Подписка
МЕНЮ
Подписка

Обеспечение пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта

Иван Челноков, 07/09/22

В декабре 2021 г. федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" отметило свой 100-летний юбилей. С момента создания и до настоящего времени работники предприятия достойно выполняют возложенные на них обязанности. Неотъемлемая часть ФГП ВО ЖДТ России – ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта, основными задачами которой являются тушение пожаров, организация и осуществление профилактики пожаров на железнодорожном транспорте.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Анализ статистических данных о пожарах свидетельствует, что, несмотря на принимаемые меры по повышению уровня пожарной безопасности на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта, количество пожаров за 2021 г. выросло на 33% и составило 204 случая против 154 в 2020 г.

Актуальное состояние пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта

Основной причиной роста количества пожаров являются пожары в полосе отвода железных дорог – 125 случаев. В большинстве случаев распространение огня идет со стороны муниципальных земель, где происходит пал травы, разводятся костры и сжигается мусор как на территориях, прилегающих к домовладениям граждан, так и на объектах различных форм собственности. В результате безответственного подхода к указанным действиям пожары распространяются в полосу отвода железных дорог.

В 2021 г. в ряде регионов России из-за аномально жаркой погоды и, как следствие, массовых природных пожаров вводился режим ЧС. В этот период инфраструктуру железнодорожного транспорта защищали от возгораний пожарные поезда ФГП ВО ЖДТ России. Всего на сети железных дорог дислоцируется 313 пожарных поездов, боевые расчеты которых осуществляют круглосуточное дежурство и всегда готовы к действиям по предназначению.

ФОТО1 (1)

Ликвидация природных пожаров в Карелии

В июле 2021 г. в Республике Карелия были задействованы все силы и средства для тушения пожаров – МЧС России, Министерства обороны, Министерства лесного хозяйства, Министерства транспорта в лице филиала ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской железной дороге – при ликвидации природного пожара.

Группировка из шести пожарных поездов станций Суоярви, Петрозаводск, Беломорск, Медвежья Гора, Кандалакша и Волховстрой Октябрьской железной дороги приняла участие в защите инфраструктуры железнодорожного транспорта от лесных пожаров и оказании помощи территориальным подразделениям пожарной охраны МЧС России по Республике Карелия.

Пожарные поезда принимали участие в ликвидации природных пожаров в пяти районах республики (Пряжинском, Суоярвском, Беломорском, Муезерском, Сегежском), где общая площадь пожаров составила более 365 тыс. кв. м. В тушении пожаров участвовали 110 работников пожарных поездов, проложено более 4800 м рукавных линий, израсходовано более 5,4 тыс. тонн воды. Смена боевых расчетов, которые прибывали со значительных расстояний (более 400 километров), проводилась непосредственно на месте работ.

За профессионализм и оперативность, проявленные при оказании помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации по тушению лесных пожаров на территории Карелии, 16 работников ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта были отмечены главой республики благодарственными письмами.

ПОЛУЧИТЕ ДОСТУП К ВИДЕОЗАПИСЯМ КОНФЕРЕНЦИЙ Сотни полезных идей и кейсов

Тушение пожара в Республике Мордовия и Нижегородской области

Еще одним из ярких примеров действий пожарных поездов является крупный пожар в Республике Мордовия и Нижегородской области, где по решению ГУ МЧС России по Нижегородской области в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) были задействованы пожарные поезда станций Красный Узел, Арзамас-2 и Нижний Новгород-Сортировочный Горьковской железной дороги для тушения пожара в Мордовском природном заповеднике и защиты железнодорожного пути в направлении г. Сарова.

20 августа 2021 г. боевым расчетом пожарного поезда станции Арзамас-2 при движении по горящему железнодорожному перегону в поселок Стеклянный в непосредственной близости от железнодорожного пути был обнаружен стоящий трактор. В ходе осмотра в кабине транспортного средства пожарные увидели тракториста, находящегося практически в бессознательном состоянии. Боевой расчет пожарного поезда доставил пострадавшего в вагон-насосную станцию, где ему была оказана первая медицинская помощь. По прибытии на место вызова пострадавшего передали в оперативный штаб ГУ МЧС России по Нижегородской области, где ему была оказана дальнейшая помощь.

