Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Использование беспилотных летательных аппаратов для обеспечения безопасности дорожного движения

Владимир Балановский, Иван Брец, Алексей Авдонов, 04/01/22

Мы наблюдаем бурное развитие технологий беспилотных летательных аппаратов, беспилотники – дроны – находят широкое применение в самых различных областях деятельности, в том числе в борьбе с нарушителями правил дорожного движения.

Создавайте ведущее отраслевое издание по безопасности вместе с нами!

В настоящее время ГИБДД и Росгвардия используют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для обеспечения безопасности и выявления нарушителей на дорогах.

БПЛА кружат вблизи поста ДПС и передают оператору информацию о зафиксированных правонарушениях. Беспилотники работают в 17 регионах, в том числе в республиках Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Татарстан и Удмуртия. Их взяли на вооружение в Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, Амурской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Свердловской, Тюменской областях и в Москве.

МВД подбирает участки для БПЛА на основе анализа аварийности дорог с отсутствующими автоматизированными средствами фиксации нарушений ПДД. На аварийно-опасных участках находятся посты ДПС, к которым прикреплены БПЛА. Они патрулируют назначенную территорию вблизи поста и сообщают оператору об обнаруженных правонарушениях.

БПЛА планируют использовать для выявления административных правонарушений, таких как выезд на встречную полосу или пересечение дорожной разметки, и для информирования нарядов ДПС о дорожной ситуации. Кроме того, беспилотники будут способствовать установлению порядка на дорогах благодаря психологическому побуждению к соблюдению правил дорожного движения. Для этих целей МВД информирует граждан о применении БПЛА для контроля за ездой на дорогах. На въезде и выезде с соответствующих участков Госавтоинспекция установила щиты с надписью "Внимание! Контроль выезда на встречную полосу!" и изображением беспилотника. После этого, по сообщению МВД, не было выявлено ДТП, связанных с выездом на встречную полосу.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Таблица. Примерные технические характеристики БПЛА01-Dec-27-2021-06-41-32-50-AM

Почему стало возможным применение БПЛА в дорожно-транспортной сфере

Предпосылки использования БПЛА для обеспечения безопасности дорожного движения:

  1. такие комплексы стали доступны для широкого применения;
  2. технология видеонаблюдения позволяет вести наблюдение на значительном расстоянии;
  3. технология фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) отработана на практике.

SS_Security and Safety

Для чего применяются БПЛА

Целью использования БПЛА является обеспечение:

  • мобильности и оперативности при решении задач обеспечения безопасности дорожного движения;
  • масштабности и широкоформатного обзора при обследовании улично-дорожной сети;
  • оперативного обзора при организации поиска и преследования транспортных средств.

Из чего состоит комплекс БПЛА

Комплекс БПЛА включает:

  1. летательный аппарат;
  2. видеодатчик на летательном аппарате;
  3. автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора, установленное внутри транспортного средства поста контроля;
  4. транспортное средство поста контроля.

АРМ оператора включает:

  • вычислительный модуль, предназначенный для фиксации нарушений ПДД;
  • пульт управления летательным аппаратом;
  • АРМ приема и обработки информации о зафиксированных нарушениях ПДД.

Транспортное средство поста контроля включает:

  • систему электроснабжения;
  • систему отопления;
  • систему кондиционирования.

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

Возможности комплекса БПЛА

БПЛА, оснащенный мощным видеодатчиком, способен в полете с расстояния до 200 м автоматически фиксировать информацию, на основе которой возможно сформировать необходимую доказательную базу для привлечения к ответственности нарушителей ПДД. Информация о нарушении может автоматически передаваться в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД (ЦАФАПОДД) для вынесения постановлений об административных правонарушениях либо передаваться наряду дорожно-патрульной службы (ДПС) для привлечения к административной ответственности конкретного нарушителя непосредственно сотрудником ДПС. Комплекс БПЛА способен фиксировать следующие нарушения ПДД:

  • выезд на встречную полосу для движения транспортного средства (ТС); 
  • движение по обочине;
  • движение по выделенной полосе;
  • проезд ТС по трамвайным путям встречного направления;
  • проезд ТС по велодорожкам и тротуарам;
  • неправильное расположение ТС на проезжей части;
  • движение грузового транспорта там, где это запрещено;
  • проезд там, где движение запрещено;
  • въезд в запрещенном месте.

