Статьи

Инструменты развития защищенности объектов в условиях воздействия рисков и угроз высокой интенсивности

В настоящее время продолжается рост угроз объектам из самых разных сфер деятельности и экономики, для их защиты требуется разработка комплексных мер. Авторы статьи анализируют ситуацию и предлагают решения, способствующие повышению защищенности различных объектов.

В последнее время в условиях СВО отмечается рост воздействия актов незаконного вмешательства (АНВ)1, терактов и диверсий на объекты оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и объекты критической инфраструктуры (КИ). Эта тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе, что требует от разработчиков систем безопасности применения системных и масштабных мер по противодействию, работы на опережение в условиях высокой неопределенности.

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Решение задач стратегического характера

В сложившихся условиях на объектах ОПК и КИ требуется решение комплекса задач стратегического характера, содержащих мероприятия:

  • по созданию научно-технического задела по новым отечественным высокоэффективным материалам, компонентам, конструктивным решениям инженерно-технической укрепленности, организационным мероприятиям, техническим средствам обнаружения и распознавания угроз;
  • по обеспечению внедрения передовых технологий за счет использования отечественных высокопроизводительного специального автоматизированного технологического оборудования, робототехнических комплексов и программного обеспечения, в том числе с применением нейросетей и элементов ИИ;
  • по строительству, с учетом новейшего опыта, в кратчайшие сроки дополнительных производственных мощностей не только на существующих площадках, но и на новых;
  • по формированию системы мониторинга в режиме реального времени.

Эффективность решения этих задач обеспечивается широким внедрением цифровых технологий как в области проектирования технологического оборудования и объектов ОПК и КИ в защищенном исполнении, так и в области управления производством с внедрением технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных при прогнозировании, разработке, производстве. Работы по проектированию и созданию прогнозно-моделирующего комплекса функционирования объектов должны осуществляться поэтапно, при этом с возможностью сценарного планирования на основе прогноза поставок, оценки реализуемости заданий, комплексного многовариантного прогнозирования и планирования производства в мирное и военное время. Должна обеспечиваться эффективная внутренняя и внешняя кооперация, баланс загрузки мощностей и технологических процессов, формирование опережающих прогнозов по обеспеченности сырьем и материалами и планирование накопления их необходимых запасов.

Научно-технологическое развитие в этой сфере идет за счет проведения междисциплинарных и научно-технических исследований по приоритетным направлениям передовых научных изысканий и технологий. С этой целью в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г." должен проводиться комплекс работ для целеполагания, планирования, мониторинга и проведения экспертизы научных исследований в интересах технологического развития объектов ОПК и КИ по приоритетным направлениям критических и сквозных технологий в сфере безопасности.

Анализ показывает, что при формировании научно-технологического задела необходимо обеспечить оцифровку и использование архивных материалов по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в части обеспечения безопасности и защищенности объектов ОПК и КИ с экспертизой востребованности результатов интеллектуальной деятельности. Необходимо определить перечень профильных институтов РАН и системы высшего образования, на базе которых должны осуществляться отбор, классификация и формирование электронных библиотек научных заделов по ранее проводившимся направлениям исследований. Нужно также сформировать систему выявления, сбора, оценки и внедрения инициативных инженерных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и поисковых исследований.

Вопросы создания научно-технологического задела

Для создания эффективного научно-технологического задела требуется:

  • формирование концептуальных подходов, методологического обеспечения и аналитического инструментария риск-ориентированного управления развитием объектов ОПК и КИ;
  • исследование и моделирование целеполагания и управления стратегической защищенностью объектов в запроектных ситуациях;
  • применение цифровых технологий проектирования технологического оборудования и объектов ОПК и КИ в защищенном исполнении;
  • использование цифровых технологий определения и оценки факторов риска, обоснования и реализации мер по повышению защищенности объектов;
  • управление производством с использованием современных информационно-аналитических технологий сбора и интеллектуальной обработки больших данных при прогнозировании, разработке, производстве;
  • формирование концептуальных подходов и научных основ создания прогнозно-моделирующего комплекса для объектов ОПК и КИ с поддержкой задач сценарного моделирования в планировании их текущей деятельности и стратегического развития.

