Подписка
МЕНЮ
Подписка

Форум All-over-IP 2024 | Москва, DoubleTree by Hilton | 12-13 ноября  Искусственный интеллект и машинное обучение | Цифровая трансформация для  предприятий | СКУД и видеоаналитика для контроля бизнес-процессов |  Автоматизация управления данными | ЦОД и дата-центры | Автоматизация ЖК   Регистрируйтесь и приходите!

О совершенствовании нормативно-правовой базы обязательной сертификации технических средств оповещения для транспортной безопасности

Нина Климачева, Елена Леонова, 10/06/24

Статья посвящена вопросам развития нормативного обеспечения процедуры сертификации технических средств оповещения, предназначенных для решения задач транспортной безопасности, а также некоторым связанным с ними темам.

Обозначенные аспекты закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (далее – Постановление).

Мы рассмотрим также законодательные нововведения в части изменений, связанных с установлением срока действия сертификата соответствия применительно к различным схемам сертификации, а также в целом опишем деятельность всех участников работ в указанной сфере сертификации.

Обязательность соответствия функциональных характеристик технических средств обеспечения безопасности установленным требованиям обозначена на законодательном уровне Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Одним из объектов оценки соответствия безопасности на транспорте являются технические средства оповещения населения.

Соответствующие обязательные требования, правила процедуры сертификации специальных изделий, а также закрепление за продукцией органов власти установлены Постановлением.

В отношении технических средств оповещения федеральным органом по сертификации выступает МЧС России. В рамках указанной деятельности по обеспечению безопасности транспортного комплекса МЧС России выработан особый подход к подтверждению соответствия технических средств оповещения с учетом разработки ведомственных методик испытаний, оценки их функциональных возможностей на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Системы оповещения и управления эвакуацией "Антитеррор": обзор >>

Специфика "транспортной" сертификации

Важно отметить, что введенная обязательная "транспортная" сертификация стоит как бы особняком в рамках исполнения требований законодательства в области технического регулирования, она является единственным примером обязательной сертификации национального уровня, в котором участвуют органы по сертификации, уполномоченные силовыми ведомствами, внедрены особые процедуры сертификации, зачастую несвойственные традиционным подходам.

Как описано во многих публикациях по данной тематике, подлежащие обязательной сертификации для целей транспортной безопасности технические средства оповещения включают три группы изделий в соответствии с классификацией, установленной национальной системой стандартизации:

  • системы (комплексы) технических средств оповещения в виде автоматизированных рабочих мест оповещения;
  • аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения;
  • оконечные средства визуального, речевого и звукового оповещения (светодиодные экраны, полноцветные панели, электронные табло типа "бегущая строка", технические средства звукового оповещения).

В рамках функций назначения средства оповещения осуществляют доведение сигналов оповещения и экстренной информации до абонентов разного уровня, передают сигналы оповещения.

Схемы сертификации

Одной из особенностей национальной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности стало использование четырех схем сертификации:

  • схема 1 – для единичных образцов изделий;
  • схема 2 – для партии изделий;
  • схема 3 – для серийного производства;
  • схема 4 – для средств, которые установлены на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры.

Последняя схема до сих пор вызывает ряд проблемных вопросов по реализации и недопонимание со стороны собственников объектов транспортной инфраструктуры, участников сертификации, требует специальной детализации процедуры подтверждения соответствия установленным национальным требованиям.

Участники процесса сертификации

Участниками обязательной сертификации технических средств оповещения являются федеральный орган по сертификации – МЧС России, уполномоченный орган по сертификации – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), аккредитованные испытательные лаборатории, в том числе подведомственные научно-исследовательские институты МЧС России, имеющие аккредитацию и на выездной формат испытаний.

Широкий спектр испытательных площадок позволяет сократить издержки заявителей, например связанные со сложностями транспортирования образцов, а также дает возможность не допустить увеличения сроков сертификации.

Учитывая более чем пятилетнюю практику работ по указанному направлению, можно сказать, что сегодня создан достаточный для закупок ассортимент и объем сертифицированных технических средств оповещения (за исключением технических средств видеооповещения).

По четвертой схеме сертификации сертификаты соответствия выданы единичным объектам транспортной инфраструктуры – это аэропорты, объекты нефтегазовой отрасли, мостовые эстакады, морские порты и терминалы, что однозначно связано с действующим ранее мораторием на необходимость сертификации.

Нововведения в сфере "транспортной" сертификации

Рассмотрим нововведения, которые предстоит внедрять участникам "транспортной" сертификации уже в 2024 г.

