Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  18 июня. Российские платформы виртуализации 20 июня. Автоматизация бизнес-процессов в ритейле 21 июня. AI, BI, RPA, Low-code/No-code для интеллектуального управления  бизнес-процессами цифрового предприятия   Регистрируйтесь и участвуйте!

Новации в сфере нормирования пожарной безопасности

Евгений Мешалкин, Елена Злобнова, 25/04/24

В 2023 г. продолжился активный процесс внесения изменений в законодательство и нормативные документы в части обеспечения пожарной безопасности. В данной статье кратко рассмотрим самые основные изменения.

Принят Федеральный закон от 25.12.2023 г. № 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом внесенных изменений в ФЗ № 384 и его утвержденной редакции ст. 8 можно отметить следующее:

  • в ст. 6 в числе документов, обеспечивающих соблюдение названного ФЗ, отсутствуют специальные технические условия (СТУ), которые многие годы успешно применялись и до последнего времени весьма эффективно задействуются в сфере проектирования, строительства и эксплуатации зданий, сооружений различного назначения, в том числе при обоснованных отступлениях от требований сводов правил (СП). Такой нормативный документ по пожарной безопасности (СТУ) предусмотрен также положениями ч. 3 ст. 4 и условием 3) ст. 6 ФЗ № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и продолжает активно применяться для многих тысяч объектов различного функционального назначения согласно приказу МЧС России от 28.11.2011 г. № 710 (с изменениями в редакции приказа от 26.11.2018 г. № 529) с их согласованием как на федеральном уровне (ДНПР МЧС России), так и в регионах России;
  • отсутствует в п. 2) ч. 1 ст. 6 понятие "межгосударственные стандарты", хотя они предусмотрены ТР ЕАЭС № 043/2017 "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения". В рамках реализации соответствующей Программы межгосударственной стандартизации в рамках ЕАЭС (Таможенного Союза) предусмотрено создание для широкой номенклатуры пожарно-технической продукции и введение в действие более 100 таких стандартов, основная часть которых разрабатывается ФГБУ ВНИИПО МЧС России, а также рядом предприятий отрасли. Вместе с тем сроки принятия большинства таких стандартов затягиваются преимущественно из-за достаточно принципиальных замечаний некоторых членов ЕАЭС, в основном Беларуси, что во многом сдерживает производство, реализацию и практическое применение эффективных средств обнаружения и тушения пожаров, включая находящихся на вооружении пожарно-спасательных подразделений;
  • положения ст. 6 (ч. 2), а также ч. 3, 7 и 8 ст. 39 и п. 7.19 Градостроительного Кодекса распространяются на стадию "снос объектов капитального строительства", что пока не предусмотрено требованиями ФЗ № 123 (следует, видимо, уточнить или дополнить соответствующими положениями этот ФЗ, так как эта стадия представляет значительную пожарную опасность);
  • в ст. 38, кроме широко распространенного в ФЗ и СП понятия "проектная документация", введено дополнение – "информационная модель", актуальная стадия современного проектирования, включая 3Dмоделирование, для которой требования ФЗ № 123 и сводов правил по его реализации пока не предусмотрены.

All-over-IP 2024 12 – 13 ноября | живой старт  и встречи 14 ноября  – 6 декабря | онлайн

Изменения в сводах правил

В 2023 г. внесены изменения в ряд СП серии 13130, то есть в отношении пожарной безопасности, а именно по некоторым из них:

1. СП 1 "Эвакуационные пути и выходы", изм. № 1 – приказ МЧС от 21.11.2023 г., введен с 01.01.2024 г.;