Анализ вида и интенсивности рисков и угроз, проведенный на базе применения риск-ориентированного подхода в рамках междисциплинарных и отраслевых научно-технических исследований, показывает, что проектирование, строительство и эксплуатацию опасных производственных объектов ОПК и КИ необходимо производить с учетом риска запроектных аварий2 (ЗА), вызываемых воздействием не только внешних, но и внутренних факторов.

Проблемы объектов в новых условиях

Необходимо учитывать, что отдельные положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"3 и документов в области стандартизации4 в условиях мирного времени являются обоснованными, но при СВО и в мобилизационных условиях, при изменении характера и уровня рисков, необходимо предоставление возможности установления экспериментальных правовых режимов в отдельных сферах технологических инноваций, не являющихся цифровыми инновациями. Такие временные изменения позволят значительно уменьшить стоимость строительства, сократить сроки строительства и реконструкции. Информационной базой для проведения работ с учетом реализации требований по комплексной безопасности и антитеррористической защищенности является риск-ориентированное информационное моделирование, основанное на лучших практиках и отраслевой нормативной базе.

Анализ показывает, что в последнее время остро обозначились проблемы объектов военной, производственной, транспортной, энергетической, социальной, информационной инфраструктур и объектов массового пребывания людей, в том числе объектов ОПК и КИ, атакованных, поврежденных и разрушенных в ходе боевых действий. Поэтому возникает необходимость оперативно принимать решения о сносе, восстановлении и реконструкции таких объектов, что требует проведения диагностики их технического состояния и защищенности.
При проектировании и проведении строительно-монтажных работ необходимо формирование эффективных систем управления объектами в запроектных ситуациях и антитеррористической защищенностью. При этом чем выше степень неопределенности и потенциальные последствия воздействия рисков на объект, тем выше должна быть эффективность управления рисками. Такой подход связан с реализаций нормативно-правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам техногенного, природного характера, АНВ, терактов и диверсий. Оценка их воздействия проводится с помощью мониторинга рисков – она уже нормативно введена в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения антитеррористической безопасности. Необходимо иметь в виду, что с 01 июля 2025 г. в РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение предписаний нормативных документов по антитеррористической безопасности.

Риск-ориентированное информационное моделирование

Основой для проектирования, строительства и эксплуатации безопасных объектов является риск-ориентированное информационное моделирование (РО ТИМ), позволяющее формировать информационные модели (ИМ) объектов ОПК и КИ с учетом их конструктивных и технологических особенностей, рисков и угроз, возникающих при воздействии природных и техногенных факторов, АНВ, терактов и диверсий.

ИМ объектов ОПК и КИ создаются с использованием террористического форсайта и информации из государственных информационных систем (ГИС). Функционирование ГИС определяется ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Объекты ОПК и КИ, подключенные к ГИС, согласно приказу ФСТЭК № 17 от 11.02.2013 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС" (в ред. приказов ФСТЭК России № 27 от 15.02.2017 и № 106 от 28.05.2019) аттестовывают свои системы и применяют средства защиты информации, имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ, прошедшие оценку в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

При применении РО ТИМ создаются безопасные объекты ОПК и КИ5, которые отвечают требованиям безопасности в условиях воздействия природных и техногенных факторов, требованиям по обеспечению защиты от угроз террористического и диверсионного характера, требованиям качества и культуры безопасности (профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье).

В отличие от проектирования с применением ТИМ, РО ТИМ предназначено для решения многоцелевых задач с учетом возникающих и развивающихся неопределенностей, новых поворотов в проблеме обеспечения безопасности объектов ОПК и КИ, то есть тех нештатных условий, в которых они существуют при СВО.

РО ТИМ является основой для объединения проектных решений и мероприятий, направленных на управление рисками воздействий природных и техногенных факторов, военных, террористических и диверсионных угроз.

РО ТИМ реализуется посредством аппаратно-программного технологического и надзорного комплекса, обеспечивающего эффективную контрольно-надзорную деятельность на всех этапах жизненного цикла объекта ОПК и КИ: подготовительном, проектирования, строительства, эксплуатации. Комплекс включает модули для контроля степени защиты от военных, террористических, диверсионных угроз в новых условиях изменения психологии людей и возникновения интеллектуального терроризма.

