Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Использование воздушного пространства беспилотными воздушными судами: что говорит закон

Роман Образцов, 16/12/20

С 2017 г. произошло резкое увеличение количества нарушений, совершенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и частными владельцами, управляющими беспилотными воздушными судами. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски таких судов, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

фото1

Согласно п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ВК), беспилотное воздушное судно (БВС) – это воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне его борта (внешний пилот).

Согласно п. 1 ст. 11 ВК, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность.

Согласно ст. 16 ВК, в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования этого пространства.

Согласно ст. 17 ВК, использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасения, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Центрального федерального округа.

Действующие законодательные правила

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (ФП ИВП РФ).

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Для выполнения полетов беспилотных воздушных судов ФП ИВП РФ установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД) представленного плана полета БВС, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Временной и местный режимы

Согласно п. 52 ФП ИВП РФ, использование воздушного пространства БВС в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном происходит посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС.

Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 г. № 171.

При необходимости использования воздушного пространства БВС(за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) в соответствии с п. 49 ФП ИВП РФ дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Согласно п. 52.1. ФП ИВП РФ, положения п. 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 м от земной или водной поверхности:

  1. вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом1 "О государственной охране";
  2. на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

План полета БВС

Направление представленного плана полета БВС в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации. П. 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полета БВС, размещена на информационно-телекоммуникационных ресурсах в сети Интернет2.

Для выполнения полетов над Москвой разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 09.07.2014 г. № 391-ПП "Об использовании воздушного пространства над Москвой".

Приказами Минтранса России от 09.03.2016 г. № 47 "Об установлении зон ограничения" и №48 "Об установлении запретных зон" в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов.

Согласно п. 40 ФП ИВП РФ, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

"Нормативные требования Банка России к системе управления рисками ИБ" читать статью >>>

Ответственность за нарушения воздушного законодательства

В соответствии с разделом VI "Общие правила выполнения авиационных работ" Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования Земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации", утвержденными приказом Минтранса России от 23.12.2009 г. № 2493.

Согласно ст. 4 ВК, лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 19 ВК, нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 11.4 ВК, нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, на должностных лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. рублей, на юридических лиц – от 250 тыс. до 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ч. 2 ст. 11.4 ВК, нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

А согласно ст. 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Компетенция внешних пилотов

Следует особо отметить то обстоятельство, что внешний пилот и пилот на борту ВС несут равную ответственность за безопасный полет их воздушных судов и поэтому должны обладать достаточными знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, производственных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи.

С целью разработки мер по предотвращению нарушений правил использования воздушного пространства внешними пилотами необходимо рассмотреть вопрос подготовки внешних пилотов, что позволит уменьшить риски при применении беспилотного воздушного судна.

1 https://base.garant.ru/10105588/
2 www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/
3 https://favt.ru/poryadok-ispolzovaniya-bespilotnyh-vozdychnih-sudov/

Роман Образцов

 

 

 

 

Роман Образцов
Начальник отдела надзора в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Владимир Цыбаев

Владимир Цыбаев
И.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и  надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №5/2020

Создавайте ведущее отраслевое издание по безопасности вместе с нами!

Темы:Защита от БПЛАБеспилотникиЖурнал "Системы безопасности" №5/2020
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...