Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 25 июня. Инженерная инфраструктура ЦОД: системы охлаждения и гарантированного  и бесперебойного электроснабжения 26 июня. Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности,  нефтегазового сектора и электроэнергетики 28 июня. Комплексный подход к кибербезопасности. Защита АСУ ТП. Безопасность  КИИ   Регистрируйтесь и участвуйте!

Как укрощают огонь экипажи Московского авиацентра

Алексей Диденко, 22/05/24

12 марта исполнилось 30 лет вертолетной пожарно-спасательной службе. За это время в авиации произошли большие изменения, появились новые технологии и методы, что сегодня с большим успехом помогает бороться с самыми сложными пожарами. Например, в столице уже более 20 лет существует своя вертолетная служба экстренного реагирования, которая в том числе защищает и от пожаров. Это государственное казенное учреждение города Москвы "Московский авиационный центр", находящееся в ведомстве столичного Департамента ГОЧСиПБ. О том, как сегодня защищают столицу от огня с воздуха и что для этого используют, рассказал командир летного отряда Московского авиационного центра Алексей Диденко.

Когда появилась в Москве первая вертолетная пожарно-спасательная служба?

Этой датой можно считать 12 марта 1994 г. Именно тогда впервые в Москве красно-белый вертолет КА-32А с цифрами "01" на борту продемонстрировал на учениях свои возможности на глазах у изумленной публики. Позже вертолет был передан в собственность столицы. В 90-х гг. город приобрел еще три пожарных вертолета – два Ка-32А и один Ми-26Т, которые в 2003 г., после образования Московского авиационного центра, перевели в оперативное управление учреждения.

С чего начал свою работу Московский авиацентр?

Московский авиационный центр не только аккумулировал вертолеты и вертолетные площадки города, но и приложил все усилия для комплектования летного отряда и инженерно-технического состава. Скажу без хвастовства: в учреждение набрали одних из лучших летчиков страны. 90% пилотов авиацентра – офицеры запаса с огромным опытом. Первый крупный пожар, где наши экипажи показали свою работу, был на заводе "Серп и молот" в 2005 г.

В каких случаях авиационный центр привлекается к тушению пожара?

Наши вертолеты привлекаются для ликвидации самых сложных пожаров. Чаще всего мы вылетаем тушить складские помещения, промышленные объекты с открытым горением или природные пожары.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: обзор >>

Какова технология пожаротушения с воздуха?

Сегодня в оперативном управлении Московского авиацентра находится 11 вертолетов, пять из которых предназначены для тушения пожаров: один тяжеловес Ми-26Т и четыре многофункциональных Ка-32 – два в модификации Ка-32А и два современной модели Ка-32А11ВС. Последние отличаются новейшими системами локации и авионики.

Все вертолеты Ка-32 – высокотехнологичные машины, идеально подходящие для тушения пожаров в условиях плотной городской застройки. Они хорошо "зависают" в воздухе, маневренны и прекрасно управляемы.

Для ликвидации пожаров с привлечением вертолетов используется водосливное устройство и уникальная система вертикального и горизонтального пожаротушения. Водосливное устройство изготовлено из сверхпрочной синтетической ткани и имеет форму корзины. Крепится оно с помощью внешней подвески длиной около 30 м. Издалека водосливное устройство кажется совсем небольшим, однако для вертолетов Ка-32 его объем составляет пять тонн жидкости!

Во время забора водосливное устройство опускается на глубину не менее 1,5 м и за 10 сек. полностью заполняется водой, после чего экипаж летит к месту пожара. Специальная конструкция клапана при заборе не позволяет попадать туда посторонним предметам.

Что касается системы вертикального и горизонтального пожаротушения, то она идеальна для ликвидации пожаров в высотных зданиях. Принцип ее действия таков: под фюзеляжем одного из вертолетов Ка-32А11ВС установлен бак емкостью более 3 тыс. л, который экипаж наполняет водой с помощью специального насоса буквально за одну минуту. Слив на очаг пожара может происходить или из бака – вертикально, или из специального водяного ствола, который установлен на носу вертолета, – горизонтально. С помощью этой технологии пожаротушения экипаж может создавать прицельную струю воды дальностью до 40 м.

Известно, что иногда пожар невозможно потушить только водой, требуется пена. Как с этим справляется столичная экстренная авиация, есть у экипажей такая возможность?

Да, конечно. При тушении горящих нефтепродуктов, лакокрасочных материалов и резинотехнических изделий применяется пена. Для этого по бокам фюзеляжа винтокрылой машины установлены два бака с пенообразователем емкостью по 150 л, которых хватает на 20–25 сливов. После забора воды бортмеханик с помощью специального механизма подает пенообразователь в водосливное устройство, где он перемешивается с жидкостью, в результате чего при сливе образует пену, которая многократно усиливает эффективность борьбы с огненной стихией.

Опишите, пожалуйста, подробнее возможности тяжеловеса Ми-26.

Машина по техническим показателям не имеет себе равных и используется для тушения особо крупных пожаров, например природных, а также для транспортировки внутри кабины мобильной группировки и грузов весом до 20 тонн. Этот вертолет высотой почти с 4-этажный дом, в воздухе этот гигант может развить скорость до 300 км/ч.

На Ми-26 используется водосливное устройство, с помощью которого можно обрушить на огонь сразу 15 тонн воды. Например, очень выручил Ми-26 во время ликвидации лесных пожаров 2010 г. и в 2022 г. в Рязанской области, где его экипаж сбросил на очаги возгораний почти 6 тыс. тонн воды.

Как дежурит пожарная авиация?