Информационные модели – части РО ТИМ

РО ТИМ, в отличие от ТИМ, дополнительно включает разработку следующих информационных моделей:

1. 0D – подготовительный этап. Построение ИМ – мониторинга территории объекта ОПК и КИ, окружающей территории; информации об объектах на этих территориях; информации об объекте ОПК и КИ; подготовительных работ; предварительной оценки уязвимости объекта ОПК и КИ; системы антитеррористической защищенности и мероприятий сил безопасности на подготовительном этапе.

2. 7D – оценка уязвимости объекта ОПК и КИ. ИМ для оценки уровня обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защиты.

3. 8D – проектные решения инженерно-технической укрепленности объекта ОПК и КИ.
ИМ мероприятий по усилению конструктивных элементов объекта ОПК и КИ, архитектурных решений, отделки помещений и технических средств, обеспечивающих противодействие несанкционированному проникновению, обнаружению угроз и обеспечение антитеррористической защищенности, а также инженерной укрепленности специальных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа.

4. 9D – системы антитеррористической защищенности объекта ОПК и КИ. ИМ размещения инженерно-технических средств охраны, систем видеонаблюдения, связи, оповещения и экстренной эвакуации, технических систем (средств) для обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, радиоактивных, наркотических средств, токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при получении почтовых отправлений, других опасных предметов и веществ.

5. 10D – сценарии (мероприятия) комплексной безопасности и антитеррористической защиты объекта ОПК и КИ. ИМ мероприятий комплексной безопасности и антитеррористической защиты по реагированию на сигналы от средств контроля безопасности персонала объекта ОПК и КИ включает пути передвижения и действия сил безопасности объекта ОПК и КИ, МВД, МЧС, ФСБ, разработанные с использованием опыта СВО и с применением искусственного интеллекта на основе анализа оценки уязвимости объекта ОПК и КИ, анализа моделей нарушителя и сценария его действий.

Лучшие практики (технологии). Вопросы запроектных аварий

В связи с тем, что риски, в том числе военные и террористические, растут, а технологии их парирования часто отсутствуют, особое внимание при разработке 0D, 7D, 8D, 9D уделяется поиску лучших практик (технологий) – РО ТИМ для ЗА. Они отбираются с учетом особых условий в техническом задании на проектирование, полученных на основе анализа ЗА, источников ее возникновения, сценариев развития и тяжести последствий. Такие лучшие практики (технологии) включают управление авариями, осуществление на объекте ОПК и КИ и окружающей территории мероприятий для глубокоэшелонированной защиты объекта ОПК и КИ, персонала и населения. В случае если устройство и место нахождения объекта ОПК и КИ не исключают возможность ЗА, то независимо от ее вероятности разрабатываются меры по ее управлению. Исходя из определения запроектной аварии, любое исходное событие, приводящее к проектной аварии, становится исходным и для запроектной, если оно сопровождается дополнительными отказами систем безопасности или ошибками персонала и сил безопасности объекта ОПК и КИ. 

Концепция управления ЗА впервые сформировалась в качестве дополнительного, четвертого, уровня глубокоэшелонированной защиты после чернобыльской аварии. В условиях СВО ЗА вызываются АНВ, в том числе терактами и диверсиями, реализуемыми по нестандартным сценариям, не включенным в перечень потенциальных угроз совершения АНВ.

Последствия таких аварий значительно тяжелее последствий проектных аварий, и, хотя вероятность ЗА весьма мала, атака на Крымский мост 8 октября 2022 г. показала, что их необходимо учитывать для всех объектов ОПК и КИ. Раньше ЗА считались гипотетическими и не рассматривались в проектах, но современная концепция безопасности требует их учета и ограничения последствий с помощью мер управления. Эти меры направлены на предотвращение перехода проектных аварий в запроектные и на ослабление, локализацию и ликвидацию их последствий в условиях военных, террористических и диверсионных рисков; природных и техногенных воздействий на объект ОПК и КИ и системы его безопасности; нештатной работы систем безопасности; ошибок персонала и сил безопасности объекта ОПК и КИ.

