Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  30 мая. Защита периметра для объектов транспортной инфраструктуры 4 июня. HRTech: автоматизация рекрутинга, онбординга, оффбординга 6 июня. СКУД и видеоаналитика для автоматизации бизнес-процессов 7 июня. Защита верхней полусферы для крупных и распределенных объектов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Контрольно-пропускной пункт на охраняемом объекте транспортной инфраструктуры

Иван Тушко, 23/05/23

Вопрос безопасности на транспорте сегодня актуален как никогда. Значительную роль здесь играют контрольно-пропускные пункты – КПП. Разберемся в обязательных правилах и правовых основаниях, действующих на КПП.

фото1 (1)-2Оборудованный КПП для прохода в зону транспортной безопасности ж/д вокзала

Основной задачей транспортного комплекса является перевозка грузов и пассажиров, то есть оказание транспортной услуги. Качественные показатели транспортной услуги включают в себя:

  • согласованность – достаточность производительности подсистем транспортного обслуживания;
  • регулярность – доставка "точно в срок";
  • сохранность – минимум суммарных потерь клиента из-за нарушения технических условий транспортировки или кражи груза;
  • экологическую безопасность – соответствие транспортного процесса экологическим нормам;
  • безопасность –транспортный комплекс не создает опасность для здоровья и жизни пассажиров, а также для сохранности перевозимого груза.

Таким образом, из пяти перечисленных качественных показателей два непосредственно и еще два косвенно зависят от безопасности транспортного процесса [1].

Согласно ФЗ-16 (ст. 1), транспортная безопасность – "состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства".

Будут защищены эти объекты и средства – будут защищены и люди: пассажиры, провожающие, работники транспортных объектов, сотрудники организаций-партнеров, то есть все, кто так или иначе имеет дело с транспортной сферой. Для поддержания этого состояния требуется соответствующая система мероприятий. Эти меры охватывают все разновидности перевозок – авиационные, железнодорожные, водные и автомобильные.

Четко установленные для перевозки грузов и людей нормативы позволяют регулировать любые виды нарушений и предотвратить серьезные последствия в случае поломок или чрезвычайных происшествий.

Практически на всех видах транспорта (за исключением городского наземного) в том или ином формате действует контрольно-пропускной режим. Такой режим как часть системы безопасности должен соответствовать действующему законодательству, уставу транспортного предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.

КПП – первое звено в обеспечении безопасности

Одним из основных, если не главных, элементов контрольно-пропускного режима является организация и функционирование контрольно-пропускных пунктов (КПП), расположенных на границе охраняемой территории объекта. Их назначение, в соответствии с положением ст. 1 ФЗ-16 об особом режиме допуска, – контроль за перемещающимися на объект физическими лицами, транспортными средствами, перемещением грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных. КПП должны одновременно обеспечивать требуемую пропускную способность и не допускать неразрешенное проникновение на объект, а также пронос/провоз запрещенных предметов и веществ. Кроме того, сотрудники КПП обязаны обеспечивать максимально быструю проверку документов и досмотр транспорта, так как от пропускной способности напрямую зависит эффективность работы всего предприятия.

Вероятность ошибки сотрудника охраны при пропуске лиц и техники должна сводиться к минимуму.

СКУД для крупных объектов: обзор решений

Организация КПП

КПП организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов). Поскольку их главная цель – обеспечить обнаружение запрещенных предметов и веществ, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности, они обязательно оборудуются специальными стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами (металлодетекторами, лучевыми досмотровыми установками).

На КПП в обязательном порядке размещаются указатели: "Контрольно-пропускной пункт" или "Пост досмотра", "Граница зоны транспортной безопасности". Допускается размещение иных указателей, информирующих о требованиях по соблюдению транспортной безопасности при прохождении досмотровых мероприятий.

Для достижения целей досмотра на КПП выделяется необходимое количество работников досмотра, работников, осуществляющих наблюдение и собеседование, из которых назначается старший работник досмотра на КПП. Эти сотрудники при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты по установленным подразделениями транспортной безопасности единым образцам и иметь отличительные знаки подразделения транспортной безопасности, носимые на одежде или поверх одежды.