2. СП 2 "Обеспечение огнестойкости объектов защиты", изм. № 1 – приказ МЧС № 641 от 20.06.2023 г.: введено понятие "комбинированный способ огнезащиты – по ГОСТ Р 53295"; п. 5.2.1 – "предел огнестойкости  и класс пожарной опасности строительных конструкций не должны обеспечиваться за счет непосредственного воздействия на них систем орошения и/или пожаротушения"; п. 5.2.9 – по пределам огнестойкости несущих конструкций открытых антресолей; п. 5.3.3 – противопожарные преграды должны быть класса пожарной опасности К0 или К1; п. 6.7.12 – в трехэтажных зданиях ДОО групповые ячейки для детей ясельного возраста следует располагать на первом этаже; п. 6.7.15 – здания учебных корпусов среднего профессионального (Ф4.1) и высшего профессионального образования (Ф4.2) допускается проектировать высотой не более 28 м и т.д. При этом продолжают оставаться актуальными требования по огнестойкости и пожарной опасности фасадных систем, особенно для высотного строительства, с учетом обеспечения доступа пожарных подразделений для проведения спасательных работ, подачи средств тушения;

3. СП 4.13130.2013 с изменениями № 1–4 – приказ МЧС от 27.06.2023 г. № 659:

  • п. 6.1.21: "Подъезды для пожарных машин допускается не предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания" (достаточно неопределенная формулировка с точки зрения самого термина и отсутствия критериев для оценки такой возможности!); 
  • п. 6.5.85: "При обнаружении пожара должно быть предусмотрено включение водяных завес в проемах всех галерей, примыкающих к перегрузочному узлу. Стационарные лафетные стволы следует оборудовать защитными экранами в соответствии с ГОСТ Р 59440, обеспечивающими при пожаре снижение интенсивности теплового излучения пламени на ствольщика до значений, не превышающих 4,2 кВт/м  в соответствии с ГОСТ Р 12.3.047.

4. СП 59.13330 с изменениями № 1 и 2 – приказы Минстроя России: п. 6.2.25 – при размещении пожаробезопасной зоны в лифтовом холле не менее одного лифта должно соответствовать требованиям, предъявляемым к лифтам для перевозки пожарных подразделений и т.д.

5. СП 477.13330.2020 "Высотные здания и комплексы" с изменением № 1:

  • п. 6.4: "Стены наружные с внешней стороны с фасадными системами должны иметь класс пожарной опасности К0 с применением облицовки, отделки и теплоизоляции. Допускается применение негорючих материалов и материалов группы горючести не ниже Г1 и теплотой сгорания не более 3,0 МДж/кг по ГОСТ Р 56025.
    Материалы ветровлагозащиты (мембран) должны быть группы горючести не ниже Г1 и не должны относиться к группе горючих легковозгораемых материалов по ГОСТ Р 56027. Следует предусматривать установку противопожарных рассечек по всему периметру фасада здания на участках высотой не более 5 этажей. Противопожарные рассечки должны быть выполнены из коррозионностойкой стали или стали с антикоррозионным покрытием толщиной не менее 0,55 мм и пересекать всю толщину воздушного зазора. Допускается применение горючих материалов защитно-декоративной отделки толщиной до 0,3 мм, наносимых на облицовку и фасадные системы";
  • п.7.5.12: "Для зданий высотой более 100 м в технических помещениях на этажах из расчета на каждые 30–50 м высоты или в каждом из вертикальных пожарных отсеков допускается размещение модульных установок пожаротушения (агрегатного или модульного типа) с емкостями заводской готовности для огнетушащей жидкости.

Дополнить вторым абзацем в следующей редакции: "Допускается данные установки использовать в качестве первичных средств пожаротушения с использованием ручных устройств подачи, хранящихся в предназначенных для этого пожарных шкафах". Данное допущение в отношении модульных установок пожаротушения может существенно повысить надежность их применения и заметно упростить организацию и безопасность пожаротушения как персоналом (при соответствующей его подготовке) объекта защиты, так и пожарными подразделениями;

  • п. 7.5.15: "В пространствах за подвесными потолками и между двойными полами, подлежащих защите АУП (за исключением указанных пространств на путях эвакуации – в коридорах, холлах, фойе, вестибюлях), допускается вместо АУП применение АУПА и (или) УПА в сочетании с СПС. Допускается не оборудовать пространства за подвесными потолками и между двойными полами АУП при прокладке в них трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести не ниже Г2, при отсутствии в указанных пространствах кабелей (проводов) или при прокладке кабелей (проводов) в стальных трубах или стальных сплошных коробах с открываемыми сплошными крышками.

