Статьи

О проблемных вопросах при построении АПК "Безопасный город"

В статье рассказывается о том, как в Крыму осуществляется процесс цифровизации жилых территорий и городского хозяйства, и о трудностях, с которыми сталкиваются ответственные ведомства.

Исполнительные органы Республики Крым уделяют особое внимание развитию информационного взаимодействия в цифровом пространстве, учитывая растущую роль новых технологий. В этом процессе активно участвуют заинтересованные ведомства.

Так, на территории Республики Крым организовано исполнение ведомственного проекта Минстроя России по цифровизации городского хозяйства "Умный город". В его рамках с 2019 г. реализуется федеральный проект "Формирование комфортной городской среды". Соглашением между Минстроем России и Советом министров Республики Крым определены пилотные проекты цифровизации городского хозяйства в Керчи и Ялте.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: обзор >>

Пилотный проект в Ялте

Пилотные проекты подразумевают организацию и выполнение мероприятий по внедрению передовых цифровых и инженерных решений, применяемых в сфере городского хозяйства.
Как пример – муниципальное образование городской округ Ялта, где реализовано следующее:

  • создана система интеллектуального видеонаблюдения с распознаванием лиц и выходом информации на единую диспетчерскую службу (ЕДДС) на базе камер 5–7 поколения и регистратора с аналитическими блоками на основе алгоритма глубокого обучения;
  • организовано внедрение муниципальной автоматизированной системы контроля доступа автотранспорта в пешеходные и парковые зоны в 23 локациях (31 автоматический боллард). Продолжается модернизация оборудования с приоритетом для отечественных разработок. Разрабатываются и согласовываются схемы изменений в проект организации дорожного движения с целью беспрепятственного функционирования боллардов и оптимизации автомобильного трафика, повышения уровня безопасности пешеходов, а также посетителей детских парков;
  • организовано внедрение, эксплуатация и модернизация цифровой платформы управления территорией муниципального образования (оцифровка кадастровых карт, архивов, осуществление муниципального контроля, прочее).

Другие проекты

В рамках ведомственного проекта в 2023 г. на территории Республики Крым создана дежурно-диспетчерская служба скорой медицинской помощи. Эта служба экстренной оперативной службы "103" интегрирована с государственной информационной системой Республики Крым "Система-112". Интеграция позволила ускорить реагирование на вызовы, информация из Системы-112 напрямую попадает в службу "103", что упрощает работу специалистов.

В 2024 г. на территории Республики Крым реализована возможность безналичной оплаты проезда на общественном транспорте.

Создание аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Крым

Мероприятия по построению АПК "Безопасный город" и его элементов на территории нашего субъекта Федерации осуществляются с 2016 г. Советом министров Республики Крым приоритетным в данном направлении деятельности выбрано создание элементов комплексной безопасности.

Нами проведена следующая работа: созданы и функционируют 25 единых дежурно-диспетчерских служб, по одной в каждом муниципальном образовании. Все ЕДДС технически оснащены и функционируют в круглосуточном режиме.

Муниципальное образование является базовым уровнем построения и развития комплекса "Безопасный город", поэтому в перспективе созданные ЕДДС станут едиными центрами оперативного реагирования на муниципальном уровне.

Новшеством в развитии функционирования ЕДДС является внедрение в 2024 г. на базе комплекса средств их автоматизации веб-портала "Система управления взаимодействием со службами ЖКХ". В настоящее время портал настроен во всех ЕДДС, а также дежурно-диспетчерских службах ресурсоснабжающих предприятий, что позволяет ускорить реагирование, а также улучшить качество реагирования на происшествия в жилищно-коммунальной сфере.

По результатам работы за последние годы единственным проблемным вопросом в развитии ЕДДС муниципальных образований осталось приведение организационной (штатной) структуры ЕДДС III и II категорий в соответствие с требованиями ГОСТ Р 22.7.01–2021. (ЕДДС I категории на территории РК отсутствуют, а ЕДДС IV и V категорий почти все соответствуют требованиям ГОСТ Р 22.7.01–2021).
Большинство муниципальных образований Республики Крым являются дотационными, и при неоднократном обращении в Министерство финансов республики и от нашего ведомства, и от органов местного самоуправления получены отказы в выделении дополнительного финансирования на данную статью расходов.