Управление запроектными авариями

Управление ЗА должно четко подразделяться между 0D – РО ТИМ проектных решений инженерно-технической укрепленности, систем и мероприятий антитеррористической защиты на подготовительном этапе; 7D – РО ТИМ проектных решений инженерно-технической укрепленности объекта ОПК и КИ; 8D – РО ТИМ систем антитеррористической защищенности объекта ОПК и КИ и 9D – РО ТИМ сценариев (мероприятий) антитеррористической защиты объекта ОПК и КИ. Для реализации могут использоваться технические средства, обеспечивающие безопасность при проектных авариях или предназначенные для уменьшения последствий ЗА. Действия и технические средства, описываемые в 0D, 7D, 8D и 9D, образуют четвертый уровень глубокоэшелонированной защиты объекта ОПК и КИ. Они разрабатываются для реализации постановления Правительства РФ от 01.03.2024 № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Вероятностный анализ безопасности

При разработке 0D, 7D, 8D и 9D необходимо учитывать, что основой оценки уязвимости объекта ОПК и КИ является вероятностный анализ безопасности. Это касается и сценариев АНВ, терактов и диверсий, приводящих к тяжелым повреждениям объекта ОПК и КИ, рассматриваемых как ЗА. Вероятностный анализ безопасности применяется для оценки эффективности критериев и мер по управлению ЗА и позволяет выявить уязвимые места объекта ОПК и КИ (элементы и системы безопасности, процедуры деятельности персонала и сил безопасности), которые являются вероятными причинами аварии объекта ОПК и КИ в больших масштабах, чем при проектных авариях. Перечни ЗА, на основе анализа которых разрабатываются меры по управлению такими авариями, не могут разрабатываться только на основе вероятностных критериев. Эти перечни должны также учитывать необходимость такого управления ЗА, когда все события не являются вероятностными, то есть целиком и полностью определяются причинами.

Концепция безопасности объекта ОПК и КИ базируется на этом подходе, а вероятностный является его дополнением. Анализ безопасности объекта ОПК и КИ проводится на основе определения для каждого отказа порядка развития проектных аварий и их последствий. Для ЗА такой подход не может быть применен, так как ЗА возникают при непроектных исходных событиях или при дополнительных отказах систем безопасности сверх единичного отказа или ошибочных действиях персонала и сил безопасности. Из-за этого количество возможных сценариев ЗА неограниченное, и для его сокращения необходимо применять симптомно-ориентированный подход, а не событийно-ориентированный, применяемый для проектных аварий. Для учета комплекса ЗА симптомы или признаки аварийного состояния объекта ОПК и КИ cравниваются с последствиями, превышающими принятые для проектных аварий, и с промежуточными состояниями, приводящими при их развитии к аварийным состояниям.

Уровни тяжести аварийных состояний

Аварийные состояния, то есть степень повреждения элементов объекта ОПК и КИ, его инженерной укрепленности и систем безопасности, характеризуются уровнями тяжести. Они не связываются со строго определенными сценариями АНВ, терактами и диверсиями, так как одни и те же аварийные состояния являются результатами воздействий по различным сценариям или их совокупности, приводящей к возникновению нескольких ситуаций в период времени, меньший, чем необходимое время реакций (например, при пожарной тревоге удар по путям и местам эвакуации). Переход от аварийных сценариев к аварийным состояниям сужает спектр анализируемых ЗА при условии ограничения количества состояний повреждения элементов объекта ОПК и КИ, его инженерно-технической укрепленности. Комплекс аварийных состояний по нарастанию уровней тяжести охватывает весь диапазон нарушений и их сочетаний как для элементов объекта ОПК и КИ и систем его безопасности, так и для деятельности персонала и сил безопасности. Если аварийные состояния не удается выделить как самостоятельные, то они включаются в состав других состояний. Самостоятельные аварийные состояния объекта ОПК и КИ связываются с критическими функциями безопасности, прекращающими развитие аварийного процесса или предотвращающими переход аварийного состояния в состояние с большим уровнем тяжести. Анализ связи ЗА и соответствующих им аварийных состояний проводится по аналогии с анализом для проектных аварий.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Проблема оптимального распределения решений по защите объекта ОПК и КИ

Наиболее сложной является проблема оптимального распределения решений по защите объекта ОПК и КИ от угроз террористического характера между 0D, 7D, 8D и 9D. Это связано с постоянным изменением рисков и угроз, а также инновационной деятельностью. Содержание 0D, 7D, 8D и 9D имеет различное наполнение и диктуется видом объекта ОПК и КИ, условиями его размещения и эксплуатации. Разработка ИМ 0D,7D, 8D и 9D на всех этапах жизненного цикла объекта ведется в тесном контакте специалистов в сфере безопасности со специалистами в области риска, ответственности за защиту объекта. Обязанность обеспечения мер защиты, в том числе финансирование этих мер, лежит на балансодержателе объекта, при отсутствии ресурсов для обеспечения таких мер – на руководителе хозяйствующего субъекта.

