Использование беспилотных летательных аппаратов для обеспечения безопасности дорожного движения
Владимир Балановский, Иван Брец, Алексей Авдонов, 04/01/22
Мы наблюдаем бурное развитие технологий беспилотных летательных аппаратов, беспилотники – дроны – находят широкое применение в самых различных областях деятельности, в том числе в борьбе с нарушителями правил дорожного движения.
В настоящее время ГИБДД и Росгвардия используют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для обеспечения безопасности и выявления нарушителей на дорогах.
БПЛА кружат вблизи поста ДПС и передают оператору информацию о зафиксированных правонарушениях. Беспилотники работают в 17 регионах, в том числе в республиках Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Татарстан и Удмуртия. Их взяли на вооружение в Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, Амурской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Свердловской, Тюменской областях и в Москве.
МВД подбирает участки для БПЛА на основе анализа аварийности дорог с отсутствующими автоматизированными средствами фиксации нарушений ПДД. На аварийно-опасных участках находятся посты ДПС, к которым прикреплены БПЛА. Они патрулируют назначенную территорию вблизи поста и сообщают оператору об обнаруженных правонарушениях.
БПЛА планируют использовать для выявления административных правонарушений, таких как выезд на встречную полосу или пересечение дорожной разметки, и для информирования нарядов ДПС о дорожной ситуации. Кроме того, беспилотники будут способствовать установлению порядка на дорогах благодаря психологическому побуждению к соблюдению правил дорожного движения. Для этих целей МВД информирует граждан о применении БПЛА для контроля за ездой на дорогах. На въезде и выезде с соответствующих участков Госавтоинспекция установила щиты с надписью "Внимание! Контроль выезда на встречную полосу!" и изображением беспилотника. После этого, по сообщению МВД, не было выявлено ДТП, связанных с выездом на встречную полосу.
Таблица. Примерные технические характеристики БПЛА
Почему стало возможным применение БПЛА в дорожно-транспортной сфере
Предпосылки использования БПЛА для обеспечения безопасности дорожного движения:
- такие комплексы стали доступны для широкого применения;
- технология видеонаблюдения позволяет вести наблюдение на значительном расстоянии;
- технология фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) отработана на практике.
Для чего применяются БПЛА
Целью использования БПЛА является обеспечение:
- мобильности и оперативности при решении задач обеспечения безопасности дорожного движения;
- масштабности и широкоформатного обзора при обследовании улично-дорожной сети;
- оперативного обзора при организации поиска и преследования транспортных средств.
Из чего состоит комплекс БПЛА
Комплекс БПЛА включает:
- летательный аппарат;
- видеодатчик на летательном аппарате;
- автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора, установленное внутри транспортного средства поста контроля;
- транспортное средство поста контроля.
АРМ оператора включает:
- вычислительный модуль, предназначенный для фиксации нарушений ПДД;
- пульт управления летательным аппаратом;
- АРМ приема и обработки информации о зафиксированных нарушениях ПДД.
Транспортное средство поста контроля включает:
- систему электроснабжения;
- систему отопления;
- систему кондиционирования.
Возможности комплекса БПЛА
БПЛА, оснащенный мощным видеодатчиком, способен в полете с расстояния до 200 м автоматически фиксировать информацию, на основе которой возможно сформировать необходимую доказательную базу для привлечения к ответственности нарушителей ПДД. Информация о нарушении может автоматически передаваться в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД (ЦАФАПОДД) для вынесения постановлений об административных правонарушениях либо передаваться наряду дорожно-патрульной службы (ДПС) для привлечения к административной ответственности конкретного нарушителя непосредственно сотрудником ДПС. Комплекс БПЛА способен фиксировать следующие нарушения ПДД:
- выезд на встречную полосу для движения транспортного средства (ТС);
- движение по обочине;
- движение по выделенной полосе;
- проезд ТС по трамвайным путям встречного направления;
- проезд ТС по велодорожкам и тротуарам;
- неправильное расположение ТС на проезжей части;
- движение грузового транспорта там, где это запрещено;
- проезд там, где движение запрещено;
- въезд в запрещенном месте.
Технические возможности управления летательным аппаратом:
- автоматический взлет/посадка;
- самостоятельный полет на заданную точку;
- самостоятельный полет по проложенному маршруту;
- возможность зависания в необходимой точке на заданное время;
- самостоятельный возврат на место взлета по команде/таймеру;
- самостоятельный возврат на место взлета при разрыве связи с наземной станцией.
БПЛА передает на наземную станцию следующие данные полетной телеметрии:
- скорость;
- высоту полета;
- температуру воздуха на высоте;
- состояние аккумулятора;
- текущие координаты.
Кроме того, беспилотники передают на наземную станцию видеосигналы.
Удаленное управление подвесом камеры (поворот, стабилизация) и удаленное управление зумом камеры делают передаваемую информацию более точной.
Структурная схема комплекса БПЛА
Задачи, решаемые с помощью комплекса БПЛА
С помощью комплекса БПЛА возможно решение следующих задач:
- расширение и отработка фиксации нарушений ПДД;
- исследование дорожного полотна на предмет соответствия проекту организации дорожного движения (ПОДД) на заданном участке;
- оценка обстановки в случае возникновения нештатных ситуаций (при недоступности места происшествия для патруля ДПС);
- выявление и идентификация разыскиваемого транспортного средства, его захват и сопровождение.
БПЛА в движении выполняет съемку заданного участка дороги и передает изображение на наземную станцию (компьютер) в онлайн-режиме.
На наземной станции выполняется:
- загрузка онлайн-видео с БПЛА;
- по видео – распознавание горизонтальной разметки и дорожных знаков, формирование фактической модели заданного участка дороги;
- загрузка описания ПОДД (проекта описания дорожного движения);
- сравнение ПОДД и фактической модели участка дороги, формирование протокола сравнения.
Для комплекса БПЛА организуется онлайн-доступ к фиксированному списку ТС, подлежащих контролю. При обнаружении в зоне контроля БПЛА автомобиля, государственный регистрационный знак которого присутствует в соответствующем списке, передается сигнал патрулю ДПС, находящемуся вблизи зоны контроля БПЛА, – он остановит и проверит этот автомобиль.
Возможность оперативной съемки места ДТП сверху позволяет выполнить фиксацию картины места ДТП, а также сформировать схему ДТП на основе распознавания образов, которая может быть использована в процедуре автоматизированного формирования документов по оформлению ДТП и интеграции в единую базу данных. Использование БПЛА позволяет контролировать участок дороги протяженностью до 10 км, по 5 км в каждую сторону от патрульного автомобиля. Если БПЛА заметит автомобиль, выехавший на встречную полосу, он осуществит "автозахват" и будет следить за ним, пока его не остановят полицейские.
При этом видеозапись, на которой зафиксированы нарушение и путь машины вплоть до остановки, сохраняется на жестком диске оператора БПЛА. При остановке автомобиля запись демонстрируют водителю. Это видео впоследствии копируют на оптический диск и приобщают к делу как доказательство к протоколу о нарушении ПДД.
Кроме того, на основе сведений, которые предоставляют БПЛА, формируется перечень аварийно-опасных участков дорог.