Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Ключевые направления развития интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации

Антон Журавлев, 10/01/24

Внедрение интеллектуальных транспортных систем позволяет повысить безопасность дорожного движения в реальном времени и предотвратить возможные аварийные ситуации в будущем. Управление транспортными потоками ускоряет движение, улучшая логистику в городах и на федеральных трассах. О направлениях развития интеллектуальных транспортных систем мы поговорим в данной статье.

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в нашей стране разрабатываются и внедряются уже более 10 лет. Новый импульс этому процессу дал запуск национального проекта "Безопасные качественные дороги", включающего мероприятия по внедрению ИТС в городских агломерациях с населением не менее 300 тыс. человек. В рамках данного национального проекта было выделено финансирование на практическое внедрение подсистем ИТС. В течение трех лет проводится серьезная организационная работа, в частности были сформированы методические рекомендации по формированию заявок на создание и реализацию локальных проектов по интеллектуальным транспортным системам. На сегодняшний день пройден достаточно большой путь, позволяющий говорить о текущих результатах внедрения ИТС в регионах.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Направления работы и задачи РОСДОРНИИ по ИТС

ФАУ "РОСДОРНИИ" является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) и занимается разработкой и научным сопровождением федеральных целевых и региональных программ инновационного развития автомобильных дорог, в частности по ИТС.

Практически все субъекты Российской Федерации вовлечены в процесс разработки и внедрения интеллектуальных транспортных систем.
Работа ведется в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные качественные дороги". Мероприятия реализуются в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Все участники процесса должны выйти на первоначальный фундаментальный уровень построения ИТС за счет внедрения основных подсистем в части мониторинга показателей дорожного движения и их управления.

Обязательными подсистемами для достижения данного уровня являются:

  • подсистема светофорного управления;
  • подсистема мониторинга параметров транспортного потока;
  • подсистема метеомониторинга.

Все данные по регионам должны аккумулироваться в единой информационной платформе "Единая платформа управления транспортной системой", предполагаются также организационные мероприятия по формированию на региональном или муниципальном уровнях центров организации дорожного движения (ЦОДД).

Методологическая поддержка

РОСДОРНИИ оказывает методологическую и консультационную поддержку регионам по вопросам внедрения ИТС. Институт также проводит мониторинг состояния и развития интеллектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации, в том числе собирает данные об используемых технологиях ИТС и собственных разработках субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Мы наблюдаем потребность в методологической поддержке регионов, в том числе по более точечным вопросам и по отдельным системам, а также в вопросах взаимодействия региональных властей и муниципалитетов с федеральными органами власти.

Важно отметить потребность в кадрах на местах и при выстраивании общей структуры организации ИТС в регионах.

Информационная безопасность

В этом году Минтранс уточнил перечень информационных объектов, которые классифицируются как критическая инфраструктура. Подсистемы ИТС, связанные с адаптивным движением на перекрестках, теперь входят в этот перечень. Это накладывает на системы дополнительные требования к их информационной безопасности.

Что касается оборудования и ПО, используемых в ИТС, то сегодня ключевым стал вопрос их интеграции.

Сейчас регионы сталкиваются с проблемой эксплуатации того оборудования, которое было внедрено в 2020–2021 гг. Как правило, часть этого оборудования иностранного производства, причем из стран, которые попали в перечень недружественных. Использование оборудования российского производства, собранного с использованием компонентов, которые доступны и не имеют проблем с их импортом, поможет избежать проблем как в части функционирования подсистем, так и в части обеспечения его безопасности.

Интеграция подсистем

Интеграция касается не только взаимодействия систем в рамках одного муниципального образования. Дальнейшее стратегическое видение предполагает обеспечение целостности ИТС, посредством интеграции и обеспечения информационного взаимодействия между региональными ИТС и ИТС на федеральной дорожной сети. Это позволит видеть и анализировать транспортные потоки всего региона и осуществлять информационный обмен между любыми соседствующими субъектами.

Интеграция дорог разной принадлежности подразумевает обмен исходными данными, которые позволяют на макроуровне понимать транспортное сообщение между регионами, анализировать и улучшать потоки грузовых перевозок и т.д. Мы видим, что ИТС – это основа для дальнейшего развития смежных задач в области цифровизации транспортной отрасли. На сегодняшний день, после нескольких лет внедрения ИТС в регионах, нас ждет оценка реальной эффективности интеллектуальных транспортных систем. Важно убедиться в том, что выстроенная интеграция обеспечивает качественное функционирование отдельных подсистем, что они действительно работают и установлены не "для галочки".

Моделирование и работа с данными

Помимо того, что ИТС в регионах выполняют свои ключевые функции – увеличение пропускной способности (средней скорости движения) и повышение качества работы транспортной системы, нужно понимать, что это достаточно большой объем собираемых данных. Очень важно по максимуму использовать этот ресурс и обрабатывать информацию, которая поможет в решении задач транспортного моделирования, а также в формировании и принятии решений по организации дорожного движения. Нам еще предстоит развивать собственные инструменты моделирования. Ни для кого не секрет, что на рынке присутствовали преимущественно иностранные производители данных программных средств. В любом случае важно научиться максимально эффективно использовать и применять те данные, которые собираются благодаря подсистемам.