На первом этапе проводится анализ АНВ, теракта и диверсии с высокими уровнями тяжести последствий, рассматриваемых как ЗА и вызванных одним из трех условий или их комбинацией: а) не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями, б) отказами систем безопасности, в) реализацией ошибочных решений персонала и сил безопасности. Вначале анализируются типовые сценарии проведения АНВ, теракта и диверсии на объекте ОПК и КИ и соответствующие им в оценке уязвимости аварийные сценарии.

Затем в обратном порядке с использованием дискретно-событийного моделирования производится анализ от комплекса связанных с ними аварийных состояний к не учитываемым для проектных аварий (в результате типового АНВ, теракта или диверсии) исходным событиям, отказам систем безопасности, ошибкам персонала и сил безопасности. Это позволяет сформировать узкий перечень ЗА и соответствующих им нарушений, приводящих к авариям с высокими уровнями тяжести. Для этого перечня ЗА разрабатывается комплекс мер по управлению аварией. Отличие перечня ЗА объекта ОПК и КИ в том, что перечень проектных аварий должен определяться еще на стадии разработки технических заданий на проектирование или реконструкцию объекта ОПК и КИ.

При разработке 0D, 7D, 8D и 9D должны использоваться руководства по управлению ЗА объекта ОПК и КИ, разработанные на основании анализа сценариев, приводящих к аварийным состояниям и ЗА. Эти руководства обеспечивают эффективные действия персонала и сил безопасности объекта ОПК и КИ, определение ими приоритетов действий для каждого уровня тяжести, активизацию функций безопасности в процессе ЗА. Анализ перечней аварийных состояний и сценариев позволяет определить эффективность выполнения критических функций безопасности и последствия их невыполнения, временные и параметрические характеристики. Они определяют возможность перехода аварийных состояний к ЗА при определенных начальных условиях (разработка перечня ЗА и их анализ играет вспомогательную роль).

Решение проблемы ЗА на объекте ОПК и КИ в процессе его РО ТИМ

Решение проблемы ЗА на объекте ОПК и КИ в процессе его РО ТИМ базируется на сочетании вероятностного подхода и условия, согласно которому процессы в объекте ОПК и КИ не случайны и вызываются конкретными причинами.

Это соответствует требованиям к обеспечению безопасности объекта ОПК и КИ в условиях СВО при военных, террористических и диверсионных рисках. РО ТИМ позволяет на ИМ воспроизвести ЗА на основе анализа существенных взаимосвязей между элементами объекта ОПК и КИ с использованием агентного имитационного моделирования, сымитировать его поведение во времени и получить статистику без экспериментов на реальном объекте. Временем в ИМ ЗА на объекте ОПК и КИ можно управлять: замедлять при быстропротекающих процессах и ускорять для медленно изменяющихся. Использование системной динамики имитационного моделирования объекта ОПК и КИ для этапов его жизненного цикла позволяет увеличить результативность процессов и их унифицировать.

Целями являются разработка концепции аппаратно-программного комплекса (АПК) и интегрированной, интеллектуальной информационно-аналитической системы для поддержки принятия решений мониторинга объекта ОПК и КИ в штатных условиях, а также при АНВ, терактах, диверсиях.

Задачи снижения рисков и смягчения последствий АНВ, терактов, диверсий и ЧС включают:

  • совершенствование системы управления;
  • создание типовых центров управления;
  • интеграцию систем предупреждения, реагирования и ликвидации.

Эта работа проводится с учетом повышения стойкости объекта ОПК и КИ и применением методов управления ЗА.

