Государственные услуги в сфере транспортной безопасности: цифровизация и трансформация
Иван Тушко, 11/05/23
Статья посвящена теме государственных услуг, оказываемых в сфере безопасности. На примере государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта мы постараемся понять основные этапы и порядок оказания данной услуги.
Основой любого вида деятельности является безопасность. Конституция РФ обязывает государство обеспечить все виды безопасности, в том числе транспортную. Главные принципы государственной политики и практики обеспечения транспортной безопасности: конечная ответственность государства за обеспечение уровня транспортной безопасности; приоритеты охраны жизни и здоровья людей и имущества; гармонизация норм, требований, правил и процедур обеспечения транспортной безопасности и транспортной деятельности в РФ в соответствии с международными требованиями; адекватность профилактических мер степени угроз и возможному ущербу от нарушений в области транспортной безопасности; комплексно сформированное ресурсное обеспечение всех компонентов транспортной деятельности; учет баланса интересов общества, государства, хозяйствующих субъектов, потребителей транспортных услуг; максимальное использование в рыночных условиях возможностей государственно-частного партнерства; приоритет планово-предупредительных мероприятий, комплексный характер и координация деятельности всех субъектов и объектов транспортной деятельности при обеспечении транспортной безопасности; непрерывность обеспечения транспортной безопасности, выявление условий и факторов, угрожающих транспортной системе. В настоящее время широкое применение находят современные информационные технологии обеспечения транспортной безопасности.
По рельсам безопасности
Транспорт является важнейшей отраслью общественного производства в любом государстве. Он призван удовлетворять потребности предприятий, учреждений, граждан в перевозках грузов и пассажиров. Несмотря на многообразие видов транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный, трубопроводный, воздушный), свое внимание мы уделим железнодорожному транспорту как одному из наиболее распространенных и развитых видов.
Анализ специальной литературы позволяет выделить определенные особенности данного вида транспорта:
1) универсальность железнодорожного транспорта, заключающаяся в возможности обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах страны и в любое время года;
2) высокая провозная способность и эффективность перевозок грузов и пассажиров;
3) сравнительно большие скорости перемещения грузов и багажа (максимальная скорость 200 км/ч);
4) круглосуточный цикл работы транспорта;
5) нормативный характер работы (любой технологический процесс регламентирован нормами права (уставами, правилами и т.д.);
6) меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению с иными видами транспорта, например, автомобильным, воздушным [1].
В ногу со временем: трансформации в сфере оказания госуслуг
Цифровые технологии активно внедряются в деятельность органов государственной власти, что предопределяется масштабным выстраиванием государством стратегических ориентиров на создание электронного правительства и переход на цифровые формы взаимодействия участников управленческих отношений.
Цифровизация общественных отношений вызывает необходимость в изменениях управленческих приемов воздействия на них, а также тех инструментов, в соответствии с которыми определяется структура, процесс принятия и исполнения управленческих решений – административных процедур. В этом контексте актуально говорить о происходящей цифровой трансформации административно-процедурной деятельности органов государственного управления.
Что такое государственная услуга?
Государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций органа, предоставляющего государственную услугу, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [2].
Государственные услуги являются инструментом государственного регулирования экономики. Они объединяют различные средства регулирования рыночных отношений, например разрешение совершения или регистрации определенных действий и т.д. Необходимость получения государственной услуги может быть вызвана как личной выгодой услугополучателя, так и нормативно установленной обязанностью ее получения [4].
Цифровизация сферы госуслуг
Перевод государственных услуг в электронную форму является общемировой тенденцией развития электронных правительств различных стран. Трансформация государственных услуг привела к цифровизации государственных функций, разработке и развитию электронных сервисов, а также к переходу на новые принципы организации процесса предоставления государственных услуг, существенно расширив возможности охвата населения при одновременном сокращении сроков предоставления процедур и их упрощения, что сказалось на снижении административных барьеров.
