Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Контроль доступа на объекты транспорта: как работает "бюро пропусков"

Иван Тушко, 05/04/23

В данной статье мы поговорим о правилах допуска на объект транспорта, порядке организации субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком пропускного и внутриобъектового режимов, включая оформление и ношение пропусков различного вида.

рис1 (10)-3

Попасть на объект транспортной инфраструктуры непросто: транспорт имеет важное значение в развитии экономики, поэтому объекты охраняются и защищаются особенно тщательно. Но в то же время эти объекты являются весьма "многолюдными", ведь там постоянно находятся работники самого предприятия и подрядных организаций, разовые посетители, сотрудники различных служб… Как же упорядочить их доступ на объект, в соответствии с его вышеназванной спецификой?

Театр начинается с вешалки, а режимный объект – с пропуска

С чего начинается театр, мы все знаем, а с чего начинается объект транспорта? По большому счету, не имеет значение кто вы – посетитель или работник объекта. Если объект является режимным, то все начинается с предъявления пропуска – постоянного либо разового.

Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта, в отдельные подразделения и обратно осуществляется через контрольно-пропускные пункты по установленным на объекте пропускам. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.

Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности предприятия. Любая система безопасности, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации по принципу "свой/чужой" или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и человека от опасных факторов, если они имеются на объекте.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Допуск на объект

Контрольно-пропускной режим – это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств. Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.

Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении запретов и ограничений в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства [1].

Транспортная безопасность занимает особое место в общей системе безопасности нашей страны. За последние 15 лет данное направление смогло добиться существенного прогресса в своем развитии благодаря совершенствованию нормативной правовой базы, появлению профессионального обучения и аттестации лиц, его обеспечивающих, оснащению инженерно-техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры [2].

В законодательстве в сфере транспортной безопасности внутриобъектовый режим определяется как порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности (ЗТБ) в целях обеспечения транспортной безопасности.

Рассмотрим правила допуска на объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) и остановимся более подробно на порядке организации субъектом транспортной инфраструктуры (СТИ) или перевозчиком пропускного и внутриобъектового режимов, включая оформление и ношение различных пропусков.

Согласно действующим требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), различают постоянные, разовые и материальные пропуска.

Постоянные пропуска

Каждый из установленных видов пропусков имеет свои особенности – это перечень лиц, кому он может выдаваться, срок использования данного пропуска, обязательную информацию, которая должна указываться на данном типе пропуска и пр.

Постоянные пропуска выдаются:

а) работникам субъектов транспортной инфраструктуры – на срок действия трудового договора, но не более чем на пять лет;

б) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые СТИ, – на срок, не превышающий пять лет;

в) работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в ЗТБ ОТИ, – на срок действия договоров и соглашений, обусловливающих такую деятельность, в соответствии со штатным расписанием (перечнем) должностей этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ЗТБ на основании удостоверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

г) на служебные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, не относящиеся к транспортным средствам, эксплуатируемые юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями в ЗТБ ОТИ, – в рамках сроков действия договоров и соглашений, обусловливающих их деятельность в указанной ЗТБ, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию:

  • номер пропуска;
  • наименование СТИ, выдавшего пропуск;
  • место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца пропуска;
  • срок и временной интервал действия пропуска;
  • секторы ЗТБ ОТИ, в которые допущен владелец пропуска;
  • машиносчитываемую часть для биометрической идентификации для пропусков на объекты транспортной инфраструктуры I и II категории.

Постоянные пропуска на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, не относящиеся к транспортным средствам, а также разовые пропуска на иные автотранспортные средства содержат следующую информацию:

  • номер пропуска;
  • наименование СТИ, выдавшего пропуск;
  • вид, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера);
  • сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которого будут находиться эти автотранспортные средства или самоходные машины и механизмы, не относящиеся к транспортным средствам;
  • срок и временной интервал действия пропуска;
  • секторы ЗТБ ОТИ, в которые допущены автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, не относящиеся к транспортным средствам.

