Кадровый вакуум транспортной безопасности
Иван Тушко, 27/08/24
В транспортной безопасности важную роль играет специальное образование и аттестация кадров, которые являются обязательными условиями для лиц, выполняющих работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. Несмотря на высокие показатели прохождения аттестации по каждому виду транспорта, при выполнении работ по обеспечению транспортной безопасности существует кадровый вакуум.
Транспортная безопасность сегодня – это сформировавшийся юридический институт общественных отношений и многофункциональная отрасль, в которой работают тысячи граждан совершенно разных квалификаций и профессий. Это довольно крупная отрасль, объединяющая учебные и аттестационные центры, контрольно-надзорные органы, транспортные предприятия, охранные фирмы, органы сертификации и пр. При этом к большинству людей, занимающих те или иные должности в сфере транспортной безопасности, законодательством предъявляется ряд требований, к которым относятся медицинские заключения, отсутствие проблем с законом и, пожалуй, самое главное – обучение и аттестация по одной из восьми существующих категорий, больше всего соответствующей занимаемой должности.
Аттестация работников транспортной безопасности
Согласно Федеральному закону № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" аттестация сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ) – это установление соответствия знаний, умений, навыков СОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий СОТБ требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) СОТБ к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением ТБ, либо об отстранении от выполнения такой работы.
В настоящее время система подготовки кадров СОТБ реализуется посредством повышения квалификации работников по типовым дополнительным профессиональным программам. Полученные при подготовке СОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации.
Подготовка работников субъектов транспортной инфраструктуры и подразделений транспортной безопасности является обязательной. Это безусловное требование закона. Но обучать таких специалистов может не каждый учебный центр, имеющий лицензию Министерства образования России. Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 г. № 905 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" закрепляет обязательные требования к организациям, оказывающим услуги по обучению. К этим требованиям относится наличие учебно-тренажерной базы, соответствующего материально-технического обеспечения, в том числе и программного обеспечения, отвечающего требованиям приказа Минтранса России № 231.
Учебные центры и органы аттестации за период с 2016 г. (когда был запущен данный механизм) обучили и аттестовали тысячи специалистов в данной сфере. Поэтому говорить о дефиците кадров или о том, что таких кадров нет в стране не приходится.
Однако в работе тех же охранных фирм (аккредитованных подразделений транспортной безопасности), или специализированных организаций по оценке уязвимости, или транспортных предприятий со специальным подразделением по безопасности возникает так называемый кадровый вакуум. Вроде бы обученные и аттестованные специалисты в стране есть, это элементарно подтверждают реестры аттестованных лиц, которые в свободном доступе опубликованы на официальных порталах Росжелдора, Росавтодора, Росморречфлота и Росавиации, однако найти таких специалистов порой очень непросто. Другой вопрос: где и как их найти? Стоит ли брать неаттестованных людей на работу или лучше поискать уже аттестованных?
Что делать работодателю? Замкнутый круг № 1
Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, вправе выполнять только обученные и аттестованные лица. Иными словами, работодатель должен найти на рынке труда кандидата, не только отвечающего требованиям компании и личным предпочтениям руководителя, но и уже имеющего соответствующее свидетельство о прохождении обучения и аттестации по транспортной безопасности.
Процесс обучения и аттестации весьма изнурителен и непрост как для самого человека, так и для работодателя и занимает от двух до четырех месяцев. Прежде всего человеку необходимо собрать внушительный пакет документов, пройти медицинские тесты, самостоятельно сделать запрос и получить ответ из МВД о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, что отнимает 15–30 дней.
Процедура обучения и аттестации небесплатная, поэтому люди стараются пройти эту процедуру за счет работодателя, который, хоть и не имеет права, но все же берет на работу нового сотрудника, отталкиваясь в первую очередь от своих требований и предпочтений к кандидату. В процессе работы оформляется обучение и аттестация и гештальт закрывается, однако эти 2–4 месяца, пока работник выполняет свои трудовые функции без аттестации, работодатель умышленно нарушает законодательство.
Конечно же, есть возможность не нарушать закон: заключить с работником предварительное соглашение, направить его на обучение и аттестацию, подождать 2–4 месяца и уже потом допустить его до работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности. Делают ли так работодатели на практике? Переведем данный вопрос в категорию риторических, ведь все мы прекрасно понимаем, что работник не будет столько времени ожидать без зарплаты, а работодателю сразу же нужна трудовая единица. Назовем это "замкнутый круг № 1".
