Подписка
МЕНЮ
Подписка

Представляйте свои решения и делитесь опытом на конференциях: 14 июня. Управление данными для эффективной цифровой трансформации 15 июня. Цифровая трансформация городской среды и ЖКХ 16 июня. Российские платформы для rорпоративных коммуникаций 20 июня. Защита верхней полусферы для крупных и распределенных объектов.  Современные технологии определения и подавления БПЛА Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы выбрать интересующее вас мероприятие

Интегрированная система подготовки кадров для транспортного комплекса

Николай Махутов, Владимир Балановский, Таисия Шепитько, Ольга Денисова, Юрий Писарев, Александр Чирков, Андрей Рипецкий, Ярослава Камарзина, Сергей Калашников, Кирилл Миронов, 10/02/23

В программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу особое внимание обращается на развитие кадрового потенциала, совершенствование системы подготовки (профессиональной переподготовки) кадров в системе транспорта. Эксперты в области транспортной безопасности и профессионального образования в данной статье детально описали текущую ситуацию, уже предпринятые шаги и оптимальные модели построения курсов подготовки специалистов.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Образовательно-производственный кластер

Согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. (распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 г. № 3363-р.) и Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса (распоряжение Правительства РФ от 06.02.2021 г. № 255-р.) на базе ИПСС РУТ (МИИТ) и ГБПОУ "Московский технологический колледж" создается вертикально интегрированный образовательно-производственный кластер (ВИ ОПК). Он объединяет ОАО "РЖД" с вузами, колледжами и отраслевыми учебными центрами, НИИ, а также проектными организациями и разработчиками систем.

Научно-методическое руководство деятельностью ВИ ОПК осуществляет РАН в соответствии с соглашением "ОАО "РЖД" – РАН" от 18.06.2018 г. № 73. Планы ВИ ОПК согласовываются с решениями НТС, правления и ОУС ОАО "РЖД".

Цель ВИ ОПК – снижение риска функционирования зданий и сооружений, оборудования и систем объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) с помощью трансфера сквозных технологий в практику. При этом используется новый методический подход к управлению качеством жизненного цикла ОТИ с использованием риск-ориентированного информационного моделирования (РО ТИМ) с применением ГИС, что позволяет использовать искусственный интеллект для выработки оптимальных решений (в том числе действий сил безопасности).

Нормативный уровень безопасности ОТИ как критически и стратегически важных объектов в условиях деструктивных воздействий различной природы обеспечивается применением метода управления изменениями качества безопасности и формированием высокого уровня ее культуры.

Интегрированная система обучения

Для решения проблем, стоящих перед ВИ ОПК, необходимо создание интегрированной системы обучения, которая позволит привести уровень подготовки специалистов, работающих в транспортном комплексе, в соответствие с требованиями транспортной безопасности.

Для повышения качества подготовки и профессиональной переподготовки кадров, с учетом современных требований к безопасности транспортного комплекса, необходимо исследовать влияние внешних и внутренних факторов на ОТИ, разработать инновационные технологии интегрированного обучения.

Освоение инновационных технологий для обеспечения безопасности транспортного комплекса требует формирования специализированной системы многоуровневого непрерывного образования. В настоящее время нет отраслей, где бы не возникали постоянные проблемы из-за недостаточного учета внешних воздействующих факторов и функциональной безопасности, для решения которых необходимы глубокие знания, кругозор и опыт ученых и специалистов высокого уровня. К исследованию внешних факторов и функциональной безопасности сложных технических систем транспортного комплекса и подготовки кадров для проведения этих работ необходимо привлечь из различных отраслей видных российский ученых и специалистов в области безопасности.

Повышение качества подготовки и переподготовки специалистов реализуется с помощью внедрения методов и средств инновационных технологий в систему интегрированного обучения, с учетом требований к безопасности транспортного комплекса. Учебный процесс должен обеспечивать гармоничное сочетание теоретической подготовки в профессиональной области и получения практических знаний, умений и навыков. Это позволит удовлетворить потребности предприятий в привлечении специалистов с требуемым набором компетенций. Предприятия, заинтересованные в получении таких специалистов, должны предоставлять свои производственные базы для прохождения учебно-производственной и дипломной практик, в процессе которых студенты осваивают производство, получают рабочую квалификацию и работают на инженерных должностях, а также реализуют собственный стартап-проект.

