Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Информация ограниченного доступа

Иван Тушко, 16/06/23

Обеспечение транспортной безопасности объектов инфраструктуры, помимо законодательства Российской Федерации, регламентируется еще и внутренними документами субъекта транспортной инфраструктуры, большинство из которых предназначены только для служебного использования, являясь информацией ограниченного доступа. Поговорим о том, какие документы по защите объектов транспорта являются основными, а также о правилах хранения и обращения с такой информацией.

Поскольку транспорт играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, то неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам преступных посягательств. Следовательно, возрастает роль обеспечения транспортной безопасности и на территории Российской Федерации [1].

Меры защиты транспорта

Для достижения безопасного и стабильного функционирования транспортного комплекса государством во взаимодействии с научными и коммерческими организациями создана и находится в постоянном развитии система правовых, экономических, организационных и иных мер по предотвращению совершения актов незаконного вмешательства (АНВ).

Одной из таких мер является оценка уязвимости (ОУ), в процессе проведения которой аккредитованные специализированные организации определяют степень защищенности конкретного объекта транспорта или транспортного средства, конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности (территорию, где устанавливается особый режим допуска) и рекомендуют, какие меры необходимо предпринять для защиты выявленных уязвимых участков [2]. Одной из основных задач данной меры является определение математической модели нарушителя для расчета возможных сценариев предотвращения АНВ.

В большинстве случаев анализ потенциальных угроз совершения АНВ проводят методом ранжирования потенциальных угроз с учетом масштабности нанесения предполагаемого ущерба, а также степени вероятности реализации АНВ с помощью метода экспертных оценок (метод Дельфи). Для этого экспертная группа проводит парное сравнение угроз, на анализе которого строятся ранжированные списки потенциальных угроз по масштабности и вероятности совершения АНВ [3].

Следующим этапом защиты объекта транспорта на нормативном уровне является план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ), разрабатываемый на основе ОУ.

ОУ и ПОТБ – два основополагающих документа, рассказывающие о том, какие уязвимые участки имеет объект и как его защитить, они имеют специальные правила обращения и хранения, которые закреплены постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 г. № 2051 (далее – постановление № 2051).

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Грифы секретности в транспортной сфере

Согласно Федеральному закону "О транспортной безопасности" сведения о результатах проведенной ОУ и ПОТБ объектов транспортной инфраструктуры являются информацией ограниченного доступа.

Если же транспортный объект находится в непосредственном ведении федерального органа исполнительной власти (как, например, искусственные сооружения дорожного хозяйства, стоящие на балансе Росавтодора), то сведения о результатах проведенной ОУ и ПОТБ являются сведениями, составляющими государственную тайну, которым присваивается гриф "секретно".

Информация ограниченного доступа – информация, доступ к которой ограничен в интересах обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов.

На носителях информации ограниченного доступа проставляется пометка "для служебного пользования" (ДСП). Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы бумажного носителя информации ограниченного доступа или на первой странице сопроводительного письма к иным материальным носителям.

Существуют различные признаки, по которым классифицируется информация. С точки зрения защиты информации наиболее интересной является классификация по категории доступа.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В зависимости от порядка предоставления или распространения информация также подразделяется на:

  • информацию, свободно распространяемую;
  • информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  • информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

СССР: 5 степеней секретности

Стоит сделать отступление, что документация с пометкой ДСП в нашу бытность, в отличие от советских времен, не относится к сведениям, составляющим государственную тайну. Эпоху Советского Союза стоит считать, пожалуй, самой бюрократизированной в плане секретности информации. Тогда существовало целых пять степеней секретности информации. Каждая из них обладала своим соответствующим грифом. Самой слабой степенью секретности был гриф "ДСП". Потом шли грифы "секретно", "совершенно секретно", "особой важности" и "особая папка".

Справедливым является утверждение, что для советского периода развития российского государства в ходе защиты любой информации ограниченного распространения и (или) ограниченного доступа "механизм защиты основывался на разрешительном принципе права, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каждом конкретном случае должностное лицо принимало решение о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в прямое противоречие с нормами международного права и не позволяло успешно реализовывать право каждого на получении информации" [4].

В конце существования Советского Союза на фоне развития процессов демократизации советского государства и общества, первых признаков смягчения и распада тоталитарного режима принимается ряд решений, направленных на опубликование и обнародование нормативно-правовых актов и иных документов СССР, ранее признававшихся не подлежащими оглашению. В тот период начинают приниматься меры по расширению гласности, снятию грифов секретности и конфиденциальности с документов и материалов органов управления советского государства, руководивших политических структур, а также по опубликованию и обнародованию ранее закрытых сведений.

