Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

О необходимости создания государственной системы управления транспортной безопасностью

Владимир Черток, 19/01/24

О необходимости создания государственной системы управления транспортной безопасностью (защита от актов незаконного вмешательства, включая террористические угрозы) высказался заместитель начальника Управления Администрации Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета РФ Александр Алексеевич Юрчик на отраслевой конференции "Транспортная безопасность: устойчивость к современным угрозам", проведенной в рамках Международного форума и выставки "Транспорт России" (Транспортная неделя – 2023).

Очевидно, что решение этой актуальной и амбициозной задачи должно строиться на основе имеющегося отечественного, зарубежного и международного опыта создания и реализации различных государственных систем управления системами безопасности. Наиболее продвинутой и отработанной в настоящее время является международная система управления обеспечением авиационной безопасности, разработанная Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

В основе построения этой системы безопасности лежат стандарты и рекомендуемая практика ИКАО, глобальный план обеспечения авиационной безопасности, заявление о глобальном контексте риска в области авиационной безопасности и универсальная программа проверок по авиационной безопасности всех 193 государств – членов ИКАО.

ТБ ФорумВопросы транспортной безопасности обсуждаются на Форуме "Технологии и Безопасность"

Критические элементы системы

Формирование такой комплексной системы, как правило, опирается на принцип обязательного наличия в государстве восьми критических элементов (КЭ):

  • КЭ-1: законодательство по безопасности;
  • КЭ-2: государственные программы и нормативные правовые акты по безопасности;
  • КЭ-3: полномочные органы государства по безопасности и их обязанности;
  • КЭ-4: квалификация и подготовка персонала по безопасности;
  • КЭ-5: обеспечение техническими средствами, рекомендациями и критически важной для безопасности информацией;
  • КЭ-6: обязательства по сертификации и утверждению (одобрению);
  • КЭ-7: обязательства по контролю качества (контролю и надзору);
  • КЭ-8: решение проблем в сфере безопасности (корректирующие действия).

Целесообразно рассмотреть создание такой комплексной государственной системы управления транспортной безопасностью в условиях новых угроз и рисков, возникших в современных реалиях и потенциально возможных в быстро меняющейся международной обстановке.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Законодательство по безопасности

В части КЭ-1 в Российской Федерации имеются базовый закон по обеспечению транспортной безопасности – Федеральный закон "О транспортной безопасности" и ряд других федеральных законов, устанавливающих государственные требования по борьбе с терроризмом и ответственность за неисполнение обязательных требований по безопасности, согласно Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях.

Кроме того, некоторыми указами Президента Российской Федерации также установлены требования безопасности, например это Указ "Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности".

Вместе с тем необходимо также учитывать требования по безопасности, содержащиеся в различных многочисленных ратифицированных Российской Федерацией международных конвенциях, соглашениях и стандартах, имеющих статус законодательного акта.

При этом важно сохранить в нормативных актах терминологию (возможно, как синоним), принятую в международных документах и стандартах, например "авиационная безопасность" и "морская безопасность".

Действуют также базовые федеральные законы "О государственном и муниципальном контроле (надзоре)" и "Об обязательных требованиях", которые фактически устанавливают государственный механизм непрерывного мониторинга, контроля, надзора и профилактики нарушений обязательных требований безопасности. Необходимо, чтобы в современных условиях быстро меняющихся и вновь возникающих угроз и рисков была законодательно обеспечена и ускоренная разработка, и ускоренное принятие законодательных актов проактивной направленности, реально "заточенных" на предупреждение опасных последствий новых угроз и рисков.

Государственные программы и нормативные правовые акты по безопасности

В части КЭ-2 в Российской Федерации имеется положительный опыт разработки и реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, но ее действие завершено.

Очевидно, что в настоящее время требуется разработка аналогичной комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на период до 2030 г. в рамках национальных целей развития России, обозначенных в соответствующих указах Президента Российской Федерации.

Однако в стандартах ряда международных организаций уже предусмотрена необходимость наличия в государствах ряда типовых национальных программ по безопасности на транспорте. Например, стандарты ИКАО требуют наличия во всех государствах четырех обязательных национальных программ:

  • национальной программы по авиационной безопасности;
  • национальной программы по контролю качества (по контролю и надзору);
  • национальной программы по подготовке персонала;
  • национальной программы по упрощению формальностей.

Разработка некоторых из этих программ уже законодательно закреплена в Федеральном законе "О транспортной безопасности".

Однако, учитывая возникшие в последнее время существенные изменения в логистике перевозки пассажиров и грузов (на территории крупных транспортных предприятий, как правило, действует несколько видов транспорта), необходимо формировать именно комплексные программы обеспечения безопасности.

Основные нормативные положения в сфере транспортной безопасности изложены как в отдельных постановлениях Правительства России по видам транспорта, так и в целом ряде постановлений по отдельным организационным и процедурным вопросам.

Особое место в системе нормативных положений занимают федеральные правила и ведомственные приказы Минтранса России, выстраивающие целые системы подзаконных нормативных правовых актов в сфере транспортной безопасности.