Теоретические исследования подчеркивают значимость цифровизации государственного управления для повышения качества государственных услуг для граждан, а также повышения эффективности исполнения государственных функций в результате внедрения гибких моделей управления. Внедрение цифровых технологий способствует развитию механизмов участия граждан и их вовлечению в процесс создания и оказания государственных услуг. Использование новых возможностей может изменить саму логику оказания государственных услуг и позволяет перейти от традиционной модели управления к сервисным моделям организации деятельности и учета индивидуальных потребностей граждан при взаимодействии с государством.
Единый портал госуслуг
Начиная с 15 декабря 2009 г. на территории Российской Федерации активно развивается справочно-информационный портал государственных и муниципальных услуг (Единый портал госуслуг, ЕПГУ). Он обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях контроля и надзора, об услугах государственных и муниципальных учреждений и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставляет в электронной форме государственные и муниципальные услуги. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом России: место получения услуги определяется как наличием самой услуги, так и условиями ее предоставления.
Не стала исключением и сфера транспортной безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры, для улучшения организации которой предусмотрен ряд государственных услуг:
- аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
- аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта и метрополитена;
- утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
- утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Все перечисленные услуги оказываются компетентным органом в сфере обеспечения транспортной безопасности – Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России (Росжелдор), а именно его структурным подразделением – Управлением транспортной безопасности.
На примере государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности мы постараемся понять, каковы основные этапы и порядок оказания данной услуги по транспортной безопасности.
Процедура оказания госуслуги
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Она осуществляется специализированными организациями далеко не бесплатно, а чтобы получить статус специализированной организации, нужно также пройти процедуру получения одной из указанных выше госуслуг.
Услуга по рассмотрению и утверждению оценки уязвимости предоставляется Росжелдором бесплатно. При этом установлены следующие сроки:
- срок выполнения услуги – 30 рабочих дней;
- срок, в течение которого заявление о предоставлении услуги должно быть зарегистрировано, – один рабочий день;
- максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении услуги лично – 15 минут.
В соответствии с Регламентом результатом предоставления государственной услуги является:
- решение об утверждении результатов оценки уязвимости;
- решение об отказе в утверждении результатов оценки уязвимости.
Для утверждения Росжелдором результатов оценки уязвимости заявителями предоставляются следующие документы:
- обращение заявителя об утверждении результата (в свободной форме);
- результаты проведенной оценки уязвимости в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном носителе в виде текстового документа с графическими план-схемами, третий на магнитном носителе.
Важно отметить, что Росжелдору запрещается требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в Федеральном законе от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Последовательность предоставления государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) прием и регистрация документов;
б) рассмотрение представленных документов;
в) принятие решения об утверждении результатов оценки уязвимости или об отказе в утверждении.
Конечным результатом исполнения административной процедуры является утверждение и направление рассмотренных документов заявителю. Специалист в срок, не превышающий одного дня со дня утверждения заключения руководителем Росжелдора, направляет (вручает) заявителю утвержденный результат оказания госуслуги. В течение пяти дней с момента утверждения документации второй и третий экземпляры вносятся в документальную и электронную базу.
Цифровизация транспортной безопасности
Государственные услуги являются основной и наиболее массовой формой взаимодействия населения и органов государственной власти (начиная с приема граждан и заканчивая регистрацией прав на недвижимое имущество). Обозначение данного направления как самостоятельной функции свидетельствует о новом подходе к понятию "государство". На данном этапе государство понимается как производитель и поставщик услуг, основным назначением которого является обеспечение надлежащего и качественного удовлетворения потребностей общества. Данная концепция "сервисного государства" основательно разработана в правовой науке западных стран, откуда она и была заимствована. В частности, во Франции осуществление правосудия, обеспечение общественной безопасности и деятельность государственного аппарата в целом рассматриваются как оказание услуг [3].