Тогда же происходит ослабление защиты государственной и служебной тайны и контроля за действиями допущенных и заинтересованных лиц. Систематическое нарушение как установленных режимов государственной и служебной тайн, так и нарушение данными режимами информационных прав граждан, имевшее место на фоне острой политической борьбы – так можно охарактеризовать состояние режима служебной тайны к концу советского периода. Но в то же время понятия указанных тайн и их режимы сохраняются и продолжают использоваться как в практике деятельности государственных органов управления и их решениях, так и в законодательстве.

Таким образом, к началу 90-х гг. XX века в российском законодательстве оформилась ситуация, при которой на фоне активного использования государственными органами режима служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны) и наличия уголовной ответственности за передачу данных сведений иностранным организациям и их представителям, существования совокупности документов, устанавливавших данный режим, система защиты служебной тайны имела достаточное число пороков: она не была логически выверена и основана на определенной продуманной модели.

Всякий раз то или иное решение в данной области принималось в угоду действующий политике и оперативной служебной ситуации. Вышеизложенное положение послужило отправной точкой развития законодательства Российской Федерации о служебной тайне и обусловило те проблемы, которые потребовалось преодолеть [5].

В современной России пошли путем упрощения, и сейчас существует только три вида секретности: "секретно" (которая как раз присваивается ОУ и ПОТБ объектов транспорта, находящихся в непосредственном ведении федерального органа исполнительной власти), "совершенно секретно" и "особой важности". Гриф конфиденциальности "для служебного пользования" ставится на несекретную документацию, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Документы о проведенной оценке уязвимостей и плане обеспечения транспортной безопасности, а также правила обращения с ними, закрепленные в постановлении № 2051, являются яркой иллюстрацией таких ограничений.

Круг пользователей информации ограниченного доступа

Правила обращения с документами для служебного пользования в соответствии с постановлением № 2051 обязательны для применения осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа:

а) специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (организации, которые проводят ОУ);

б) субъектами транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) – транспортными предприятиями;

в) силами обеспечения транспортной безопасности (подразделениями, осуществляющими физическую защиту объекта).

Допуск работников транспортного предприятия или специализированной организации к информации ограниченного доступа осуществляется на основании письменного распоряжения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, и (или) лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (группе объектов транспортной инфраструктуры), и (или) руководителя специализированной организации.

Для того чтобы получить в руки документ об ОУ или ПОТБ с отметкой "информация ограниченного доступа", необходимо быть:

а) исполнителями работ на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве, которым необходимы эти сведения для выполнения работ, документы выдаются на основании письменного распоряжения ответственного лица;

б) силами обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве и силами обеспечения транспортной безопасности на других объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения взаимодействия между указанными силами.

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

Правила обращения с документами ограниченного доступа

Накопление, обработка, хранение и передача информации ограниченного доступа осуществляются на бумажных и иных материальных носителях – гибких магнитных дисках, съемных пакетах дисков и накопителях информации или картриджах, магнитных, оптических, магнитооптических накопителях и иных технических средствах накопления, обработки, хранения и передачи данных.

Наше государство давно стремится к созданию системы электронного документооборота. Поэтому доступна подача результатов ОУ и ПОТБ в двух экземплярах – бумажном и электронном, заверенном сертифицированной электронной подписью.

На практике большинство результатов проведения оценки уязвимостей и плана обеспечения транспортной безопасности оформляются до сих пор в трех экземплярах: первый и второй экземпляры – на бумажном носителе в виде текстового документа с графическими план-схемами, третий – на электронном носителе (CD-диске), при этом все три экземпляра являются равнозначными. Результаты ОУ и ПОТБ в бумажном виде должны содержать отметки о согласовании их у СТИ и утверждении их в Федеральном дорожном агентстве.

Прием и учет (регистрация) носителей информации ограниченного доступа осуществляются должностными лицами, уполномоченными на их прием и учет на основании письменного распоряжения ответственного лица.

Дополнительно необходимо отметить, что документы с пометкой ДСП:

а) учитываются в журналах учета или путем создания учетной формы для каждого носителя информации ограниченного доступа;

б) находятся на балансе субъекта транспортной инфраструктуры и (или) специализированной организации;

в) пересылаются по сетям связи, обеспечивающим защиту от несанкционированного доступа к ним и защиту передаваемой по ним информации, или доставляются лично работниками субъекта транспортной инфраструктуры и (или) специализированной организации, имеющими допуск к информации ограниченного доступа;

г) хранятся в запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах);

д) уничтожаются по акту, при этом в учетных формах или журналах учета об этом делается отметка со ссылкой на соответствующий акт.