2 (4)-1За период с 2017 по 2024 г. в Систему 112 Республики Крым поступило 4 795 788 вызовов

Система-112

С 2022 г. введена в режим постоянной эксплуатации государственная информационная система Республики Крым "Система-112".

С Системой-112 были интегрированы экстренные оперативные службы "101", "102", "103", "104", комплексы средств автоматизации ЕДДС муниципальных образований Республики Крым, государственная автоматизированная система "ЭРА-ГЛОНАСС" и многоуровневая навигационно-информационная система "ГЛОНАСС".

Согласно статистическим данным за 2024 г., общее число поступивших вызовов на единый номер "112" в Республике Крым, составило более 870 тыс., наибольшее количество из которых приходится по линии "103" (33%) и по линии "102" (30,8%).

Система-112 Республики Крым функционирует в штатном режиме, справляется со своей задачей в полном объеме. ГИС "Система-112 РК" работает на отечественном программном обеспечении, что позволяет стабильно и полностью использовать ее функционал в условиях возросших угроз и введенных в последнее время санкций.

Системы оповещения и управления эвакуацией "Антитеррор": обзор >>

Региональные подсистемы

В рамках реализации порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделениях пожарной охраны на территории Республики Крым в 2024 г. проведено развертывание и тестирование подсистемы пожарного мониторинга центра обработки вызовов ГИС "Система-112 РК". Данная подсистема является одним их элементов АПК "Безопасный город".

В функционировании Системы-112 Республики Крым есть один проблемный вопрос – это определение точного местонахождения граждан, обратившихся на единый номер "112", в связи с ограниченными техническими возможностями, предоставляемыми операторами связи.

За последние 10 лет построены и введены в эксплуатацию:

  • система мониторинга "Эмерсит" на 20 гидротехнических сооружениях 1-го и 2-го класса опасности;
  • система раннего обнаружения пожаров в лесных массивах, примыкающих к населенным пунктам. Общее количество видеокамер составляет 72 единицы (пять комплексов "Лесной дозор", установлены 23 АПК "Лесохранитель", в текущем году еще приобретены и устанавливаются 49 комплексов);
  • региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения с элементами КСЭОН (комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций) – 27 пунктов управления и 770 электросирен с функцией громкоговорителей).

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) интегрирована с системой раннего обнаружения пожаров в лесных массивах, прилегающих к населенным пунктам, и системой мониторинга состояния гидротехнических сооружений.

За счет бюджета республики созданы пункты управления муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения (МАСЦО) во всех муниципальных образованиях, а также основной и запасной пункты управления РАСЦО Республики Крым.

Исходя из федеральной концепции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р, перечисленные информационные системы должны входить в единый АПК "Безопасный город".

1 (15)Сходства проектов "Умный город" и "Безопасный город"

Проблемы при реализации концепции АПК "Безопасный город"

Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым как исполнительный орган республики, на который возложены полномочия по созданию АПК "Безопасный город", на протяжении долгого периода сталкивается со следующими проблемами:

1. Отсутствие единого и четкого мнения относительно того, что же такое "Безопасный город".
Нами неоднократно проводился анализ практик других субъектов Российской Федерации, который показал, что в большинстве из них проекты АПК "Безопасный город" сводятся к построению системы видеонаблюдения, иногда даже без функции видеоаналитики.

Да, несомненно так и было задумано изначально. Но если следовать федеральной концепции, то многие забывают о необходимости наличия как минимум еще 64 функциональных информационных систем, в создании которых должны быть задействованы более 10 различных исполнительных органов, в случае Республики Крым – все исполнительные органы. Законодательно данный вопрос не урегулирован, что критически усложняет процедуру возложения обязанностей и наделения полномочиями.

