Несогласованность технических регламентов при расчетно-аналитических методах оценки пределов огнестойкости строительных конструкций
Евгений Черкасов, 04/12/23
Исторический центр Санкт-Петербурга – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для сохранения этого статуса в городе проводятся масштабные реставрационные работы. В соответствии с п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" действия по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии должны происходить без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия.
Поскольку массовая типовая застройка 120–200 лет назад в Российской империи не была распространена, получение натурных образцов конструкций здания для испытаний вызывает значительные затруднения, что вызывает необходимость применения расчетно-аналитических методов.
Что говорит закон?
В 2002 г. в России был принят Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". В ходе его исполнения появился Федеральный закон "Технический регламент о пожарной безопасности зданий и сооружений" от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ. В п. 10 ст. 87 № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021 г.) указано: "Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности аналогичных по форме, материалам, конструктивному исполнению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, установленным нормативными документами по пожарной безопасности". В принципе, обычная бюрократическая присказка, во многих отраслях пользуются нормами расчета, если они есть (к счастью, в 2019 г. появился свод правил для железобетонных конструкций СП 468.1325800.2019 "Бетонные и железобетонные конструкции. Правила обеспечений огнестойкости и огнесохранности"). При их отсутствии для металлических, деревянных и каменных конструкций данный пункт у ряда пожарных экспертов чудесным образом превратился в мантру "по какому нормативному документу… по какому нормативному документу… по какому нормативному документу…" без всякой надежды на их просветление.
В результате использования этой мантры роль личности пожарного эксперта в истории возрастает, но пользы от нее для дела за 15 лет пока не наблюдается. Может, надо больше времени.
Апробированные методики vs установленные нормативы
Интересно, что в принятом в 2009 г. Федеральном законе "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ авторы не стали создавать проблему. Согласно п. 6 ст. 15 "Общие требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации" соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами, в том числе расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам.
То есть анализ здания на воздействие урагана и землетрясения можно проводить по апробированным методикам, а на воздействие пожара – только по "установленным нормативными документами по пожарной безопасности". Любопытно было бы узнать, за что такое недоверие именно пожарным.
Возможность исправить положение была в 2021 г. при переработке Технического регламента о пожарной безопасности зданий и сооружений, но ей не воспользовались. Тот факт, что в СССР и России методики расчета огнестойкости строительных конструкций разрабатывались и апробировались во ВНИИПО с середины XX века, авторам регламента почему-то показался не имеющим значения.
Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности аналогичных по форме, материалам, конструктивному исполнению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, установленным нормативными документами по пожарной безопасности.
От препятствий к единообразию
В соответствии с п. 4 ст. 16.1 основополагающего Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 22.12.2020 г.) "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021 г.), "неприменение таких стандартов и (или) сводов правил (национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов) не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов". Полагаю, неприменение норм несуществующих стандартов и (или) сводов правил также не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Остается надеяться, что п. 10 ст. 87 Федерального закона "Технический регламент о пожарной безопасности зданий и сооружений" от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ в конце концов будет сформулирован так, чтобы требование по возможности применения расчетно-аналитических методов было единообразно с другими техническими регламентами и не создавалось дополнительных искусственных препятствий для выполнения закона № 123-ФЗ.
Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"
Фото: ru.freepik.com