Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры: анализ проблем и поиск решений

Павел Веселов, Любовь Карпова, 15/02/23

Завершающийся 2022 год выдался для транспортной безопасности (ТБ) непростым, полным испытаний и событий. Подводя итоги и проводя анализ ситуации, можно сделать несколько важных выводов. Среди них выделяется один, на наш взгляд принципиальный, – о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства по транспортной безопасности и требований по ее обеспечению.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Законодательство не статично: регулярно вносятся изменения и дополнения, появляется судебная практика, выявляются особенности его применения в отдельных ситуациях. Поэтому оперативность в вопросах актуализации и модернизации законодательных требований – одна из первостепенных задач.

Категории ОТИ

Категория объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) определяет состав требований по ТБ к ОТИ. Существуют четыре категории ОТИ (за исключением объектов воздушного транспорта, где предусмотрено пять категорий), а также объекты, не подлежащие категорированию. При этом ОТИ постоянно меняют категории, чаще всего их понижая, или вовсе переходят в разряд не подлежащих категорированию. Вместе с тем предоставляемая субъектом транспортной инфраструктуры информация об изменении показателей критериев категорирования может не соответствовать фактическим обстоятельствам, в результате чего после изменения категории к объектам транспортной инфраструктуры будут применимы требования, которые не позволят в полной мере обеспечивать их защищенность от актов незаконного вмешательства.

Возможно, требуется несколько пересмотреть данный процесс и разделить ОТИ, в частности в области автотранспорта и дорожного хозяйства, только на три категории – от крупных и важных региональных объектов, на которых будут определены более серьезные требования, до остановочных пунктов вне границ, например, крупных населенных пунктов, где осуществляется посадка/высадка пассажиров и где можно оставить минимальный набор требований.

Критерии категорирования также могут быть переработаны, все данные, необходимые для определения категории, должны поступать из государственных информационных систем.

К примеру, сведения о численности людей в населенном пункте, в границе которого находится ОТИ, – если такой пункт присутствует – должны быть получены только из официальных источников, например из Росстата. Если учитывается пассажиропоток, то необходимо понимать, из каких государственных информационных систем эти данные будут получены и ведется ли объективный учет таких данных. При построении процесса обязательно нужно принимать во внимание его полную автоматизацию: субъект транспортной инфраструктуры должен, по сути, только отправлять заявки на внесение в реестр или уведомлять о реконструкции/ремонте или прекращении деятельности.

Упрощение процедур учета и категорирования ОТИ исключит возможность снижения категории из-за некорректных данных или предоставления заранее подложных сведений для снижения категории или присвоения статуса некатегорированного ОТИ субъектами транспортной инфраструктуры.

Целесообразно внести изменения в законодательство в части наделения компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности полномочиями по повышению категории ОТИ в одностороннем порядке в регионах с повышенным уровнем угроз безопасности при наличии объективных данных (сведений о количественных показателях), позволяющих отнести ОТИ к соответствующей категории, или оперативной информации, свидетельствующей о необходимости повышения категории.

Требования к утверждению маршрутов следования через ОТИ

Следующий вопрос, требующий решения, – это отсутствие в законодательстве по ТБ требований к утверждению маршрутов следования через те или иные ОТИ. В процессе планирования маршрутов перед их непосредственным согласованием должны подлежать учету сведения из реестра ОТИ на предмет построения маршрута с возможностью обеспечения досмотра багажа и пассажиров, посадка которых осуществлена на остановочных пунктах, где такой досмотр не проводился. Да, этот процесс, возможно, потребует определенного времени для реализации, но в перспективе он способен существенно упростить механизмы, уменьшить финансовую нагрузку на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков, повысить эффективность обеспечения транспортной безопасности и, что немаловажно, прозрачность самих требований.

В качестве наглядного примера можно привести автомобильный транспорт – ОТИ четвертой категории, в утвержденных планах обеспечения ТБ которых не предусмотрены подразделения транспортной безопасности. Конечно, из этого следуют определенные нарушения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1642 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта", но речь не об этом. В соответствии с подп. 2 п. 7 требований по обеспечению ТБ, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1640, при осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении и по межрегиональным маршрутам (за исключением перевозок между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между Севастополем и Республикой Крым) досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности объектов досмотра, посадка которых осуществлялась на остановочных пунктах, расположенных вне ОТИ, обеспечивается на ближайшем по маршруту следования ОТИ. Таким образом, перевозчик, осуществляющий движение по маршруту через ОТИ, на котором отсутствует подразделение транспортной безопасности, фактически лишен возможности выполнения подп. 2 п. 7 указанных требований. В таких случаях возникает опасная ситуация, когда досмотр пассажиров и багажа не проводится. Даже с точки зрения объяснения процесс выглядит сложным, и именно по причине чрезмерной сложности "конструкции" возникают спорные моменты, когда требования должны были исполняться по задумке, но не исполняются по факту.

Юридический статус ОТИ

Еще одним проблемным вопросом является изменение юридического статуса автовокзалов и автостанций, в результате чего данные объекты становятся вне государственного контроля в области транспортной безопасности. К примеру, имеют место случаи изменения статуса автовокзала (автостанции) на кассовый пункт, что приводит к исключению из реестра категорированных ОТИ. Но в законодательстве о транспортной безопасности отсутствует понятие "кассовый пункт" либо аналогичное по смыслу, в связи с чем такой объект в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 331 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта" не подлежит включению в реестр объектов, не подлежащих категорированию. В свою очередь, действующим законодательством при объявлении уровня безопасности для субъектов транспортной инфраструктуры предусмотрены обязанности в области обеспечения ТБ в отношении объектов, не подлежащих категорированию.

К примеру, при уровне безопасности 3 субъект транспортной инфраструктуры обязан прекратить функционирование такого ОТИ.

Согласно п. 13 Правил категорирования и установления количества категорий ОТИ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 г. № 1595, компетентный орган принимает решение об изменении (либо отказе в изменении) ранее присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры после выполнения процедур, предусмотренных подп. б п. 9 Правил. Указанным подпунктом установлено проведение компетентным органом при необходимости проверки сведений (количественных показателей критериев категорирования), содержащихся в заявлении субъекта транспортной инфраструктуры, путем межведомственного взаимодействия с государственными органами и организациями, владеющими такой информацией, и получения при необходимости дополнительной информации от субъектов транспортной инфраструктуры. Таким образом, реализация федеральными агентствами в сфере транспорта полномочий по проверке сведений при поступлении от субъектов транспортной инфраструктуры заявлений об изменении категории объектов должна быть нацелена на предотвращение неправомерного изменения категории объектов, а имеющиеся проблемы – решены усилиями участников межведомственного взаимодействия.

В поиске баланса

Динамичность развития законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности обусловлена поиском наилучших решений, позволяющих обеспечить устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса при соблюдении баланса интересов личности, общества и государства. Безопасность нашей страны, наших людей – это, безусловно, приоритетная задача.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Обзор технических средств обнаружения и подавления дронов

Фото: infomotori.com

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №6/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...