Документация с пометкой "ДСП" размножается (копируется) только с письменного разрешения ответственного лица, при этом учитывается каждый экземпляр размноженных (копируемых) носителей информации ограниченного доступа.

Условия хранения служебной информации

Работа с документами ДСП должна выполняться при помощи специально выделенных для этих целей средств вычислительной техники или оборудования без какого-либо внешнего доступа, то есть не подключенных к Интернету. Оборудование должно находится в предназначенных для этих целей помещениях, которые подвергаются экспертизе органом по аттестации объектов информатизации.

Передача носителей информации ограниченного доступа от одного работника СТИ или специализированной организации, а также сил обеспечения транспортной безопасности другому работнику осуществляется с разрешения ответственного лица. Прием и сдача таких носителей осуществляется по акту, который также утверждается ответственным лицом.

Если же носитель с пометкой "ДСП" был утрачен, то ответственное за хранение лицо в обязательном порядке ставится в известность. На утраченные носители составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах либо в журнале учета. Проверка наличия носителей с пометкой "ДСП" проводится не реже одного раза в год работниками, ответственными за их учет и хранение.

При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или права пользования указанным объектом транспортной инфраструктуры на ином законном основании к новому субъекту транспортной инфраструктуры и при наличии согласия указанного субъекта с результатами ранее проведенной оценки уязвимости этого объекта транспортной инфраструктуры допускается передача новому собственнику объекта транспортной инфраструктуры указанных результатов оценки уязвимости этого объекта транспортной инфраструктуры (в том числе носителей такой информации) для внесения в них изменений в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры.

Защита информации = защита транспорта

Транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных существующим угрозам и рискам в транспортной сфере [6].

Одной из мер является защита информации ограниченного доступа, которая предназначена только для служебного пользования, имеет четкие правила хранения, обращения, учета, копирования и уничтожения. Документы ДСП имеют определенный круг пользователей, а их содержание направлено на обеспечение транспортной безопасности конкретного объекта либо транспортного предприятия в целом.

Информация сама по себе нематериальна, так как невозможно измерить известными физическими приборами ее массу, размеры, энергию, но она может храниться, обрабатываться, передаваться по различным каналам связи в виде сообщений, записанных на различные материальные носители.

Понятие информации ограниченного доступа неразрывно связано с понятием "тайна", которое достаточно часто встречается в российском законодательстве. Под тайной понимается нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. В нормативно-правовых актах термин "тайна" употребляется как синоним понятия "информация, доступ к которой ограничен".

К сожалению, на государственном уровне отсутствует должный контроль и надзор за применением и соблюдением правил обращения с информацией ограниченного доступа. С учетом российского менталитета данный факт нередко приводит к пренебрежению либо незнанию установленных ограничений, что является причиной раскрытия и распространения некоторых данных. Было бы большой ошибкой считать данное событие малозначительным.

Конкуренция в мировой экономике и транспортной сфере обостряется. В этих условиях соответствие уровня транспортной безопасности международным стандартам становится тем фактором, который лишает Россию возможности использовать свои огромные преимущества, которые дает ей уникальное территориальное расположение на Евразийском континенте [7].

Список литературы

  1. Мышко Ф.Г., Моховиков О.В. Вопросы подготовки сотрудников транспортной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 165–166.
  2. Тушко И.С. Оценка уязвимости транспорта. Эффективность и методы улучшения // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019. № 6. С. 62–67.
  3. Кретова Ю.А. Усовершенствованный подход к описанию математической модели нарушителя на основании анализа потенциальных угроз на водном транспорте // Технико-технологические проблемы сервиса. 2018. № 1 (43). С. 53–46.
  4. Фатьянов А.А. Проблемы формирования института служебной тайны в отечественном праве // Государство и право. 1999. № 4. С. 14–22.
  5. Камалова Г.Г. Исторические особенности правовой охраны служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны) в советский период // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 2. С. 142–148.
  6. Рыбин О.А., Попов В.В. Пути повышения транспортной безопасности на основе оценки функционального резерва элементов транспортного комплекса // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2013. С.16 –23.
  7. Швец О.В., Симонова О.В., Зливко А.П. Транспортная безопасность в современном мире // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. С. 114–116.

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>

Фото: vuzopedia.ru

Темы:Комплексная безопасностьТранспортная безопасностьБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...