Преимущества интегрированной подготовки

Интегрированная подготовка специалистов для транспортного комплекса позволит сочетать учебную и профессиональную деятельность и получить следующие результаты:

  • внедрение современных инновационных подходов и технологий;
  • удовлетворение потребностей предприятий транспортного комплекса в уровне качества образования, структуры специальностей и их соответствия требованиям отрасли;
  • знание и умение пользоваться информационными технологиями проектирования, системами безопасности, а также монтажом и пусконаладкой этих систем;
  • создание интегрированной системы образования для повышения квалификации специалистов в области безопасности транспортного комплекса;
  • создание автоматизированной системы мониторинга уровня знаний обучаемых;
  • сокращение сроков адаптации молодых специалистов к условиям конкретного рабочего места на предприятиях транспортного комплекса.

Основным направлением работ является создание интегрированной системы обучения, которая позволит ликвидировать разрыв между современными требованиями работодателей и образованием. Необходимо разработать методы и средства внедрения инновационных технологий в систему обучения, позволяющие повысить качество подготовки специалистов нового типа и профессиональной переподготовки квалифицированных кадров, с учетом современных требований транспортного комплекса в области безопасности.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Подготовка и переподготовка

Разработанные модели подготовки специалистов включают в себя как новые курсы и подходы к изучению базовых дисциплин, так и новые организационные структуры, обеспечивающие процесс обучения. Необходима адаптация программ профессионального образования всех уровней обучения, выполненная в едином ключе, направленная на изучение и внедрение инновационных технологий, для подготовки и переподготовки специалистов всех уровней.

Предлагается начинать этот процесс с профессиональной переподготовки специалистов, а уже затем перейти к подготовке новых кадров. Такой подход, когда на первом этапе обучению подвергаются уже сформировавшиеся люди с твердой жизненной позицией, осмысленно подходящие к получению знаний, позволит избежать многих ошибок и быстро подготовить квалифицированные кадры. Это связано с тем, что учебный курс переподготовки значительно короче курса полной подготовки. За время проведения подготовки молодых специалистов переподготовленные специалисты получат практический опыт и будут готовы стать для молодых качественными наставниками.

В предлагаемой системе подготовки специалистов используются дистанционные формы обучения, позволяющие организовать подготовку и профессиональную переподготовку специалистов по индивидуальным графикам, обеспечивая совмещение образовательного процесса с работой на предприятии-заказчике.

Учитывается необходимость постоянной связи учебных заведений среднего профессионального образования с предприятиями транспортного комплекса, призванными отслеживать уровень подготовки и профессиональной переподготовки специалистов всех уровней и обеспечивающими учебный процесс новыми технологиями.

Необходимо формирование концепции интегрированной подготовки и профессиональной переподготовки специалистов по безопасности для транспортного комплекса, разработка концепции создания программно-методического сопровождения учебного процесса, выбор программного обеспечения для формирования специалистов нового типа для предприятий и организаций транспортного комплекса и разработка методических материалов профессиональной направленности, обеспечивающих повышение уровня подготовки студентов по дисциплинам специального цикла, а также системы мониторинга, тестирования и контроля компетенций студентов.

Модульная структура обучения

Анализ показывает, что приоритетными для развития образования являются следующие основные требования:

  • улучшение взаимосвязи с работодателями;
  • повышение компетенций подготавливаемых специалистов;
  • обновление содержания, методологий и соответствующей цифровой среды обучения.

Наиболее полно отвечают этим требованиям модульные программы, основанные на компетенциях. Предлагаемый подход к модульному обучению отличается от традиционно используемого блочно-модульного подхода, поскольку в рамках отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции. В данном случае компетенция отражает требования к специалисту со стороны человеко-машинной системы – "системы комплексной безопасности объекта транспортной инфраструктуры", компонентом которой он является.

Разработка и реализация модульных программ, основанных на компетенциях, для подготовки специалистов, осуществляющих создание, монтаж, пусконаладку и эксплуатацию систем комплексной безопасности, предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей – руководителей служб безопасности этих объектов к умениям и знаниям работников, что обеспечивает качество их подготовки.

Важнейшей особенностью данного метода является то, что предлагаемый модульный подход, основанный на компетенциях, находится в русле концепции обучения в течение всей жизни и имеет целью формирование квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда и, самое главное, продолжать профессиональный рост и образование вместе с развитием и совершенствованием системы комплексной безопасности. Это связано с тем, что системы комплексной безопасности имеют открытую архитектуру и динамически развивающуюся структуру.