Таким образом, проводится анализ основных процессов организации функционирования объекта ОПК и КИ, их оцифровка и внедрение инноваций – сквозных технологий и лучших практик. Существующий подход к обеспечению безопасности объекта ОПК и КИ, основанный на управлении рисками (минимизации рисков путем снижения вероятности (частоты) и последствий АНВ, терактов, диверсий и ЧС), обеспечивает приемлемый уровень рисков по отдельным видам угроз (но не для множественных угроз), однако уже близок к исчерпанию своих возможностей и требует модернизации с переходом к стойкости. При управлении рисками основной упор делается на предупреждение и предотвращение опасностей/угроз и смягчение, снижение тяжести последствий.
Несмотря на то что любые виды АНВ, терактов, диверсий и ЧС связаны с несколькими угрозами или опасностями, действующими одновременно или последовательно, противодействие каждой из них проводится силами отдельных ведомств. Ликвидация последствий крупномасштабных АНВ, терактов, диверсий и ЧС показала снижение безвозвратных потерь и скорость восстановления только при создании межведомственных систем безопасности.

Отличительной особенностью объекта ОПК и КИ являются его уязвимости к множественным угрозам и его адаптивные возможности, а для совместно используемого осознания ситуации осуществляется переход от изолированных подсистем объекта ОПК и КИ с фрагментарным отражением ситуации к "системе систем" (комплексной системе, состоящей из ведомственных систем, связанных межведомственным пониманием). В настоящее время применительно к объектам ОПК и КИ необходим переход от риск-информированной, целеориентированной парадигмы безопасности с риском как основным ее показателем к риск-информированной, целеориентированной парадигме безопасности с показателем стойкости, учитывающей когнитивные аспекты. Последнее связано с изменением в новых условиях психологии людей вообще и нарушителей в частности и возникновением интеллектуального терроризма.

Предлагаемая система безопасности реализует методические подходы постановления Правительства РФ от 01.03.2024 № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Это касается оценки уязвимости и разработки планов обеспечения безопасности объектов ОПК и КИ, оценки вероятностей реализации угроз различной природы, выработки рекомендаций по их предупреждению и ликвидации последствий на основании управления рисками и стойкостью.

Для минимизации рисков и их устранения применяется комплекс мероприятий, основанный на прогнозах поведения элементов объектов ОПК и КИ, разработанных на базе искусственного интеллекта, интеллектуального анализа данных, машинного обучения, моделирования и статистики.

Парадигма "управление стойкостью"

Стойкость является недооцененным ресурсом (особенно при оценке времени возврата к штатному производственному циклу), поэтому для комплексного обеспечения безопасности объектов ОПК и КИ как систем высокой ответственности разработка парадигмы "управление стойкостью" нужна не для замены, а для дополнения и расширения существующего подхода "управление рисками" с учетом уязвимостей. В основу концепции информационно-аналитической системы для принятия решений для объектов ОПК и КИ положена интеграция методов ситуационной осведомленности, неогеографии, виртуального окружения, предсказательного моделирования, Грид6, семантической паутины, когнитивных технологий. Таким образом, на фоне проведения цифровой трансформации стойкость является эффективным инструментом для формирования в объекте ОПК и КИ единого безопасного технологического цифрового контура. Он предназначен для решения системных проблем при их развитии (восстановлении), должен стать инфраструктурной системой инноваций с соблюдением требований безопасности и защиты от угроз террористического и диверсионного характера. Единый безопасный технологический цифровой контур объекта ОПК и КИ позволяет повысить эффективность управления при помощи обследования территорий под развитие (восстановление) объекта ОПК и КИ, проектирования, строительства и эксплуатации.
Единый цифровой контур, поддерживающий безопасность на нормативно заданном уровне, повышает эффективность объектов ОПК и КИ, ускоряет сроки их развития (восстановления), улучшает качество и культуру их безопасности.

Управление безопасностью объектов ОПК и КИ: планирование и корректировка действий в условиях изменяющейся обстановки

Обеспечение безопасности объектов ОПК и КИ, оценка особенностей их подсистем, оценка вероятностей реализации угроз различной природы, выработка рекомендаций по их предупреждению и ликвидации последствий на основании управления рисками и стойкостью требуют оценки различных вариантов развития ситуаций. Первоначальные планы по мере проведения операции по активному противодействию угрозам подвергаются корректировке.