Когда речь заходит о таких важных и серьезных вопросах, как транспортная безопасность и антитеррористическая защищенность, от которых зависит жизнь и здоровье населения, то сложно говорить об этом в контексте административной государственной услуги, лишенной какого-то индивидуального или разностороннего подхода. Ведь та же оценка уязвимости, о которой шла речь ранее, является лишь первым базисным этапом в комплексе мер по безопасности транспортного объекта. За ним следует разработка плана обеспечения транспортной безопасности, которая также утверждается в рамках оказания госуслуги, а уже далее начинается реализация этого плана, включающая в себя оснащение объекта техническими средствами, установку КПП, пропускного режима, привлечение сотрудников охраны и пр.
Поэтому важно понимать, что, несмотря на цифровизацию некоторых процессов транспортной безопасности, процесс охраны объекта не лишается индивидуального подхода, без которого невозможно обеспечить защиту транспортного комплекса в должной мере.
И хочется верить, что процесс цифровизации процессов безопасности будет продолжаться, а его потенциал еще не исчерпан, поскольку это значительно облегчает работу как сотрудникам компетентного органа, так и работникам транспортных предприятия, отвечающих за их безопасность.
Цифровые технологии в транспортной безопасности
Цифровизация является не только источником долгосрочного экономического роста страны и инструментом экономической гонки на мировой арене (например, посредством повышения конкурентоспособности страны на рынке товаров и услуг, уровня жизни населения и т.д.), но и фактором суверенности и стабильности государства, его безопасности.
Особое значение цифровые технологии приобретают в период, когда то или иное государство сталкивается с большими вызовами, как, например, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в мире в начале 2020 г., вызванное распространением пандемии коронавирусной инфекции нового типа – COVID-19.
Для эффективного повышения транспортной мобильности населения и обеспечения транспортной безопасности в современных условиях важную роль играют информационные технологии. Поэтому среди приоритетных задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года отмечены внедрение современных информационных технологий и повышение уровня доступности и качества транспортных услуг для населения.
Примерами эффективного внедрения информационных технологий на пассажирском транспорте являются:
- использование программных комплексов, позволяющих успешно автоматизировать функции управления логистической системой пассажирского транспорта;
- мониторинг и диспетчирование движения пассажирского транспорта с использованием глобальных навигационных систем связи;
- применение телекоммуникационных систем обеспечения функционирования пассажирских перевозок, использующих различные способы подачи информации на объектах транспортной инфраструктуры и в салонах транспортных средств;
- создание в транспортных компаниях доступных потребителям автоматизированных систем резервирования и продажи основных и дополнительных транспортных услуг через Интернет с использованием веб-сайтов транспортных компании, и веб-сайтов распространителей;
- широкое использование Интернета для продвижения услуг транспортных компаний;
- создание единого информационного ресурса на пассажирском транспорте с внедрением современных технологий дистанционного резервирования и оплаты билетов и методов повышения качества обслуживания пассажиров, позволяющего улучшить информационное взаимодействие всех участников транспортного рынка, что существенно повысит эффективность работы транспортного сектора и качество транспортных услуг;
- создание и функционирование Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) государственного контроля и надзора на транспорте в сфере обеспечения транспортной безопасности и др.
В современных условиях понятие "безопасность транспорта" рассматривается как категория экономическая и социальная. Безопасность транспорта подразумевает: внутреннюю способность транспортного комплекса безопасно осуществлять свои функции (профессиональная подготовка и дисциплина персонала, состояние и обслуживание транспортных и технических средств и инфраструктуры); надежную защиту пассажиров и персонала от внешних воздействий (природных и техногенных катастроф, актов незаконного вмешательства, террористических актов).
Список литературы
- Варыгин А.Н. Особенности преступности на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. №3. С.62–65.
- Хайбуллина, С.А. Значение предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий в развитии взаимодействия государства и общества // Молодой ученый. 2021. №50 (392). С. 354–356.
- Герба В.А. О качестве государственных услуг // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2010. № 4–5 (49–50). С. 42–46.
- Исаков А.Р. Государственные услуги и их классификация // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 3. С. 91–96.
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: utl.hku.edu.tr