2. Отсутствие законодательной базы на федеральном уровне, которая должна регламентировать:

  • деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации в организации работ по построению, развитию и содержанию АПК "Безопасный город";
  • взаимодействие исполнительных органов между собой и с другими юридическими лицами;
  • финансирование работ по созданию АПК "Безопасный город".

3. Наличие дублирующих проектов, пересекающихся так или иначе с АПК "Безопасный город".

Мероприятия по реализации проектов не могут дублироваться, противоречить и повторять друг друга, и самое важное – необходимо определить проект, который должен быть основным или базовым.

За последние годы в процессе цифровизации мы сталкиваемся со следующими информационными проектами, позволяющими обрабатывать, хранить и передавать информацию:

  • АПК "Безопасный город";
  • ведомственный проект "Цифровизация городского хозяйства "Умный город", функционал которого предусмотрен и в концепции АПК "Безопасный город";
  • "Цифровой город", который также предполагает цифровизацию городского хозяйства;
  • "Озеро данных" МЧС России, которое подразумевает интеграцию информационных систем исполнительных органов;
  • автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) (АИУС РСЧС) и т.д.

Исходя из вышеизложенного, при наличии такого числа различных информационных проектов, функции которых дублируют друг друга, в этом всем как минимум необходим единый координатор, чтобы избежать задвоения финансирования, а возможно, даже необходимо рассмотреть вопрос об исключении дублирующих систем либо их объединении.

4. Не урегулирован вопрос подчиненности отдельных сегментов АПК "Безопасный город" как на стадии их создания, так и на стадии их применения (распределение полномочий по функционалу, сегментирование).

Определение, разделение и закрепление полномочий (функциональных информационных систем) АПК "Безопасный город" за исполнительными органами (ведомствами) по направлениям деятельности внесет ясность и даст положительный результат при построении, внедрении и эксплуатации АПК "Безопасный город".

Региональная концепция построения и развития АПК "Безопасный город"

В Крыму с целью урегулирования данного вопроса постановлением Совета министров Республики Крым от 15.04.2024 № 201 утверждены региональная концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" Республики Крым и перечень функциональных информационных систем, существующих и разрабатываемых в рамках построения АПК "Безопасный город" Республики Крым.

Республиканская концепция разработана и утверждена в соответствии с федеральной, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р.

Нашим субъектовым документом определены ответственные исполнительные органы РК, занимающиеся построением и реализацией отдельных функциональных информационных систем.

МЧС Республики Крым определено как главный координатор в Крыму по построению отдельных сегментов АПК "Безопасный город" и как исполнитель отдельных функциональных информационных систем, самой важной и значимой из которых является региональная интеграционная платформа, являющаяся основополагающей частью блока "Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие" АПК "Безопасный город".

На данном этапе построения АПК "Безопасный город" МЧС Республики Крым начата процедура закупки на проектирование региональной интеграционной платформы.

Региональная интеграционная платформа

В соответствии с техническим заданием региональная информационная платформа (далее – РИП) является аппаратно-программной инфраструктурой, предназначенной для обеспечения исполнительных органов Республики Крым оперативной и достоверной информацией о ситуации в регионе, координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне.

РИП предназначена для агрегации информации от всех задействованных систем, сопряжения информационных систем муниципальных образований, предоставления отчетной информации мониторинга в сфере обеспечения безопасности в регионе.

Простыми словами, РИП будет интегрировать в себя все функциональные информационные системы, необходимые для АПК "Безопасный город", в том числе уже построенные, введенные в эксплуатацию и фактически функционирующие на территории Республики Крым.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Заключение

Подводя итоги изложенного выше, хочу еще раз отметить необходимость и важность наличия федерального законодательства в сфере создания АПК "Безопасный город", которое могло бы урегулировать многие вопросы, в том числе по полномочиям. Еще раз хочу обратить внимание на необходимость наличия единого координатора и предложить рассмотреть вопрос об исключении дублирующих систем либо их объединении.

Иллюстрации предоставлены автором.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Изображение от pikisuperstar на Freepik

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.