И здесь тоже необходимо максимально ускорить работу по их совершенствованию для реального учета новых угроз и рисков безопасности на транспорте.

Полномочные органы государства по безопасности

В части КЭ-3 в России принята традиционная схема разделения властных полномочий между государственными органами на транспорте:

  • Министерство транспорта России – регулятор, разработчик законодательных и подзаконных нормативных правовых актов;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет государственные функции по контролю, надзору и инспекторскому реагированию за соблюдением обязательных требований безопасности;
  • федеральные агентства по видам транспорта предоставляют государственные услуги предприятиям транспортного комплекса.

Конечно, в России есть еще целый ряд государственных органов и ведомств, осуществляющих отдельные полномочия в сфере обеспечения транспортной безопасности, закрепленные за ними соответствующими законами и другими нормативными правовыми актами.

Подготовка персонала по безопасности

В части КЭ-4 в России выстроена четкая система квалификационных требований и подготовки персонала, работающего в сфере транспортной безопасности в государственных организациях и транспортных предприятиях.

Важнейшим элементом этой системы является периодическая аттестация персонала, организация и методология проведения которой регулируются соответствующими нормативными документами. Новым и чрезвычайно актуальным направлением работы с персоналом стало активное продвижение так называемой культуры безопасности как неукоснительного соблюдения всей совокупности связанных с безопасностью норм, ценностей, установок и предположений, присущих повседневной деятельности организаций и непосредственно отражающихся в действиях и поведении всех подразделений и всего персонала организаций.

Обеспечение техническими средствами

В части КЭ-5 в Российской Федерации разрабатываются, производятся и поставляются на объекты транспортной инфраструктуры и на транспортные средства все виды специальных технических средств, применяемых при обеспечении транспортной безопасности.

Учитывая значительные финансовые трудности предприятий в том, что касается приобретения новых технических средств, целесообразно на законодательной основе создать специальную систему государственного субсидирования централизованной закупки и последующего льготного лизинга предприятиями технических средств и оборудования для обеспечения транспортной безопасности.

Функционирует единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, которая совсем недавно получила новые полномочия по аналитической обработке информации.

В целях оперативного получения и реагирования на критически важную для безопасности информацию в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта круглосуточно действует автоматизированный центр контроля и надзора за безопасностью на транспорте. На его базе также круглосуточно функционирует Координационный центр по авиационной безопасности, входящий в международную систему гражданской авиации из 142 аналогичных центров с горячими линиями связи.

Обязательства по сертификации

В части КЭ-6 в России действует государственная система сертификации оборудования для обеспечения транспортной безопасности, включающая уполномоченные органы, правила и порядок сертификации, а также функциональные требования к оборудованию.

Растущие угрозы и риски требуют быстрой разработки и внедрения инновационного оборудования и технологий в сфере безопасности, что также требует и новых подходов к ускорению и упрощению процесса сертификации.
И конечно, разработчики оборудования очень заинтересованы в таких функциональных требованиях к оборудованию, которые дадут простор их творчеству и не будут сдерживать новые разработки и усовершенствования, направленные на повышение эффективности технических средств и технологий.

Обязательства по контролю качества

В части КЭ-7 в России 20 лет назад был создан единый государственный орган контроля и надзора за безопасностью на транспорте – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Полномочия Ространснадзора установлены федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации и включают в себя весь спектр мониторинга, контроля, надзора, инспекторского реагирования и профилактики нарушений обязательных требований безопасности.

Идет работа по цифровизации, использованию искусственного интеллекта и методов дистанционного автоматизированного контроля в сфере безопасности.

Весь функционал контроля и надзора за обеспечением транспортной безопасности ложится на федеральных государственных инспекторов центрального аппарата и восьми межтерриториальных управлений Ространснадзора в федеральных округах Российской Федерации.
Ежегодно государством устанавливаются показатели повышения безопасности на транспорте, а фактически – снижения числа погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Решение проблем в сфере безопасности

В части КЭ-8 в Российской Федерации эффективно используются результаты правоприменительной практики в сфере безопасности на транспорте, имеющейся в Ространснадзоре, которая и становится базой для корректирующих действий по всем критическим элементам государственной системы мер по обеспечению транспортной безопасности, от КЭ-1 до КЭ-7.

Среди основных инструментов обоснования необходимости определенных корректирующих действий находятся предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований безопасности. Приемлемый уровень исполнения субъектами контроля и надзора выданных Ространснадзором предписаний и предостережений ежегодно устанавливается государством.

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

Выводы

В целом можно отметить наличие в России фрагментов всех обязательных для государства критических элементов для формирования Комплексной государственной системы управления транспортной безопасностью.
Вместе с тем необходимость документального оформления, возможно и на законодательном уровне, именно Единой комплексной государственной системы управления транспортной безопасностью просто назрела, особенно в условиях новых очевидных угроз и рисков в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

Темы:Комплексная безопасностьТранспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №6/2023
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...