рис1 (12)Автоматический шлагбаум

Разовые пропуска

Разовые пропуска выдаются:

  • посетителям ОТИ на основании удостоверенных печатью (при ее наличии) обращений (в письменной форме) и (или) электронных обращений, заверенных электронной цифровой подписью, уполномоченных работников СТИ (перевозчика), федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории ОТИ;
  • на автотранспортные средства, эксплуатируемые в ЗТБ ОТИ.

Разовые пропуска физических лиц содержат следующую информацию:

  • номер пропуска;
  • фамилию, имя и отчество (при наличии) владельца пропуска;
  • серию, номер, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность;
  • наименование СТИ (перевозчика), выдавшего пропуск;
  • срок и временной интервал действия пропуска;
  • секторы ЗТБ, в которые допущен владелец пропуска.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Материальные пропуска

Материальные пропуска выдаются на перемещаемые в ЗТБ ОТИ и (или) из нее материально-технические объекты, за исключением объектов, предназначенных для перевозки багажа и личных вещей пассажиров и посетителей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов, оружия, находящегося на вооружении органов внутренних дел, органов (подразделений) Росгвардии России, ФСБ России, воинских частей и организаций Минобороны России, учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН.

Материальные пропуска на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в ЗТБ и на критические элементы ОТИ, а также на иные материально-технические объекты, содержащие такие предметы и вещества, выдаются:

  • персоналу – на основании заверенных печатью обращений (в письменной форме) уполномоченных работников СТИ (перевозчика);
  • служащим (работникам) федеральных органов исполнительной власти – на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти;
  • работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в ЗТБ ОТИ, – на основании удостоверенных печатью (при ее наличии) обращений (в письменной форме) уполномоченных работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в ЗТБ ОТИ.

рис1 (11)-2Охрана ОТИ железнодорожного транспорта

Обращения о выдаче пропуска

В большинстве случаев организация пропускного режима предполагает выдачу пропусков только при наличии соответствующей заявки.

При этом неважно, какой тип пропуска планируется выдавать (постоянный, разовый или материальный), а также кто будет субъектом (человек, транспортное средство или материальная ценность). Для получения любого типа пропуска необходимо иметь оформленную и, возможно, согласованную заявку.

Такой вариант организации пропускного режима является предпочтительным, так как позволяет:

  • обеспечить санкционированный пропуск физических лиц, транспорта и ТМЦ на объект и предотвратить бесконтрольное проникновение посторонних субъектов на охраняемую территорию;
  • препятствовать хищениям товарно-материальных ценностей с охраняемой территории;
  • оперативно выявлять угрозы безопасности объекта;
  • поддерживать стабильную и эффективную работу предприятия.

Обращение о выдаче постоянных и разовых пропусков (в письменной форме) заполняется на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (компьютера) без сокращений слов, без аббревиатур, исправлений или помарок.

Обращение (в письменной форме) о выдаче пропуска физическому лицу включает в себя:

а) полное наименование федерального органа исполнительной власти, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на территории ОТИ, которые инициируют выдачу пропуска;

б) сведения о лице, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства (регистрации), занимаемую должность, серию, номер, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность;

в) сведения о целях пребывания в секторах ЗТБ ОТИ и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.

Обращение (в письменной форме) о пропуске служебных, производственных и иных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов, не относящихся к транспортным средствам, включает:

а) полное наименование федерального органа исполнительной власти, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в ЗТБ ОТИ, которые инициируют выдачу пропуска;

б) сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, не относящихся к транспортным средствам, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера);

в) сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которого будут находиться эти автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы;

г) сведения о целях пребывания в секторах ЗТБ ОТИ и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.

