Статьи

Реализация комплексных систем безопасности в инфраструктурных проектах

В России запланировано и планируется большое число инфраструктурных проектов. При их реализации особое внимание следует уделять комплексной безопасности объектов. Автор, исходя из своего опыта, дает рекомендации относительно того, что следует учесть еще перед началом проектирования.

Проекты, определяемые как инфраструктурные, характеризуются масштабностью, социально-экономической значимостью, большим числом участников, комплексным характером, ограничениями по времени реализации и выделяемым ресурсам.

В рамках данной статьи хочу обратить внимание на такой важный вопрос, как обеспечение единого подхода к комплексной системе безопасности в рамках всего инфраструктурного проекта с учетом выделения этапов строительства.

Специфика инфраструктурных проектов

Как правило, инфраструктурные проекты выполняются этапами. Сложная иерархия управления реализацией инфраструктурного проекта выражается в возможном наличии разных заказчиков, генподрядчиков и проектных организаций для разных этапов одного проекта.

В процессе проведения экспертизы проектной документации разных этапов одного инфраструктурного проекта возникает типичная ситуация, когда мы видим отсутствие единой логики построения системы безопасности в рамках всего инфраструктурного проекта при формальном соблюдении требований норм, правил и заданий заказчика на проектирование в рамках отдельных этапов. Возникает ситуация, описанная когда-то Райкиным в его юмореске: "К пуговицам претензий нет". В результате получается комплект систем безопасности этапов, которые не соединяются в единый пазл системы безопасности инфраструктурного проекта.

Я поднимаю этот вопрос потому, что еще не видел инфраструктурных проектов, где комплексный подход был в полной мере реализован. Единую структуру комплексной системы безопасности начинают создавать в процессе прохождения экспертизы, устраняя несоответствия, выявленные экспертами.

Предпроектная стадия

Важную роль в создании комплексной системы безопасности инфраструктурного проекта играет предпроектная стадия.

На ней должны быть определены общие вопросы технологии охраны и безопасности объекта в целом, выбраны охранные организации, при этом учтены требования и ограничения на выбор таких организаций, которые накладывает действующее законодательство, в том числе Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 928-р (ред. от 23.01.2024) "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации", Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране" и др.

Необходимо учесть требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), определяемые постановлениями Правительства Российской Федерации для соответствующих федеральных органов исполнительной власти, требования транспортной безопасности, требования безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, требования охранных организаций.

На этой стадии также следует определить и при необходимости согласовать предварительные категории объектов транспортной инфраструктуры, категории объектов ТЭК, категории объектов с учетом возможных последствий совершения террористического акта для установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

Здесь же необходимо проработать общую организацию комплексной системы безопасности инфраструктурного проекта, определить места расположения сил охраны, пунктов управления, структуру взаимодействия. Только имея общую концепцию комплексной системы безопасности, можно переходить к разработке требований этапов реализации инфраструктурного проекта.

Проектирование следующих этапов

При наличии такой предварительной проработки не составит труда сформулировать требования к комплексной системе безопасности в рамках заданий на проектирование каждого этапа инфраструктурного проекта.

В заданиях на проектирование этапов инфраструктурного проекта необходимо наложить дополнительные требования на применяемое оборудование и системы для обеспечения совместимости между собой создаваемых систем безопасности этапов в рамках инфраструктурного проекта.

Важно помнить, что обеспечение безопасности необходимо создавать начиная с первого этапа реализации проекта. Как пример – ограждение и пункт управления; помещения для сотрудников охранных организаций должны быть предусмотрены сразу, они не могут появиться на четвертом или пятом этапе, потому что при этом на предыдущих этапах не будет реализована безопасность и антитеррористическая защищенность объекта.

Вопросы выделения этапов

При выделении этапов необходимо помнить, что в общем случае желательно, чтобы в рамках выделенного этапа объект мог быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, хотя для линейных объектов транспортной инфраструктуры, включенных в перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для модернизации, расширения и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По 31 декабря 2033 г. включительно под этапом строительства также понимается строительство, реконструкция одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.

Соблюдение такого подхода к созданию комплексной системы безопасности позволит исключить ошибки и сократить время на проектирование, сократить расходы при реализации инфраструктурных проектов.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Программа онлайн-мероприятий для специалистов по безопасности, ИТ и цифровой  трансформации

Изображение от fanjianhua на Freepik

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.