На ежедневном дежурстве находятся три экипажа пожарных вертолетов Ка-32 – два днем и один ночью. В течение 10 мин. после вызова пилоты поднимают винтокрылую машину в воздух и оперативно прибывают в любую точку столицы для ликвидации возгораний.

На сегодняшний день Московский авиационный центр – единственное в мире учреждение, сотрудники которого дежурят круглосуточно и тушат пожары с помощью вертолетов в ночное время. В начале становления учреждения наши пилоты также проводили все авиационные работы исключительно в светлое время суток. Однако пожар в деловом центре "Москва-Сити" в апреле 2012 г. показал, что такой мегаполис, как наша столица, остро нуждается в защите с воздуха и ночью. Загорелась недостроенная "Башня Федерация" на высоте 260 м. Только с земли справиться с огнем оказалось невозможным, поэтому было принято решение привлечь все вертолеты авиационного центра. Впервые в истории мировой авиации наши экипажи продемонстрировали тушение возгорания на небоскребе ночью, при сильных порывах ветра и отрицательных температурах. Плюс ко всему пилотам приходилось маневрировать между препятствиями в условиях ограниченной видимости. Справились! А сама ситуация подтолкнула к организации круглосуточного дежурства в городе.

Для этого авиацентр провел серьезную подготовительную работу, и осенью в 2016 г. первый экипаж пожарного вертолета Ка-32А заступил на дежурство ночью. И если раньше летчики придерживались правила часовой готовности при поступлении сообщения о возгорании в темное время суток, то с 2016 г. вертолеты вылетают по заявке в течение 10–15 мин. Это заметно сокращает время борьбы с огнем и обеспечивает надежную защиту города и его жителей.

Когда произошло ваше первое ночное "боевое крещение"?

Это был крупный пожар в августе 2017 г. на складе в районе Северное Медведково, он до сих пор в моей памяти. Я заступил в тот день на ночное дежурство, и нас подняли по тревоге. Уже через 15 мин. после взлета мы приступили к ликвидации пожара. Чуть позже к моему экипажу присоединился еще один наш вертолет Ка-32.

Было сложно: вокруг высотные здания, подъемные краны, большая площадь возгорания и сильное задымление. Приходилось с ювелирной точностью сбрасывать воду, чтобы не задеть людей внизу и пожарную технику. Авиационные работы в ночное время требуют большого напряжения, огромного профессионального мастерства, слаженности и концентрации внимания всех членов экипажа, согласованных действий с наземными службами.

Рухнула крыша склада, и открылся хороший обзор на полыхающие горюче-смазочные материалы. Жар был настолько сильным, что он ощущался и в кабине при заходе на слив. Продукты горения подбрасывало на такую высоту, что после ликвидации происшествия на вертолете обнаружили их следы. Несмотря на трудности, с задачей справились успешно. Двумя вертолетами выполнили 24 слива и сбросили 72 тонны воды.

Как вы поддерживаете связь с наземным штабом пожаротушения?

При возникновении пожара авиация не применяется, пока на место происшествия не прибудет подвижный пункт управления нашего учреждения вместе с оперативной группой из трех человек. Подвижный пункт оснащен всеми необходимыми для работы средствами и оборудованием: рациями для связи с экипажами и штабом пожаротушения, видео-, метео- и светотехническим оборудованием, системой регистрации радиообмена.

Старший оперативной группы и диспетчер сообщают пилотам метеоусловия на месте происшествия, площадь пожара, особенности сооружения, возможные подходы к нему с воздуха, корректируют действия летного состава во время сливов на очаги возгорания. Для нас это все очень важно!

Неоценимое содействие оказывает и служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра (СПАСО), сотрудники которой при заборе воды обеспечивают безопасность экипажей и подсвечивают водоем в темное время суток.

Есть ли какие-то сезонные особенности тушения пожаров?

В зимнее время года при небольших минусовых температурах водосливное устройство за счет собственного веса с легкостью пробивает тонкий лед. Но когда на улице минус 10 и ниже и небольшие водоемы покрываются толстым ледяным панцирем, экипажам приходится изрядно потрудиться.
Был, например, такой случай, когда пилоты забирали воду из полыньи, подготовленной к крещенским купаниям.

Стоит сказать, что в начале 2021 г. экипажи Московского авиацентра освоили технику забора воды из майны при низких температурах. Теперь они могут тушить пожары в любом округе столицы даже при замерзших водоемах.

В прошлом году Московскому авиацентру исполнилось 20 лет. За это время много пожаров потушено с применением вертолетов?

С помощью наших вертолетов в столице и регионе ликвидировано свыше 230 возгораний. Это пожары на заводе "Серп и молот", в Вернисаже "Измайлово", на складах на улицах Чермянская и Южнопортовая, в театре им. Немировича-Данченко, в здании Московского института государственного и корпоративного управления, в реставрационном центре им. Грабаря, в научно-производственном объединении "Алмаз-Антей", в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, в ТЦ "Синдика", на складе пиротехники на Лужнецкой набережной, на складе "ОЗОН", масштабные лесные пожары 2010 г., в 2022 г. в Рязанской области и многие другие.

В 2023 г. пожарные вертолеты Московского авиационного центра привлекались для борьбы с восьмью пожарами, в том числе в темное время суток. Экипажи Ка32А и Ми-26Т совершили 693 слива и сбросили на очаги возгораний 3297 тонн воды.

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность" – 2024

Фото сгенерировано нейросетью Kandinsky

Темы:ПожаротушениеКаталог "Пожарная безопасность"Безопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...