Федеральным законом от 24 июля 2023 г. № 387-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" в законодательство о транспортной безопасности были внесены изменения следующего содержания: "Сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам в отношении каждой единицы технического средства действует в течение всего срока его службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Для реализации обозначенного нововведения был утвержден План-график подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 24 июля 2023 г. № 387-ФЗ и связанных:

  • с подготовкой проекта изменений в Правила обязательной сертификации, утвержденных Постановлением;
  • с внесением изменений в ряд ведомственных нормативных правовых актов, например в приказ МЧС России от 9 ноября 2017 г. № 509 "Об утверждении формы сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам".

Важно отметить, что указанные изменения и практика работ по сертификации требуют внесения изменений и в Методики проведения сертификационных испытаний технических средств, по подтверждению их соответствия требованиям к функциональным свойствам технических средств оповещения, установленных Постановлением (утверждены МЧС России 29.03.2017 № 2-4-71-17-28).

О переработанной редакции Постановления

Во исполнение мероприятий указанного Плана-графика ожидаемая переработка Постановления не привела к пересмотру обозначенных процедур сертификации, по предложениям разработчика была сведена к следующим изменениям незначительного характера, а именно дополнению п. 8 Правил обязательной сертификации (а именно в раздел описания схемы 3 в части серийных изделий), утвержденных Постановлением: "Сертификат соответствия на серийно выпускаемые технические средства обеспечения транспортной безопасности выдается на 3 года. Каждая единица технического средства из серии, выпущенная в период действия сертификата, является сертифицированной в течение всего срока ее службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Следует отметить, что представленная редакция противоречит основным целям сертификации серийной продукции, а именно обеспечению стабильности соответствия характеристик продукции установленным требованиям в период действия сертификата, а не в период срока ее службы. Кроме того, неизвестны и не подлежат контролю объемы продукции, изготовленной в период действия сертификата, что может привести к появлению на рынке контрафактных и фальсифицированных изделий, предназначенных для использования на объектах транспортной инфраструктуры.

Сроки службы изделий и сроки хранения информации о сертификатах

Важно отметить, что срок службы изделий существенно превышает срок хранения информации о выданных сертификатах соответствия и документов, послуживших основанием для его выдачи, что требует дополнительного разъяснения в процедуре сертификации серийной продукции.

Предлагаемый подход и сегодня реализуется в рамках бессрочной схемы сертификации № 2 (партия продукции), но при этом в сертификате соответствия указаны конкретные объемы сертифицированных технических средств.

Необходимость регламентации продления срока службы продукции

В настоящее время на законодательном уровне не регламентирован порядок установления, продления срока службы технических средств оповещения, особенно в разрезе Постановления.

Был предложен подход с учетом ряда обозначенных ниже корректировок:

а) дополнить подпункт к) п. 5 Правил словами "в течение срока службы, указанного в технической документации на продукцию, заявленную на сертификацию";

б) дополнить п. 7 Правил подпунктом з) следующего содержания: "направляет в орган по сертификации информацию, содержащую регистрационные номера и объемы партий продукции, выпущенных в период действия сертификата соответствия в течение 30 рабочих дней после истечения срока действия сертификата соответствия";

в) исключить п. 18 Правил или дополнить его после слов "сертификата соответствия системы менеджмента качества" словами "выданного органом по сертификации, аккредитованным в национальной системе аккредитации".

Данная позиция позволит предупредить возможность появления на рынке фальсифицированной продукции ввиду отсутствия контроля за объемами ее производства после завершения срока действия сертификата соответствия, который распространяется на всю совокупность серийной продукции.
Указанные изменения сегодня находятся на межведомственном согласовании.

Прочие ожидаемые обновления нормативной базы

Кроме того, МЧС России выявлена и озвучена необходимость исключения из Постановления ссылки на недействующий ГОСТ Р 42.3.01– 2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация.
Общие технические требования" путем замены ссылкой на свежий одноименный стандарт 2021 г. Последнее не повлечет установление дополнительных требований к объектам сертификации.

Другим этапом развития нормативной базы в рассматриваемой сфере работ стали дополнения к форме сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиями к их функциональным свойствам, утвержденными соответствующим ведомственным приказом.
Проектом приказа МЧС России предусматривается включение в бланк сертификата примечания следующего содержания: "Сертификат соответствия в отношении технических средств оповещения, установленных на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, действует в течение всего срока службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Проект приказа МЧС России проходит процедуры обсуждения на официальном портале regulation.gov.ru с последующей повторной регистрацией в Минюсте России.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Заключение

Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне проводится внедрение обновленных подходов к обеспечению транспортной безопасности со стороны государства в части эффективности и качества технических средств, разрабатываемых, закупаемых и устанавливаемых на объектах транспортной инфраструктуры. Обозначенные нормативные новеллы, несомненно, изменят имеющуюся практику сертификации, и, что особенно важно, они должны упростить процедуру оценки соответствия для всех ее участников, реализовать новые принципы с учетом практики сертификационных работ.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Изображение от freepik

Темы:Транспортная безопасностьСОУЭЖурнал "Системы безопасности" №2/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...