В течение семи дней боевые действия по тушению пожара проводились в круглосуточном режиме. Тушение усложнялось высокой температурой воздуха (+30 °С) и сменой направления порывистого ветра.

Благодаря профессиональным и оперативным действиям боевых расчетов пожарных поездов удалось предотвратить повреждения инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Пожарно-профилактическая работа

Пожарно-профилактическая работа проводится пожарными инспекторами ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта. На стационарных объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта пожарную профилактику осуществляют более 290 пожарных инспекторов.

За 2021 г. пожарными инспекторами проведено более 167 тыс. пожарно-технических обследований стационарных объектов железнодорожного транспорта, по результатам которых выявлено свыше 250 тыс. нарушений требований пожарной безопасности. За грубые нарушения, влекущие за собой нежелательные последствия, руководителям объектов вручено более 8 тыс. предписаний о приостановке эксплуатации объектов, помещений, электрооборудования и участков электросети.

Аналогично проведено более 433 тыс. проверок противопожарного состояния подвижного состава, при которых выявлено свыше 88 тыс. нарушений требований пожарной безопасности. За грубые нарушения более 4,3 тыс. единиц подвижного состава отстранялось от движения. Особенно это характерно для тепловозов (1504 запрета), специальных вагонов и машин (1134 запрета) и электровозов (966 запретов).

ФОТО1 (2)

Форум "Технологии и безопасность" 2023 Узнайте, что запланировано!

Цифровизация пожарной системы железнодорожного транспорта

В ФГП ВО ЖДТ России создана интегрированная автоматизированная система мониторинга обстановки и пожарной безопасности (ИАС МОПБ), с помощью которой пожарные инспекторы имеют возможность вести мониторинг пожарной безопасности по каждому объекту, занесенному в данную базу, для контроля за своевременным устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности. На сегодня база включает в себя более 80 тыс. стационарных объектов и более 80 тыс. единиц подвижного состава.

Осенью 2021 г. на полигоне Октябрьской железной дороги был начат пилотный проект централизации технического обслуживания и ремонта систем пожарной автоматики. В рамках пилотного проекта была запущена Облачная цифровая платформа пожарной безопасности, в которой созданы цифровые копии зданий (цифровые двойники), содержащие в себе всю информацию, относящуюся к сфере противопожарной защиты этого объекта.

Цифровой двойник имеет несколько разделов:

  • общая информация о здании с его 3D-моделью;
  • инженерно-технические характеристики объекта;
  • интерактивный поэтажный план с отображением реального состояния каждого прибора в текущий момент времени;
  • состав систем пожарной автоматики на данном объекте с перечнем оборудования;
  • журнал событий с приемно-контрольных устройств;
  • график технического обслуживания;
  • раздел с документацией по соблюдению правил противопожарного режима.

Информация о состоянии систем пожарной автоматики передается на цифровую платформу с помощью системы удаленного мониторинга, которая построена на базе GSM-терминалов, подключаемых к приемно-контрольным приборам пожарной автоматики.

Информация, поступающая с этих терминалов, позволяет более объективно анализировать ситуацию на объекте, планировать необходимые мероприятия по обслуживанию пожарной автоматики и оперативно реагировать на тревожные события.

В ходе оснащения 15 объектов системами удаленного мониторинга все ключевые составляющие систем пожарной автоматики были оснащены специальными метками с технологией NFC (коммуникации ближнего поля), что позволило провести инвентаризацию оборудования систем пожарной автоматики, а также обеспечить контроль за проведением технического обслуживания. Это достигается за счет необходимости считывания этих меток при помощи специального программного обеспечения на мобильном телефоне при проведении технического обслуживания. По результатам на цифровой платформе отражаются данные о сроках проведения технического обслуживания, его полноте и проводивших работы лицах, что в целом дает возможность повысить прозрачность выполнения работ.

Фото предоставлены пресс-службой ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта".

Раздел ОПС, пожарная безопасность. Создавайте вместе с нами!

Темы:Пожарная безопасностьОПСТранспортная безопасностьКаталог "Пожарная безопасность"-2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...