Технические возможности управления летательным аппаратом:

  • автоматический взлет/посадка;
  • самостоятельный полет на заданную точку;
  • самостоятельный полет по проложенному маршруту;
  • возможность зависания в необходимой точке на заданное время;
  • самостоятельный возврат на место взлета по команде/таймеру;
  • самостоятельный возврат на место взлета при разрыве связи с наземной станцией.

БПЛА передает на наземную станцию следующие данные полетной телеметрии:

  • скорость;
  • высоту полета;
  • температуру воздуха на высоте;
  • состояние аккумулятора;
  • текущие координаты.

Кроме того, беспилотники передают на наземную станцию видеосигналы.

Удаленное управление подвесом камеры (поворот, стабилизация) и удаленное управление зумом камеры делают передаваемую информацию более точной.

03-Dec-27-2021-07-04-15-72-AMСтруктурная схема комплекса БПЛА

Задачи, решаемые с помощью комплекса БПЛА

С помощью комплекса БПЛА возможно решение следующих задач:

  1. расширение и отработка фиксации нарушений ПДД;
  2. исследование дорожного полотна на предмет соответствия проекту организации дорожного движения (ПОДД) на заданном участке;
  3. оценка обстановки в случае возникновения нештатных ситуаций (при недоступности места происшествия для патруля ДПС);
  4. выявление и идентификация разыскиваемого транспортного средства, его захват и сопровождение.

БПЛА в движении выполняет съемку заданного участка дороги и передает изображение на наземную станцию (компьютер) в онлайн-режиме.

На наземной станции выполняется:

  • загрузка онлайн-видео с БПЛА;
  • по видео – распознавание горизонтальной разметки и дорожных знаков, формирование фактической модели заданного участка дороги;
  • загрузка описания ПОДД (проекта описания дорожного движения);
  • сравнение ПОДД и фактической модели участка дороги, формирование протокола сравнения.

Для комплекса БПЛА организуется онлайн-доступ к фиксированному списку ТС, подлежащих контролю. При обнаружении в зоне контроля БПЛА автомобиля, государственный регистрационный знак которого присутствует в соответствующем списке, передается сигнал патрулю ДПС, находящемуся вблизи зоны контроля БПЛА, – он остановит и проверит этот автомобиль.

Возможность оперативной съемки места ДТП сверху позволяет выполнить фиксацию картины места ДТП, а также сформировать схему ДТП на основе распознавания образов, которая может быть использована в процедуре автоматизированного формирования документов по оформлению ДТП и интеграции в единую базу данных. Использование БПЛА позволяет контролировать участок дороги протяженностью до 10 км, по 5 км в каждую сторону от патрульного автомобиля. Если БПЛА заметит автомобиль, выехавший на встречную полосу, он осуществит "автозахват" и будет следить за ним, пока его не остановят полицейские.

При этом видеозапись, на которой зафиксированы нарушение и путь машины вплоть до остановки, сохраняется на жестком диске оператора БПЛА. При остановке автомобиля запись демонстрируют водителю. Это видео впоследствии копируют на оптический диск и приобщают к делу как доказательство к протоколу о нарушении ПДД.

Кроме того, на основе сведений, которые предоставляют БПЛА, формируется перечень аварийно-опасных участков дорог.

Владимир Балановский
Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, действительный член АПК и ВАНКБ, профессор Академии военных наук
 
Иван Брец
Заместитель генерального директора ООО "Профит"
 
Алексей Авдонов
Генеральный директор "Интерправо Инвест"
 
 
Темы:Транспортная безопасностьБеспилотникиЖурнал "Системы безопасности" №6/2021
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...