О роли пассажиров в обеспечении транспортной безопасности
Иван Тушко, 18/07/23
При поездках на общественном транспорте мы периодически сталкиваемся с конфликтными ситуациями, заставляющими вспомнить о своих правах. В свою очередь, мы нередко забываем или вовсе не знаем о своих обязанностях перед перевозчиком. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности.
Покупка билета означает заключение договора между перевозчиком и пассажиром, при этом у каждой из сторон возникают права и обязанности друг перед другом. Особенно это взаимодействие актуально в вопросах осуществления перевозчиком безопасности своих объектов, ведь проводимые мероприятия иногда мешают комфорту пассажира. Давайте разберемся, к чему нужно быть готовым любому пассажиру при использовании общественного транспорта.
Запрос на комфорт
Большинство людей с удовольствием относятся к путешествиям. Когда ты пассажир и тебе не нужно думать о дороге, ты можешь сполна насладиться всеми ее прелестями, побыть в своих мыслях или увидеть нечто новое. Поэтому для нас так важен комфорт, даже если ехать предстоит всего одну остановку. Мы стараемся выбрать заранее или занять хорошее посадочное место в приятном окружении для того, чтобы ничто или никто не отвлекали нас от путешествия, позволяя нам в процессе поездки заниматься приятным делом.
Комфорт – это то, что мы ищем и ждем от транспорта. Поэтому если наши ожидания не оправдываются и нас принуждают делать те или иные действия, да еще и заставляют чувствовать себя подозреваемым нарушителем, это мгновенно вызывает в нас негатив, а о комфортном путешествии уже не может идти и речи.
Сколько раз вы были свидетелем или даже участником конфликта между пассажиром и представителем перевозчика (водителем, бортпроводником или стюардессой), когда каждая сторон пыталась напомнить другой о ее обязанностях? Ведь в моменты внутреннего негатива в каждом пассажире просыпается настоящий адвокат, уверенный в себе и во всех законах мира вне зависимости от природы возникшего конфликта.
Остановимся на правах и обязанностях в сфере обеспечения безопасности на транспорте, которые так или иначе влияют на технологические процессы транспорта и комфорт пассажиров.
Столкновение с законом
Мы сталкиваемся с законом на каждом шагу: заходя в магазин, мы имеем право выбрать любой товар, но это накладывает на нас обязанности покупателя; приходя на футбольный матч, мы имеем право наслаждаться матчем, но это накладывает на нас обязанности болельщика. То же самое происходит и с транспортом: когда мы оплачиваем билет, то у нас возникает право воспользоваться услугами транспортного средства и его персонала, но у нас также появляются определенные обязанности перед перевозчиком и его сотрудниками. Данные обязанности относятся в первую очередь к бережному отношению к имуществу перевозчика, а также к правилу проследовать из пункта А в пункт Б, не нарушая никаких предписанных норм.
Данные нормы могут быть установлены государством в форме федеральных законов, постановлений Правительства РФ или ведомственных приказов, а также в виде регламентов самого перевозчика, если они не противоречат действующему законодательству.
Вряд ли кого-то сегодня может удивить оборудование для контроля обеспечения безопасности на транспортных объектах. Стала привычной и процедура прохождения досмотра, напоминающая нам аналогичные мероприятия из авиационной безопасности, но в упрощенном режиме.
Несмотря на это, конфликтные ситуации между работниками досмотра и пассажирами все же происходят. Случаются и превышения служебных полномочий со стороны работников безопасности, но подчас пассажиры, оперируя своими правами и превосходством над людьми в форме, не понимают, что те также наделены законными правами и обязанностями в обеспечении безопасности, а также полномочиями недопуска пассажира при нарушении им данных правил.
Основными документами по соблюдению правил безопасности на объектах транспорта для пассажира являются:
- постановление Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208 "Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры";
- приказ Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности".
В обязанности перевозчика входит качественное информирование пассажиров, включающее размещение данных законодательных требований на объектах транспорта – выдержек из законов в части, касающейся обязанностей пассажира, а также по уголовной и административной ответственности, предусмотренной за нарушения.
Пассажир обязан
Для начала остановимся на требованиях постановления Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208, в соответствии с которым физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве (ОТИ или ТС), обязаны:
а) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающими перечень необходимых документов, устанавливаемыми Минтрансом России по согласованию с МВД России и ФСБ России;
б) выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей;
в) информировать силы обеспечения транспортной безопасности о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ или ТС.
Приказом Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 пассажиры также наделены кругом обязанностей при соблюдении договора перевозки (проездного билета). Требования носят обязательный характер исполнения, имеют меры пресечения, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ, в случае их нарушения.
Приказ также предусматривает порядок проведения досмотровых мероприятий, обязательный для исполнения работниками досмотра.
При нарушении предписанных правил перевозчик вправе расторгнуть договор перевозки в одностороннем порядке, не допустив пассажира к дальнейшему следованию транспортом.
Законодатель накладывает обязанности не только на пассажиров, но также на лиц, которые по какой-то причине оказались на транспорте (провожающие либо посетители вокзала). В жизни это недопонимание приводит ко многим конфликтам, ведь некоторые считают, что раз они не пассажиры, то не должны подвергаться досмотру и соблюдать прочие правила.