Специалист в области комплексной безопасности должен не просто соответствовать требованиям системы, в которой он работает, но и интеллектуально опережать ее развитие. Важно при этом совершенствовать у обучаемого навыки изобретательства, прогнозирования, оценки рисков, дать знания по основам менеджмента качества. Это достигается с помощью организации учебного процесса, в рамках которого каждый может и должен сам управлять своим обучением, что приучает брать ответственность за собственный профессиональный рост. Предлагаемая система подготовки кадров позволит формировать специалистов, активно взаимодействующих друг с другом, участвующих в планировании и решении проблем транспортного предприятия. Это позволит им выполнять не только конкретные трудовые задачи, но и участвовать в развитии и совершенствовании систем комплексной безопасности в соответствии с требованиями, выдвигаемыми меняющейся действительностью.

Работа по формированию системы образования специалистов по безопасности для предприятий транспортного комплекса должна строиться на постоянном сочетании инновационной научно-исследовательской работы в научно-практической части с научно-методической в учебной части. Выстраивание индивидуальных программ непрерывного образования и профессиональной переподготовки участников этой работы позволят постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки ведения научной работы, быть в курсе последних достижений науки и техники, педагогической науки. Переход при подготовке специалистов в области комплексной безопасности на реализацию модульных программ, основанных на компетенциях, является делом ближайшего будущего, поскольку только такой подход способен обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, необходимых для обеспечения безопасности транспортного комплекса.

Целевая подготовка

Одним из подходов, позволяющих ликвидировать разрыв между требованиями предприятий к специалистам и квалификационными параметрами выпускников вузов, является целевая подготовка специалистов по заказу предприятий. В этом случае учебный процесс должен обеспечивать гармоничное сочетание теоретической подготовки в профессиональной области и получения практических знаний, умений и навыков. Выпускник технического учебного заведения среднего и высшего уровня, выполняя практические задания на базе предприятий транспортного комплекса, накопит опыт работы по выбранной специальности. В предлагаемой системе подготовки специалистов используются дистанционные формы обучения, позволяющие организовать подготовку и профессиональную переподготовку по индивидуальным графикам обучения, обеспечивая совмещение образовательного процесса с работой на предприятии. Учитывается также необходимость создания новых организационных структур учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, постоянно связанных с предприятиями транспортного комплекса, призванных отслеживать качество подготовки и профессиональной переподготовки специалистов всех уровней и обеспечивающих учебный процесс инновационными технологиями.

В рамках научно-исследовательских работ должны проводиться:

  • разработка концепции интегрированной подготовки и переподготовки специалистов для транспортного комплекса;
  • разработка концепции внедрения инновационных технологий в учебный процесс;
  • разработка концепции создания программно-методического сопровождения учебного процесса;
  • обоснование выбора изучаемого программного обеспечения для формирования специалистов нового типа для предприятий транспортного комплекса;
  • разработка методического обеспечения, учитывающего профессиональную направленность и обеспечивающего повышение уровня подготовки студентов по дисциплинам специального цикла;
  • разработка системы мониторинга, обеспечивающей тестирование и контроль компетенций студентов.

Большое значение в процессе прохождения практик должно придаваться участию студентов в нормотворчестве, разработке нормативной базы. Студенты должны иметь возможность в курсовых и дипломных работах самостоятельно проводить гармонизацию нормативной базы с использованием зарубежных стандартов и требований.

Описанная выше система формирования инновационного непрерывного образования является пилотным образовательным проектом, позволяющим в кратчайшие сроки, целенаправленно и качественно решать проблему дефицита кадров на предприятиях транспортного комплекса – точках роста российской экономики.

Учебные ситуационные центры

Следующим шагом является обучение созданию разнообразных систем мониторинга, с последующей интеграцией учетных и аналитических систем, оперирующих информацией баз данных. Эта информация визуализируется в системах ситуационных центров и служит отправной точкой для оценки эффективности работы по различным направлениям. Ситуационные центры не только помогают принимать управленческие решения, но и могут служить средством обучения специалистов. Анализ практики создания ситуационных центров в РФ показывает, что основной проблемой в настоящее время является отсутствие квалифицированных кадров, обеспечивающих их эффективную эксплуатацию. Факт наличия "железа" и визуализация информации не обеспечивают принятия эффективных решений. Проблему можно разделить на две составляющие: формирование в колледжах кадров среднего звена для обеспечения функционирования ситуационных центров ив вузах – кадров высшего звена для экспертно-аналитических подразделений, обеспечивающих наиболее важную часть работы ситуационных центров – подготовку и выработку решений. Эти специалисты должны пройти не только обучение, но и соответствующую аттестацию.