Для своевременного реагирования на попытки силового проникновения на вверенную территорию работники КПП могут иметь при себе не только специальные средства безопасности, но и оружие.

На КПП должно осуществляться информирование физических лиц:

  • о целях и порядке прохождения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования;
  • о запрещенных и ограниченных для перемещения предметах и веществах;
  • об ответственности за незаконный провоз предметов и веществ, запрещенных к перевозке или требующих соблюдения особых условий перевозки.

Как оборудовать КПП

Контрольно-пропускные пункты обустраиваются в соответствии со спецификой конкретного объекта, однако есть общие моменты. Так, каждый КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами. Расположение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей объекта.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оснащаются техническими средствами охраны и физическими барьерами.

В комплект оборудования, как правило, входят:

  • средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;
  • физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
  • основное и резервное освещение;
  • средства связи и тревожной сигнализации;
  • системы видеоконтроля.

Турникетам – особое внимание

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты, они предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода).

В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Они, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки. Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах.

Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность.

фото1 (2)-May-17-2023-07-37-36-8785-AMАвтоматические турникеты для прохода в зону транспортной безопасности

Чем еще необходимо оснастить КПП

КПП, на которых проводятся досмотровые мероприятия, также должны быть оснащены средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников досмотра. Данные аудио- и видеозаписи подлежат хранению в течение не менее 30 суток. Это крайне важно при решении конфликтных ситуаций с пассажирами или проведении оперативно-розыскных мероприятий.

КПП также оборудуются аварийным освещением и электроснабжением, обеспечивающими функционирование КПП при нарушении штатного электроснабжения, а также необходимыми для осуществления досмотровых процедур столами (мебелью). Стоит отметить, что на КПП должны быть заграждения, исключающие наблюдение посторонних лиц за досмотровыми мероприятиями. Иными словами, монитор рентгенотелевизионной установки, показывающий теневое изображение досматриваемого багажа, должен быть скрыт от посторонних глаз.

Помимо прочего, КПП оборудуются (оснащаются) средствами связи и сигнализации для информирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности данного объекта и уполномоченных подразделений территориальных органов МВД России и ФСБ России.

При осуществлении досмотра автотранспортных средств рекомендуется использование досмотровых поворотных зеркал, смотровых эстакад и (или) лестниц. На железнодорожных вокзалах, на которых имеются выходы станций метрополитена непосредственно в здание вокзала, досмотр пассажиров, попадающих в железнодорожный вокзал со станции метрополитена, может не осуществляться, так как лица, выходящие из подземного внеуличного транспорта, должны быть уже досмотрены.

Развитие безопасности

Современная обстановка показывает, что проблемы транспортной безопасности, и особенно борьбы с терроризмом на объектах транспорта, требуют компетентного рассмотрения на высшем уровне.

К сожалению, в настоящее время мы все еще находимся на той стадии развития транспортной безопасности, когда требования и ограничения проходят адаптацию в потребительской среде пассажиров, нередко вызывая негативное отношение и общественный резонанс. Это характерно для всех видов транспорта. Исключением является авиатранспорт, где требования работников досмотра и все известные ограничения очень давно являются нормой и находят понимание у граждан.

Поэтому в современном обществе приоритетное значение в рамках обеспечения транспортной безопасности является правовое регулирование общественных отношений по защите общества, личности и государства от террористических угроз [2], а также разъяснительная работа с населением относительно важности соблюдения правил транспортной безопасности и правильного отношения к соответствующим мерам и мероприятиям.

Список литературы

1. Тройникова Е.Н. Стратегия безопасности транспортных услуг // Сборник научных трудов Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна "Проблемы экономики транспорта". 2011. С. 132–133.

2. Зокоев В.А., Ермилов П.А. Правоотношения в области обеспечения транспортной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2011. С. 53–56.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Фото: ic.pics.livejournal.com

Темы:Комплексная безопасностьТранспортная безопасностьДосмотрБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №2/2023Контроль доступа
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...