Вопросы эксплуатации и содержания подсистем ИТС

Федеральная поддержка имеет ключевое значение, однако вопросы содержания и эксплуатации ИТС ложатся на плечи регионов и муниципалитетов.

Понимая, что сегодня идет процесс полномасштабного внедрения ИТС, мы должны задуматься о том, что будет дальше. Важно сконцентрировать свое внимание на вопросах содержания и эксплуатации подсистем ИТС. Этот вид деятельности на данный момент в разных регионах выстроен по-разному, но есть понимание, что к вопросам содержания и эксплуатации нужно подходить в том числе и со стороны нормативного обеспечения, это и вопросы смежных расценок, и нормирование. Решение данных вопросов в РОСДОРНИИ стоит в ближайших планах.

Важно, чтобы финансовое обеспечение ИТС сохранилось на должном уровне, иначе существуют риски, что уже установленные системы при недостатке финансирования со стороны регионов и поддержки из федерального центра начнут терять свои функциональные качества.

Инновационные задачи

Стоит обратить пристальное внимание на вопрос развития технологии V2X (Vehicle-to-Everything), которая позволяет автомобилю "общаться" с другими транспортными средствами и окружающей дорожной инфраструктурой.
Мы подходим к тому, чтобы инфраструктура была взаимосвязана с транспортными средствами. Уже есть реальные пилотные проекты и практики применения этих технологий, в первую очередь, в целях обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта.

В целом создание условий для развития этой технологии напрямую влияет и на следующую тему эволюционного развития – это высокоавтоматизированные транспортные средства, где принцип обеспечения беспилотного движения не может не опираться в том числе на динамические данные, передаваемые с инфраструктурных объектов на борт автомобиля.

Пару лет назад мы наблюдали активные дискуссии между ведущими российскими экспертами на тему, должна ли умнеть инфраструктура или стоит делать ставку на развитие беспилотных технологий с опорой на те технологии, которые находятся в самом транспортном средстве. На данный момент мы пришли к выводу, что в случае акцента на автономные транспортные средства мы натолкнемся на дорогостоящие решения. При этом развитие технологий для инфраструктуры обеспечивает повышение безопасности дорожного движения, что является приоритетной задачей. Одновременно, говоря о развитии V2X и умной инфраструктуры, необходимо отметить, что те сервисы, которые мы получим по результатам модернизации инфраструктуры, будут полезны не только для беспилотников в том виде, о котором мы привыкли говорить, но и для транспортных средств с водителем, которые будут получать актуальную информацию на борт автомобиля. Например, заблаговременное получение водителем информации об упавшем дереве за слепым поворотом способно скорректировать действия водителя и позволить избежать неприятных последствий.

Таким образом, развитие беспилотного транспорта и интеллектуальных систем транспортной инфраструктуры должно происходить взаимосвязанно.
Технология V2X, ввиду особенностей инфраструктуры, в первую очередь обкатывается на рейсовом транспорте, как правило, это метро и железные дороги.

Импортозамещение

Ситуация с системами ИТС очень похожа на ситуацию в других отраслях. Мы ожидали определенных простоев, связанных с нехваткой оборудования, но этого не произошло. Что касается ПО, то российская ИТ-школа находится на достаточно высоком уровне: мы сами пишем код, системы развиваются. Единственным препятствием здесь является высокая стоимость услуг ИТ-компаний.

В части оборудования все упирается в микроэлектронику. Но в связи с тем, что ИТС не требуют очень сложных компонентов, есть надежда, что отечественное производство в скором времени покроет нужды в необходимых микрочипах. На данный момент в интеллектуальных транспортных системах в основном используются качественные компоненты из Китая или от других азиатских производителей.

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Нормативно-правовое обеспечение ИТС

Второе направление, по которому сегодня проходит работа и будет проходить в дальнейшем, – это вопросы стандартизации и регулирования. С конца 2022 г. идет формирование целого перечня ГОСТов. Сейчас они проходят стадии публичных обсуждений. Нормативные документы касаются как отдельных подсистем, например систем метеообеспечения и интенсивности потоков, так и обновления ряда уже существующих стандартов, связанных с терминологией и архитектурой ИТС.

В РОСДОРНИИ разработан план стандартизации в области ИТС. Это живой документ, постоянно актуализирующийся, согласно которому мы понимаем те темы и направления, которые важны в приоритетном порядке для разработки на ближайшую и среднесрочную перспективу (3–5 лет).

Экономический эффект

Достичь значимого экономического эффекта при внедрении инновационных решений в ИТС на транспортных средствах и инфраструктуре поможет масштабирование. Отдельные испытания и тестирование технологий такого эффекта не дадут.

В частности, масштабного внедрения беспилотного транспорта и V2X ждет отрасль автомобильных грузоперевозок. Выстраивается и прорабатывается экономическая модель эффективности, но ведущие ритейлеры и грузоотправители видят экономическую целесообразность уже сейчас. Любые инновационные решения со временем дешевеют. Масштабирование также служит фактором снижения стоимости.

Процесс перехода на инновационные решения в ИТС эволюционный, он во многом зависит от экономических и социальных факторов.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №6/2023
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...