Кому нужны аттестованные сотрудники? Замкнутый круг № 2
Специфика транспортного комплекса в плане уязвимости от террористических проявлений заключается его большой протяженностью, наличием большого количества объектов обеспечения перевозочной деятельности и транспортных средств. Из-за таких характерных факторов для пассажиро- и грузоперевозок, как массовость, интенсивность движения, доступность посещения пассажирообразующих объектов – аэропортов, железнодорожных вокзалов, метрополитена, речных и морских портов, угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность именно данных комплексов транспорта возрастает.
Несмотря на то что речь идет про транспорт, конечно же, аттестованные сотрудники нужны не повсеместно, а только там, где осуществляется непосредственная деятельность по транспортной безопасности.
В первую очередь это охранные компании (аккредитованные подразделения транспортной безопасности), то есть те структуры, которые получают специальное разрешение на работу и защиту объектов транспортной инфраструктуры. В основном это переформатированные ЧОПы или структуры, создавшие отдельное направление по работе на транспорте и аккредитованные для этих целей. Все сотрудники таких компаний, кроме административного персонала, должны пройти обучение и аттестацию по транспортной безопасности и только тогда приступить к оказанию услуг по защите транспорта от актов незаконного вмешательства.
И тут перед нами возникает замкнутый круг № 2: для аккредитации компании необходимо предоставить не менее 16 аттестованных сотрудников, которые будут трудоустроены по основному месту работы, но для начала их нужно найти, их нужно аттестовать, далее предоставить полный пакет на компанию для аккредитации и лишь спустя 25 рабочих дней рассмотрения документов получить свидетельство об аккредитации и лишь тогда иметь право на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры.
Для того чтобы показать 16 аттестованных сотрудников в своем штате, работодатель может пойти двумя путями. Первый – найти новых людей, аттестовать их за свой счет, что потребует затрат и 2–4 месяца прохождения вышеуказанных процедур. При этом непонятно, чем будет заниматься работник все это время и как будет оплачиваться его труд. Другой путь – найти на рынке труда уже аттестованных сотрудников, что представляется даже более сложной задачей, поскольку все инструменты поиска сводятся к объявлениям на рекрутинговых сайтах. Напомню, что, несмотря на значительное число аттестованных людей, ощущается некоторый кадровый вакуум.
Подразделения транспортной безопасности представляют собой лишь один сегмент потенциальных работодателей, испытывающих кадровую потребность в аттестованных сотрудниках. Еще один сегмент представляют специализированные организации, которые занимаются проведением оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и консалтингом в разработке планов обеспечения транспортной безопасности. Сотрудники данных компаний также должны пройти соответствующее обучение и аттестацию для выполнения своих должностных обязанностей. Здесь, как и везде, работодатель поступает тем же способом: сначала берет на работу человека, опираясь на требования компании и личные предпочтения, запускает долгий бюрократический процесс обучения и аттестации сроком на 2–4 месяца, а работник все это время выполняет свою работу, не имея на это никакого права.
Третьим важным сегментом потенциальных работодателей являются крупные транспортные компании и перевозчики, которые законодательно должны обеспечивать транспортную безопасность своих объектов или транспортных средств и для этого создают специальное подразделение (отдел, управление, службу и т.п.). Это подразделение должно будет обеспечивать контроль и организацию исполнения законодательства о транспортной безопасности на данном предприятии и состоять из обученных и аттестованных сотрудников.
При этом действующим законодательством РФ не определен порядок и условия получения профессии, специальностей, должностей для работников ОТБ, в том числе и через образовательные организации, путем описания требований в квалификационных справочниках ЕКС и ЕКТС и в профессиональных стандартах, в которых до настоящего времени (за исключением авиации, где был утвержден профстандарт "Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте"), не разработаны.
Базы данных
Когда начинаешь рассуждать о решении проблемы поиска аттестованных сотрудников транспортной безопасности, в первую очередь в голову приходит поиск базы данных, ведь процесс обучения и аттестации не может быть хаотичным и наверняка информация заносится в какие-нибудь реестры. Так и есть. Каждое федеральное агентство ведет свой реестр аттестованных сотрудников и размещает его в свободном доступе на своем официальном портале, где можно увидеть тысячи ФИО аттестованных людей и номера их свидетельств об аттестации. Конечно же, никакие другие данные людей недоступны, и потенциальный работодатель или кадровое агентство не смогут работать с этими сведениями.
Получается, что потенциальные работодатели в виде специализированных организаций, подразделений транспортной безопасности и транспортных предприятий видеть тысячи аттестованных лиц могут, а решить свои кадровые вопросы с поиском сотрудников – нет.