Данные обстановки, полученные из различных источников, передаются в ситуационный центр объекта ОПК и КИ, анализируются для принятия решения, уточняющего или меняющего задачи по устранению последствий деструктивного воздействия. Усиление защиты объекта ОПК и КИ обеспечивается передачей этих решений силам безопасности объекта, МЧС, ФСБ, МВД для создания временных рубежей охраны и масштабирования существующих. План таких действий должен быть разработан заранее, и требуется иметь регламент постоянной корректировки, так как динамичность изменений обстановки характерна для всех уровней иерархии ситуационного центра объекта ОПК и КИ.

Цель анализа безопасности в ситуационных центрах объектов ОПК и КИ – исследование негативных и позитивных тенденций и прогнозирование состояния безопасности при оценке его количественных критериев на различных территориальных и отраслевых участках анализируемой области, выявление ключевых направлений обеспечения безопасности для последующего принятия решений. Проводимый анализ включает:

  • расчет комплекса статистических показателей, более содержательных и менее подверженных случайным колебаниям, чем количество нарушений;
  • построение чрезвычайных последовательностей7 (сценариев АНВ, терактов, диверсий и ЧП), от обнаружения фактора риска до возвращения к производственному состоянию или выбытия объекта, с определением детектируемых, промежуточных и конечных состояний и последствий для каждой из них;
  • количественную оценку вероятности и риска чрезвычайных   последовательностей (методом аналитико-статистического моделирования);
  • проверку аналогичных решений в базе знаний (при наличии).

Метод реализуется в ситуационных центрах с помощью системы, формирующей многопользовательскую интегрированную среду анализа и информирования руководства объектов ОПК и КИ и контрольно-надзорных органов о состоянии их безопасности. С целью повышения эффективности этой деятельности для целеполагания, мониторинга и проведения экспертизы научных исследований в интересах технологического развития, объективного оценивания уровня безопасности объектов ОПК и КИ в системе ФГБУ РАН формируются научные советы по приоритетным направлениям критических и сквозных технологий.

Интеграция методов ситуационной осведомленности, многомасштабного предсказательного моделирования, Грид, семантической паутины, интеллектуальных информационных технологий и хранилищ данных позволяет перейти на качественно более высокий уровень ситуационного анализа и поддержки принятия решений. Все это обеспечивает определение приоритетных стратегических направлений технологического развития объектов ОПК с использованием сквозных риск-ориентированных технологий с учетом ограничений и рисков, связанных с военными, террористическими и диверсионными действиями.

Николай Махутов
Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор
 
Владимир Балановский
Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук
 
Игорь Грунин
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, судебный строительно-технический эксперт, член-корр. АПК
 
Леонид Балановский
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК
 
Ольга Писарева
 Директор института информационных систем ГУУ, к.т.н., доцент
 
Дмитрий Медников
Руководитель НИЦ института информационных систем ГУУ
 
Олег Буков
Эксперт по безопасности
 
1 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности объекта инфраструктуры, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
 
2 Запроектная авария (ЗА) вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала. К ЗА относятся гипотетические аварии, характеризующиеся весьма малой вероятностью такого события, но значительными последствиями.
 
3 В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона: "Национальный орган РФ по стандартизации… утверждает, опубликовывает… перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона".
 
4 Приказ Росстандарта от 2 апреля 2020 г. № 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
 
5 Безопасность объекта ОПК и КИ – это состояние защищенности объекта ОПК и КИ от различных угроз, при котором созданы условия для его нормального функционирования и строгого соблюдения на нем установленных режимов. 
 
6 Грид-форма распределенных вычислений, в которой виртуальный суперкомпьютер представлен в виде кластеров, соединенных с помощью сети слабосвязанных компьютеров, работающих вместе для решения задач, требующих значительных вычислительных ресурсов.
 
7 Чрезвычайная (аварийная) последовательность – последовательность событий, в том числе событий ЗА, приводящая к определенному финальному состоянию объектов ОПК, включает в себя инициирующее событие, события, связанные с успешным или неуспешным выполнением функций безопасности системами объектов ОПК и/или персоналом.
 

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky 

Регистрация на онлайн-конференции для специалистов в области ИТ и безопасности

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.