При размещении в составе высотных зданий и комплексов предприятий общественного питания, кухонного оборудования (печи-жаровни, тандыры, мангалы, грили и т.п. оборудование, работающее на твердом топливе), зона размещения этого оборудования, с радиусом не менее 1 м от оборудования, а также обслуживающие их вытяжные зонты и воздуховоды защищают АУП (допускается вместо АУП применение АУПА (автономных) и (или) УПА при подтверждении положительными результатами огневых испытаний применительно к группе однородных объектов, либо к группе однородной пожарной нагрузки)";

  • п. 9.4: "Проезды и подъезды к высотным зданиям, комплексам должны предусматриваться в соответствии с СП 4.13130 с учетом следующих требований:
    – подъезд мобильных средств пожаротушения должен быть обеспечен со всех сторон высотного здания, комплекса, включая размеры его встроенно-пристроенной части (стилобата);
    – устройство площадок для мобильных средств пожаротушения, обозначенных соответствующей разметкой и не допускающих размещение других видов автотранспортных средств;
    – расстановка мобильных средств пожаротушения должна обеспечиваться согласно требованиям ст. ст. 80 и 90 ФЗ № 123 и Плана тушения пожара (ПТП) для доступа личного состава в любое помещение здания (с учетом тактико-технических характеристик таких средств) для спасения людей, а также доставки средств пожаротушения".

Изменения в ГОСТы

Активно проводится работа по внесению изменений в ГОСТы, в том числе, например, в части применения первичных средств пожаротушения. Так, по изменению № 1 ГОСТ Р 59641–2021 "Средства первичные пожаротушения. Руководство по размещению, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" в разд. 4 п. 4.1 изменения следующего содержания: "Количество, тип и вид огнетушителей (в зависимости от ранга объекта защиты) устанавливают по Правилам противопожарного режима в Российской Федерации".

Разд. 4 дополнить подразделами следующего содержания:

4.3 При размещении огнетушителей на объекте защиты необходимо исключить возможность применения углекислотных огнетушителей, оснащенных раструбом из металла, для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением.

4.4 На объектах с повышенной взрывопожарной опасностью и степенью электростатической искроопасности класса Э1 или Э2 не допускается размещение порошковых и углекислотных огнетушителей с насадками или раструбами из диэлектрических материалов.

4.5 При размещении огнетушителей необходимо учитывать, что два или более огнетушителей, имеющих более низкий ранг тушения модельного очага пожара, не могут заменять огнетушитель с более высоким рангом, а лишь дополняют его.

4.6 Огнетушители должны размещаться на объекте в полностью заряженном и работоспособном состоянии, с опломбированным узлом управления пускового (для огнетушителей с источником вытесняющего газа) или запорно-пускового (для закачных огнетушителей) устройства. Они должны находиться на отведенных им местах в течение всего времени эксплуатации на объекте защиты.

4.7 На объекте защиты не допускается размещать огнетушители, не имеющие сертификат соответствия пожарной безопасности, за исключением огнетушителей специального назначения, до включения их в перечень средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. 

Однако в части применения первичных средств пожаротушения (в частности, огнетушителей) по-прежнему остается нормативно не решенной проблема обеспечения ими квартир в жилых зданиях (наряду с оснащением автономными пожарными извещателями!), где по России ежегодно происходит основная часть пожаров (около 120 тыс.!) и гибель людей (почти 7 тыс. человек). 

Вывод

В целом следует отметить, что состав требований в сводах правил (СП) и ГОСТах, в том числе межгосударственных, ежегодно достаточно активно изменяется. Поэтому руководителям объектов защиты, собственникам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности рекомендуется своевременно учитывать эти процессы для минимизации затрат на реализацию требований и установления взаимопонимания с органами государственного контроля, надзора в рамках реализации положений ФЗ № 247 от 31.07.2020 г. "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", ФЗ № 248 от 31.07.2020 г. "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", а также в части выполнения Правил противопожарного режима в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479) с вносимыми в них изменениями.

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность" – 2024

Фото: ru.freepik.com

Создавайте ведущее отраслевое издание по безопасности вместе с нами!

Темы:Пожарная безопасностьСтандарты, нормы и требованияКаталог "Пожарная безопасность"
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...