Подписка
МЕНЮ
Подписка

Онлайн-программа Форума "Технологии и безопасность 2024"  27 февраля. Управление данными современного цифрового предприятия 28 февраля. Защищенный удаленный доступ к ИТ-инфраструктуре 29 февраля. Защита периметра и верхней полусферы от атак БПЛА 1 марта. Кибербезопасность предприятия и защита от современных угроз  Изучайте программу мероприятий и участвуйте!

Инновации в международном сотрудничестве в сфере авиационной безопасности

Владимир Черток, 28/12/22

В последнее время резко ускорились темпы возникновения новых видов угроз в сфере авиационной безопасности как защищенности от актов незаконного вмешательства и террористических угроз. При этом значительно возросли вероятность и тяжесть последствий этих новых и уже известных угроз.

рис2 (2)-Dec-28-2022-05-35-31-6365-AM

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Рабочая группа официальных экспертов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) на 41-й сессии ассамблеи ИКАО представила отчет с оценкой роста угроз, в котором повышены итоговые риски по девяти видам угроз и выделена в отдельный вид биологическая угроза.

Члены Российской академии наук впервые поставили на первое место по актуальности угрозу применения в террористических целях опасных биологических агентов, а на второе место – киберугрозы. Очевидно, что именно эти две угрозы носят глобальный характер и требуют активного международного сотрудничества для противодействия им. Это еще раз подчеркивает важность ускоренной реализации Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2019 г. № 97 "Об основах химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и последующие периоды" в части принятия мер защиты от террористических актов с использованием опасных химических веществ и биологических агентов в местах массового скопления людей, включая общественный транспорт, в том числе аэропорты, в рамках Федерального закона "О транспортной безопасности".

Три направления международного сотрудничества

Международное сотрудничество сталкивается с серьезными проблемами, вытекающими из усиления конфронтации государств в условиях нарастающего экономического кризиса для некоторых из них, что ярко подтвердилось при закупке и поставке вакцин и масок в период пандемии COVID-19.

В целях возможного снижения рисков целесообразно развивать все три направления сотрудничества:

1) на глобальном международном уровне;
2) на региональном межгосударственном уровне;
3) на национальном межведомственном уровне.


Рассмотрим подробнее, какие меры актуальны на каждом из них.

Глобальный международный уровень

На глобальном международном уровне необходима отработка единых стандартов и рекомендуемой практики в рабочей группe официальных экспертов ИКАО по авиационной безопасности (AVSECP) и в контртеррористическом комитете в Организации Объединенных Наций.

Очень актуально и совершенствование работы по повышению уровня взаимодействия и осведомленности между координационными центрами по авиационной безопасности в государствах – членах ИКАО.

В конечном итоге стратегия развития международного сотрудничества в концентрированном виде отражена в глобальном плане ИКАО по обеспечению авиационной безопасности (GASeP). Этот глобальный план ИКАО, согласно решению ассамблеи ИКАО, подлежит регулярному пересмотру, для чего в рамках AVSECP создана специальная целевая группа из экспертов ИКАО по разработке новой редакции глобального плана (TF-GASeP).

Региональный межгосударственный уровень

На региональном межгосударственном уровне важно развитие систематического взаимодействия на многосторонней или двусторонней основе государств одного региона или государств, осуществляющих активное транспортное сообщение между собой. К этому уровню относятся:

  • рабочая группа по авиационной безопасности Европейского и Северо-атлантического регионов ИКАО (ENAVSECG);
  • рабочая (экспертная) группа по авиационной безопасности при Совете руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств – членов Евразийского экономического союза (РЭГ АБ ЕЭК, или EECAVSECG), образованная в этом году.

На первом заседании РЭГ АБ ЕЭК председателем на 2023 г. был определен заместитель министра транспорта Российской Федерации Игорь Чалик, заместителем председателя – советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, национальный координатор по авиационной безопасности Владимир Черток.

Одобрен план работы РЭГ АБ ЕЭК на 2023 г., содержащий целый комплекс мероприятий по развитию взаимодействия и обмену опытом работы персонала всех уровней от инспекторов до заместителей министра, деятельность которых направлена непосредственно на обеспечение авиационной безопасности.

Особое внимание в плане уделено обмену опытом работы и подготовки к проверкам государств комиссиями аудиторов ИКАО по универсальной программе проверок государств – членов ИКАО по авиационной безопасности с учетом механизма непрерывного мониторинга. Предусмотрено усиление взаимодействия ключевого звена по подготовке к таким проверкам – национальных координаторов и национальных инспекторов по авиационной безопасности государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при организационной поддержке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

В рамках "Транспортной недели 2022" в Москве ЕЭК и Ространснадзор провели вторую Международную конференцию "Обмен опытом проведения проверок ИКАО в сфере обеспечения авиационной безопасности".

Планируется также организовать сотрудничество и обмен опытом работы с рабочими группами по авиационной безопасности всех регионов ИКАО и в первую очередь с рабочими группами по авиационной безопасности при региональных бюро ИКАО Европейского и Северо-Атлантического (Париж), Азиатского и Тихоокеанского (Бангкок), включая его SAB-офис в Пекине, и ближневосточного (Каир) регионов ИКАО.

Национальный межведомственный уровень

На национальном уровне целесообразно всемерное содействие развитию международного сотрудничества в сфере авиационной безопасности с учетом заинтересованности в нем многих государств, несмотря на неправомерные санкции. Такое взаимодействие государств просто неизбежно из-за глобального характера всей мировой системы обеспечения авиационной безопасности, и это позволяет занимать и проводить активную позицию по отстаиванию интересов Российской Федерации.

Однако Российской Федерации очень важно продолжать оставаться на передовых позициях проактивной разработки и внедрения самых современных инновационных технологий и технических средств обеспечения авиационной безопасности. Главную роль в этом должны играть инновационные технические средства дистанционного досмотра пассажиров, экипажей, багажа, ручной клади, борт-питания, грузов и почты. И конечно, все инновации должны поддерживаться проактивным подходом к совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, исходя из национальных целей развития Российской Федерации, где главной ценностью обозначен человек.

Комплексный план действий

Базовым документом дальнейшего совершенствования системы управления авиационной (транспортной) безопасностью должен быть комплексный план обеспечения безопасности населения на транспорте. Комплексный план фактически направлен на реализацию национального плана обеспечения авиационной безопасности, предусмотренного Приложением 17 "Авиационная безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" к Конвенции о международной гражданской авиации. При этом главной целью системы обеспечения авиационной безопасности и приоритетом Российской Федерации в международном сотрудничестве всегда была и будет защита жизни и здоровья граждан на воздушном транспорте.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Форум "Технологии и безопасность" |  месяц цифровых технологий и технологий безопасности

Фото: w-dog.ru

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №6/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...