Пассажиру запрещается
Физическим лицам, следующим либо находящимся на ОТИ или ТС, запрещается:
а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на ОТИ или ТС;
б) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности;
в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без уведомления сил обеспечения транспортной безопасности и прохождения процедуры досмотра;
г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также действия, направленные на повреждение (хищение) элементов ОТИ или ТС, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, пассажиров и других лиц;
д) передавать документы сторонним лицам, предоставляющие право прохождения процедуры досмотра в особом порядке, для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности;
е) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов);
ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ или ТС;
з) использовать пиротехнические изделия без разрешения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ или ТС.
Между правилами и личным комфортом
Таким образом, мы видим, что работники служб безопасности имеют законные основания требовать тех или иных действий со стороны пассажиров, если эти действия направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Никогда нельзя исключать человеческий фактор, ведь люди, которые пренебрежительно относятся к закону или выполнению обязанностей, могут встретиться как среди пассажиров, так и среди перевозчиков.
Опасность может представлять и банальное превышение полномочий со стороны работников досмотра. Поэтому законодатель предусмотрел для перевозчиков требование по размещению данных правил на объекте транспорта на видном месте в наглядной форме. В случае если пассажир не ознакомился с правилами нахождения на транспорте и неосознанно нарушает эти правила, то, как мы все знаем, незнание закона не освобождает от ответственности его нарушения.
Мы все привыкли к тому, что в аэропорт необходимо приехать не менее чем за 1,5–2 часа до вылета. Связано это с тем, что до вылета нам нужно успеть не только упаковать багаж, пройти регистрацию, дождаться в зоне вылета, но и пройти досмотр. Мы прекрасно понимаем, что кроме нас в аэропорту будет много других людей, это создаст определенную очередь на досмотре, а значит, лучше выехать заранее.
Действия самих работников досмотра, их полномочия, их квалификация редко у кого вызывает вопросы, тем более когда мы знаем, что на авиабилет потрачены значительные средства, а работник досмотра имеет право при выявлении оснований не только не допустить вас на рейс, лишив денег, потраченных на билет, но и передать вас правоохранительным органам.
При этом сотрудник аэропорта не обязан иметь какие-то неопровержимые факты вашей вины в подготовке террористического акта. Работники досмотра на воздушном транспорте являются обученными и аттестованными лицами в своей области, поэтому при выявлении в поведении человека, в его багаже или в ручной клади определенных признаков совершения акта незаконного вмешательства (АНВ) они имеют право либо провести дополнительное обследование, что может привести к вашему опозданию на самолет, либо и вовсе отказать вам в допуске в аэропорт. Все это для нас давно является нормой. На других же видах транспорта совершенно иная картина.
Почему так? Причин много, но, пожалуй, главная из них – время. Авиационная безопасность как отдельный комплекс мер, предназначенных для защиты гражданской авиации от АНВ, существует несколько десятков лет. Реализация обязательных требований авиаперевозчиками выработала в нас как в пассажирах определенные привычки. Транспортная безопасность иных видов транспорта активно развивается чуть более десятка лет.
Еще 15 лет назад на железнодорожных, речных, морских, автодорожных вокзалах и станциях метрополитена отсутствовали пункты досмотра, а значит, можно было приехать непосредственно перед отправкой транспорта. Сейчас картина изменилась. Конечно, мы не приезжаем за 1,5 часа, как в аэропорт, но минут 5–10 на досмотр мы должны предусматривать. Практически на всех объектах транспорта сейчас имеются технические средства досмотра (стационарные и ручные металлодетекторы, газоанализаторы, детекторы паров взрывчатых веществ и пр.), а потому пассажиры должны более тщательно подходить к вопросу выбора вещей своей ручной клади и багажа во избежание неприятных ситуаций.
Еще одной причиной недовольства некоторых людей при прохождении досмотра на различных видах транспорта, кроме воздушного, является его повседневность. Как правило, авиаперелет для подавляющего большинства людей является скорее редким исключением, чем регулярным действием. Поездки на метро и железнодорожных поездах для многих – часть каждодневной рутины, поэтому мероприятия по досмотру, включающие обследование человека и его ручной клади техническими средствами и работником досмотра, случаются здесь намного чаще.
Третьей, но не последней причиной является то, что в связи с накопленным за десятки лет опытом в области авиационной безопасности большинство аэропортов построено либо реконструировано так, чтобы было возможно осуществлять тщательный досмотр 100% населения, а для самих пассажиров было достаточно места для ожидания. К сожалению, не всегда нечто подобное возможно реализовать на некоторых объектах других видов транспорта.
Например, некоторые вестибюли станций метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге оборудованы в многоэтажных зданиях, и провести реконструкцию вестибюля в целях расширения площади для досмотра весьма проблематично.
Это приводит к выборочному досмотру со стороны перевозчиков и к недовольству самих пассажиров работниками досмотра из-за столпотворения в час пик.
Заключение
Вопросы безопасности при обеспечении пассажирских перевозок отрегулированы государством: для перевозчиков предусмотрен целый свод законов, за соблюдением которых следят контрольно-надзорные органы. Однако особую важность приобретает содействие со стороны пассажиров, направленное в конечном итоге на устойчивое и защищенное функционирование транспорта страны. Существующие требования, предъявляемые к пассажирам в вопросах обеспечения безопасности транспортного комплекса, являются целесообразными и абсолютно обоснованными.
Фото: ru.freepik.com