Необходимость сертификации беспилотных воздушных судов в рамках обеспечения транспортной безопасности
Руслан Лукьянчук, 20/06/24
Проблема обнаружения и противодействия БВС, в особенности малых БВС, на объектах транспортной инфраструктуры является чрезвычайно сложной, многогранной и до сих пор эффективно не решенной. О том, как обстоит ситуация и какие меры назрели, я расскажу в этой статье.
Принятый в 2007 г. Федеральный закон № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" основан на комплексном подходе к оценке угроз, планированию и реализации мероприятий по обеспечению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами противодействия возможным видам нападения и террористических атак, в том числе с воздуха. В Российской Федерации в настоящий момент свыше 400 аэропортов и объектов аэродромной инфраструктуры, более 14 тыс. железнодорожных вокзалов и станций, свыше 200 морских и речных портов и гидроузлов, около 2 тыс. автовокзалов и автостанций и огромное количество дорожных объектов, таких как мосты и тоннели.
Все внимание вверх
Беспилотные воздушные суда (БВС) находят широкое применение в различных сферах деятельности. Малые БВС (далее – МБВС) массой до 5 кг стали доступными для обычного потребителя. Они оснащаются видеокамерами, системами навигации и автопилотом и не требуют от потребителя особых навыков управления МБВС.
В то же время беспилотные воздушные суда широко используются для несанкционированного наблюдения за важными объектами, для проведения терактов, диверсий, переброски запрещенных грузов (оружия, наркотиков).
В связи с этим актуализировался вопрос противодействия БВС, особенно малоразмерным. Эта задача чрезвычайно сложная, многогранная и до сих пор эффективно не решенная.
Современные МБВС изготавливают из композитных материалов и пластика, со специальной окраской и особой комбинацией слоев краски, которые достаточно плохо отражают электромагнитные волны. Их небольшие бензиновые и тем более электрические двигатели излучают мало тепла и работают почти бесшумно.
При малой высоте полета и незначительной эффективной площади рассеивания МБВС может маскироваться в "шумах" рельефа поверхности, над которой осуществляется полет.
Беспилотники – реальная угроза объектам транспортной инфраструктуры
В связи с напряженной обстановкой возрастают риски совершения террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры, и основными средствами вероятных совершаемых террористических актов являются БВС.
Вопрос обнаружения и противодействия БВС, и в особенности малым БВС, на объектах транспортной инфраструктуры необходимо решать в ближайшее время, так как летательные аппараты дистанционного и автономного управления, имеющие возможность фото- и видеофиксации, способные переносить небольшие грузы (взрывные устройства и пр.), сегодня вполне доступны, а ущерб, который может нанести самодельный дрон-камикадзе, не поддается исчислению.
Проникновение БВС на объекты транспортной инфраструктуры (аэропорты или авто-/железнодорожные вокзалы) может иметь катастрофические последствия. Нахождение даже гражданского БВС за территорией аэропорта, но в зоне взлета/посадки (в зоне глиссады) воздушных судов несет большие риски возникновения чрезвычайных ситуаций.
Повреждение железнодорожных путей, мостов и тоннелей может привести к большим логистическим задержкам. Если у аэропортов имеется хоть какая-то защита воздушного пространства, то над железнодорожными вокзалами, автостанциями и т.д. воздушное пространство никак не контролируется.
Законы, которые есть, и законы, которых еще нет
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (далее – Постановление) предусмотрена обязательная сертификация технических средств (далее – ТС), используемых для обеспечения транспортной безопасности, и определены основные технические требования к ним.
Требования к системам защиты и противодействия БВС на объектах транспортной инфраструктуры Постановлением не предусмотрены. В последнее время в орган по сертификации МВД России стали обращаться юридические лица, эксплуатирующие объекты транспортной инфраструктуры, и поставщики технических средств с вопросами сертификации средств обнаружения и противодействия БВС. Однако, учитывая отсутствие единых технических требований к данным средствам, сертификация подобных ТС затруднительна.
Отсутствие единых выработанных технических требований к системам обнаружения и противодействия БВС существенно затрудняет построение эффективных комплексов защиты объектов транспортной инфраструктуры. Зоны действия применяемых данных средств часто бывает недостаточно для обнаружения, распознавания угрозы, принятия решения и подавления БВС. Средства подавления БВС работают в основном с гражданскими частотами, хотя, исходя из опыта СВО, смена радиочастоты управления БВС не вызывает особых трудностей.
Работа средств противодействия БВС в зоне высокого напряжения (железнодорожные станции и вокзалы), а также в зоне радиопомех (аэропорты) не определена никакими документами. Воздействие средств подавления БВС на радиоэлектронные системы аэропорта (радиомаяки, каналы связи и т.д.) также ничем не регламентируется, таким образом использование средств подавления БВС может привести к более печальным последствиям, чем проникновение самого БВС на объект транспортной инфраструктуры.
Сертификация необходима
Все чаще в заявках на сертификацию фигурируют системы обнаружения и противодействия БВС как одно из средств контроля периметра и системы видеонаблюдения. Заявители сертифицируют их на соответствие разделам II ("Требования к функциональным свойствам технических систем и средств сигнализации"), V ("Требования к функциональным свойствам технических средств видеонаблюдения") и VII ("Требования к функциональным свойствам технических систем и средств видеозаписи") Постановления.
Отдельных требований к системам обнаружения и противодействия БВС Постановление не предусматривает. внесение изменений в Постановление, Обязательная сертификация БЛА как средства обеспечения транспортной безопасности, а также средств обнаружения и подавления БВС поможет:
- повысить эффективность защиты объектов транспортной инфраструктуры;
- снизить нагрузку на владельцев объектов транспортной инфраструктуры в части поиска и закупки средств обнаружения и подавления БВС;
- исключить возможность закупки ТС, не обеспечивающих должного уровня защиты.
Таким образом, разработка единых технических требований к системам обнаружения и противодействия БВС, а также сертификация данных систем являются актуальными и необходимыми.
Источник: доклад на Форуме "Технологии безопасности", www.tbforum.ru
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>