Обращение (в письменной форме) о выдаче материального пропуска на перемещение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в ЗТБ и на критические элементы ОТИ, включает:

а) полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, инициирующего выдачу пропуска, сведения о лице, которому требуется оформить пропуск (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (регистрации), занимаемую должность, серию, номер, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность);

б) сведения о целях перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в ЗТБ ОТИ, сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск, секторах ЗТБ и (или) критических элементах ОТИ, в которые разрешен допуск.

Пропуска установленных видов выдаются только при личном обращении лиц, допускаемых в ЗТБ ОТИ, а факты их выдачи регистрируются в базах данных на электронном и бумажном носителях.

Безусловно, на некоторых объектах выдача пропусков происходит без предварительных заявок, однако такая организация пропускного режима существенно снижает уровень безопасности на объекте.

Кому пропуска не нужны?

Пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зону транспортной безопасности ОТИ в сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Категории лиц, имеющих право прохода на объект без пропуска (по служебным удостоверениям), должны быть четко отражены в инструкции о контрольно-пропускном режиме.

Лица, провожающие или встречающие пассажиров, допускаются в перевозочный сектор ЗТБ по документам, удостоверяющим личность, без оформления разовых пропусков.

Владельцы постоянных пропусков, осуществляющие деятельность на ОТИ, в ЗТБ и на критических элементах ОТИ, за исключением сотрудников органов ФСБ России, МВД России, носят такие пропуска на видном месте поверх одежды.

Данный подход является абсолютно правильным. Ведь в ликвидации чрезвычайных ситуаций важна каждая секунда, и тратить время на оформление пропусков недопустимо.

Особенности пропускного режима

Организация пропускного режима на предприятии подразумевает не только регистрацию, выдачу и сдачу пропусков, но и контроль за всеми владельцами пропусков во время их нахождения на территории.

Если на объекте действуют высокие требования к обеспечению безопасности, то сотрудник службы безопасности должен иметь четкое представление о том, какие субъекты находятся в данный момент на территории, на каком именно участке они находятся, не превышают ли они допустимое время пребывания, если оно установлено правилами внутреннего распорядка.

Существуют стандартные процессы, связанные с выдачей пропусков. В большинстве случаев организация пропускного режима включает в себя следующие этапы:

  1. Оформление заявок на пропуск.
  2. Согласование (утверждение/визирование) заявок на пропуск.
  3. Регистрация данных и выдача пропусков.
  4. Контроль за нахождением владельца пропуска на территории.
  5. Сдача пропуска.
  6. Составление отчетов по посещениям за указанный период.

При нарушении владельцами пропусков положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ, прекращении с ними трудовых отношений, изменении штатного расписания (перечня) должностей персонала, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в ЗТБ ОТИ, или отзыве согласования на выдачу пропусков, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, пропуска изымаются (аннулируются).

Аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия уничтожаются с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ.

Значение систем контроля доступа на объектах транспорта

Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.

Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязательной структурой интегрированных систем безопасности.

В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы безопасности, принципы ее организации, функционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реализации комплекса мер обеспечения безопасности, включая контрольно-пропускной режим.

Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При решении задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все элементы системы: действия подразделений охраны, технические решения и организационно-административные меры. Применение комплексного подхода на этапе разработки системы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы безопасности предприятия.

Естественно, создание интегрированной системы безопасности требует значительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негативные факторы, воздействующие на деятельность предприятия, эти затраты не кажутся столь большими, так как обеспечивают его устойчивое экономическое развитие и сводят к минимуму возможные потери.

К тому же процесс создания интегрированной системы безопасности может быть растянут во времени с учетом материальных возможностей предприятия и условий его деятельности на рынке.

Список литературы

  1. Туранцев Д.С. Организация пропускного режима – первый шаг к обеспечению безопасности и конфиденциальности информации // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2007. С. 244–252.
  2. Тушко И.С. Транспортная безопасность на железнодорожном транспорте: проблематика и пути решения // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 62–67.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

SS_Security and Safety

Фото: vseverske.info 

Темы:СКУДТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №1/2023
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...