Указ Президента РФ от 06 мая 2018 г. № 198 "Об основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 г. и на дальнейшую перспективу";
  • постановление Совета Федерации от 13 июля 2018 г. № 269-Сф "О состоянии промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации и мерах по повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на производственных объектах".

В этих документах сформулированы приоритеты, которые касаются не только Ростехнадзора, но и других федеральных органов исполнительной власти, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Аварийность и травматизм на опасных промышленных объектах

Ситуация с аварийностью и травматизмом на поднадзорных промышленных объектах в данный момент достаточна стабильна. по итогам 2018 г. эти показатели были  минимальными (рис.1).

Безусловно, это не повод расслабляться, тем более что многие российские организации уже активно подключаются к инициативе Global Zero в стремлении снизить до абсолютного нуля травматизм и смертельные случаи, а в перспективе исключить любое причинение вреда жизни и здоровью работников.

diagramma

Подготовка сотрудников

В соответствии № 271-фз от 29 июля 2018 г. (вступил в силу с 1 января 2019 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики" введены новые требования к подготовке и аттестации руководителей и специалистов поднадзорных организаций. В этой части установлено требование о получении не реже одного раза в пять лет отдельными категориями работников дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности по типовым программам, которые будут утверждены Ростехнадзором в содействии с МЧС России. Правительством будут установлены те категории работников, которые так или иначе контролируют соблюдение требований безопасности другими сотрудниками, то есть лица, ответственные за осуществление производственного контроля, члены аттестационной комиссии организаций и др.

Аттестация руководителей и специалистов

Проект постановления Правительства "О вопросах подготовки и аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" находится практически на выходе. По нему сохраняется действующая система, которая была основана на подзаконных актах Ростехнадзора. Главное отличие нового проекта в том, что больше не будет центральной аттестационной комиссии, аттестация будет проходить в территориальных аттестационных комиссиях, причем по выбору заявителя.

Вторая новация пока отложена, но вступит в силу предположительно летом 2019 г., а именно: аттестационные комиссии организаций будут обязаны проводить свою аттестацию внутри организации с использованием средств единого портала. Доступ к нему будет бесплатный, организация вправе вводить дополнительные формы проверки знаний своих работников, но обязательно как минимум пройти тест на этом портале, чтобы все было зафиксировано в централизованной базе Ростехнадзора.

Механизмы уголовной ответственности

Согласно № 114-ФЗ от 23 апреля 2018 г. "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" нарушения требований промышленной безопасности были выделены из нескольких статей УК в отдельный состав.

По № 229-ФЗ от 29 июля 2018 г. введена ответственность за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам.

Эксплуатация лифтов, эскалаторов, траволаторов и инвалидных подъемников

Отдельное направление работы Ростехнадзора связано с контролем безопасности лифтов, эскалаторов (вне метрополитена) и подъемников на всех объектах, выведенных в свое время из категории опасных производственных объектов.

Федеральным законом № 94-ФЗ от 23 апреля 2018 г. (вступил в силу с 1 сентября 2018 г.) введен уведомительный порядок начала деятельности (эксплуатация, ремонт, диагностика) данных элементов. В Государственной Думе готовятся поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях по этому направлению.

Проект постановления Правительства РФ "О вопросах подготовки и аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" находится практически на выходе. По нему сохраняется действующая система, которая была основана на подзаконных актах Ростехнадзора. Главное отличие нового проекта в том, что больше не будет центральной аттестационной комиссии, аттестация будет проходить в территориальных аттестационных комиссиях, причем по выбору заявителя

Разграничение полномочий в сфере охраны труда

Приняты два федеральных закона касательно разграничений полномочий и отчасти контрольно-надзорных функций Ростехнадзора и Роструда — № 207-ФЗ и № 208-ФЗ от 19 июля 2018 г. На их основании внесены изменения в ст. 366 и 367 Трудового кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Установление охранных зон промышленных объектов

Большая работа проделана по № 342-ФЗ от 3 августа 2018 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Введены новые правовые механизмы установления охранных зон промышленных объектов и обеспечения соблюдения особых условий использования таких зон.

Другие законопроекты Ростехнадзора

На разных стадиях согласования в Правительстве находятся несколько важных законопроектов по:

  • дистанционному контролю промышленной безопасности;
  • обеспечению промышленной безопасности при проведении сварочных работ;
  • регламентации допуска в эксплуатацию энерго- и теплоустановок;
  • применению риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора в области использования атомной энергии.

Ключевой фокус в 2019 году

В 2019 г. Ростехнадзор поставил большую цель — подготовить новую редакцию Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Были проанализированы задачи текущих программных документов, разработаны изменения и получены все соответствующие поручения правительства.

Главные нововведения направлены на:

  1. Совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  2. Повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы промышленной безопасности.
  3. Установление правового статуса организаций научно-технической поддержки в области промышленной безопасности.
  4. Согласование на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химической продукции и новой редакции Конвенции ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий от 15 декабря 2015 г.
  5. Особенности обеспечения промышленной безопасности опасных технических устройств, место работы которых может меняться.
  6. Обеспечение промышленной безопасности при обращении взрывчатых веществ промышленного назначения и изделий на их основе.

Основная цель этой масштабной работы — привести действующую систему в соответствие с современным законодательством в области государственных услуг.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2019

Распознавание лиц в СКУД. ОБЗОР ПРОДУКТОВ >>

Фото: ru.freepik.com

Темы:РостехнадзорКомплексная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №3/2019Безопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...