Под обучающим ситуационным центром нужно понимать средство групповой подготовки и тренировки специалистов, способных работать в коллективном режиме над решением какой-либо проблемы, с учетом влияния своих решений на работу коллег. Обучающая функция ситуационного центра сводится к обучению непосредственно самого персонала для работы либо в действующем ситуационном центре, либо для работы в будущем, виртуальном, центре, представляющем собой программно-информационную модель реального ситуационного центра. Учебные ситуационные центры – это современный инструмент поддержки активных, деятельностно- и средоориентированных форм обучения по проблемам, требующим применения интеллектуальных информационно-коммуникационных технологий. В образовании используются их аудиовизуальное и коммуникационное оборудование, а также некоторые технологии ситуационного анализа и моделирования. При обучении в учебном ситуационном центре знания формируются "эволюционно" на основании экспериментов с моделями. Правила работы, критерии и методы оценки обучающихся при этом значительно изменяются, что не позволяет использовать традиционный подход к обучению. Создание учебных ситуационных центров предопределяет переход к инновационным, субъектно- и деятельностно-ориентированным методам обучения (эволюционному обучению, рефлексивно-гуманистической психологии, педагогике сотворчества, проективной педагогике и др.).

Учебные ситуационные центры можно использовать для обучения специалистов различных областей, приобретения навыков описания и оценки ситуаций, а также для понимания структуры и принципов функционирования моделируемой системы. Для подготовки и профессиональной переподготовки кадров экспертно-аналитических служб ситуационных центров необходимо создание учебных центров ситуационного моделирования, которые являются средством апробации и внедрения инновационных образовательных технологий в учебный процесс. Использование учебных центров ситуационного моделирования призвано по-новому организовать технологические процессы обучения, существенно повысить эффективность учебного процесса на основе визуализации проблемных ситуаций учебного курса, реализовать ситуационное моделирование типовых проблемных ситуаций, использовать доступ к государственным информационным ресурсам.

Подготовка кадров как драйвер исследований и инноваций

Обучение профессорско-преподавательского состава и руководящих работников транспортного комплекса производится в ситуационном центре по специальной программе. Программа предусматривает методику формирования полиэкранов, активной электронной доски, доступа с дисплеев обучаемых к слайдам полиэкрана и электронной доски, доступа к Интернету, к сайтам государственных органов как в процессе лекций, так и практических занятий. Особое внимание уделяется форме представления и архивирования заданий и результатов ситуационного моделирования.

Каждый проект, выполняемый в учебном ситуационном центре, создает новые технологии, аналитику и неожиданные решения в определенной области исследований. По мере завершения жизненного цикла проекта результаты анализа модели могут активировать новые вопросы, которые подтолкнут к будущим инициативам, стартапу и исследованиям. Из-за взаимосвязанного характера сложных проблем понимание работы одной системы может быть применено для лучшего понимания функций другой. Учебный ситуационный центр имеет возможность постоянно разрабатывать новые парадигмы понимания сложных систем и предлагать структуры и инструменты для изучения их возможностей.

Он работает над проектами со слушателями различных специальностей, управляя перспективными исследовательскими возможностями, что приводит к формированию непрерывного потока новых исследовательских партнерств, разработке технологий и доработке продуктов, – это поддерживает динамику и осведомленность о межведомственных исследовательских потенциалах и применении новых возможностей для возникающих проблем. В процессе работы сотрудники учебного ситуационного центра и слушатели обращаются к ранее разработанным моделям для повторного использования программного обеспечения, аналитических моделей и визуализаций, что сокращает время и стоимость будущих проектов и дает возможность вывести их функции на более высокий уровень.

Имея развитую учебно-материальную базу и высококвалифицированный научно-педагогический состав, формируя учебно-экспериментальный полигон, используя передовые образовательные технологии, стандарты, программы обучения и аттестации, согласованные с Ространснадзором и Ростехнадзором, вертикально интегрированный образовательно-производственный кластер, опираясь на соглашение "ОАО "РЖД" – РАН", по праву может занять лидирующее положение в системе подготовки профессиональных кадров для объектов транспортного комплекса РФ. Он является базой для получения сертифицированного образования специалистами транспортного комплекса, обслуживающими оборудование, системы безопасности и ситуационные центры, поддерживающими жизненный цикл ОТИ с использованием риск-ориентированного информационного моделирования и искусственного интеллекта.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Беспилотники: обнаружить и обезвредить. ОБЗОР СИСТЕМ АНТИДРОН

Фото: ru.target-trans.com

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №6/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...