И это речь только про процесс аттестации, ведь перед аттестацией человек должен пройти специальное обучение продолжительностью 1–2 недели и лишь потом проходить аттестацию. Процессом обучения занимаются десятки учебных центров по всей стране, но говорить о наличии какой-либо упорядоченной базы данных обученных физических лиц и говорить не приходится.
Потенциальным выходом в сложившиеся ситуации могла бы стать единая база данных аттестованных сотрудников с указанием всех данных физических лиц, но эта идея упирается в нарушение законодательства о защите персональных данных граждан и в целом представляет собой весьма дорогостоящий коммерческий проект, для запуска которого нужно немало ресурсов.
Помимо доступности, полнота информации – одна из важнейших характеристик базы данных. Например, кандидата добавили в базу, а через год решили к нему вернуться. Но уже никто не помнит, что это за человек, как он себя показал на собеседовании, почему его не наняли в прошлый раз. Если база ведется по правилам, принятым в компании, то в ней рекрутер найдет ответы на все эти вопросы. База кандидатов – это ресурс, создание и поддержка которого стоит денег. В затратах нужно учитывать не только оплату сервера или ATS для хранения данных, но и время рекрутеров на поиск и оценку кандидатов.
Рекрутинг
Рекрутинг – это процесс поиска, привлечения и найма сотрудников. Иными словами, он включает в себя все, от определения потребностей компании в персонале до их закрытия. В крупных организациях могут быть целые группы рекрутеров, в небольших – один или два специалиста по найму.
Потребности в рекрутинге меняются по мере того, как развивается рынок труда. И за последние годы он потерпел множество трансформаций. Если раньше были проблемы с поиском подходящей работы, то теперь сложнее найти грамотного специалиста. Прежде всего это связано с бурными изменениями в мире бизнеса и технологий. Эти преобразования диктуют новые условия для сотрудников, требуя от них особых навыков и знаний. Для того чтобы подобрать на ту или иную должность знающих и опытных специалистов, многие компании вынуждены обращаться к рекрутинговым услугам.
Процесс рекрутинга помогает формировать команду специалистов с необходимыми навыками, знаниями и опытом, что влияет на производительность и инновационность компании. Кроме того, качественный рекрутинг способствует созданию позитивной корпоративной культуры и повышает лояльность сотрудников.
Заполнение кадрового вакуума
Целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, а также защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Как описывалось выше, отсутствие каких-либо упорядоченных баз данных обученных и аттестованных сотрудников в сфере транспортной безопасности создает некий кадровый вакуум, в результате которого все работодатели, не имея альтернативной возможности заполнения вакансий, берут на работу нового сотрудника без необходимого обучения и аттестации, умышленно идут на нарушение законодательства и берут расходы за его обучение и аттестацию на себя.
Помимо расходов работодатель берет на себя и риски потери данного сотрудника после завершения аттестации. Работодателю не может быть заранее известно о том, что соискатель решил пройти обучение и аттестацию за счет средств одной компании, а далее работать в другой. В связи с этим некоторые работодатели начали предусматривать в трудовых соглашениях оговорку о возмещении расходов за обучение и аттестацию в случае увольнения до истечения одного года, хотя с точки зрения трудового права данное решение является спорным.
В наши дни без автоматизации трудно представить работу любого HR-специалиста или рекрутера. Уход от работы в Excel помогает избежать ошибок при вводе информации, сэкономить время, защитить конфиденциальные данные.
Многие рекрутеры уже давно и успешно перешли на работу с различными ATS (Applicant Tracking System) – системами отслеживания кандидатов. Такое программное обеспечение специализируется на полном управлении процессом найма, позволяя публиковать вакансии, просматривать резюме и удобно хранить информацию.
К сожалению, в сфере транспортной безопасности для поиска кандидатов такие системы еще не используются, в первую очередь по причине отсутствия базы данных аттестованных сотрудников с указанием всех контактных данных людей, предыдущих мест работы, занимаемых должностей и т.д.
Создание такой базы данных является крупным проектом, который потребует больших денежных инвестиций и временных затрат. Однако если бы такой проект был реализован, то это не только бы решило кадровую проблему сотен компаний, связанных с транспортной безопасностью, но и в целом повысило уровень защиты объектов транспорта в стране: ведь существует огромная разница между тем, чтобы назначить на защиту объекта новое неаттестованное лицо, которое пройдет все процедуры и получит допуск спустя несколько месяцев, и тем, чтобы назначить с первого дня на защиту объекта обученного аттестованного сотрудника, обладающего необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения столь важной работы.
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: pxhere.com