Оценка уязвимости транспорта
Иван Тушко, 16/10/23
Статья посвящена одному из важнейших этапов обеспечения транспортной безопасности – оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, ее практической эффективности, поиску методов улучшения данного направления.
Данная деятельность, заключающаяся в определении степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства, имеет огромное значение для защиты транспорта и его стабильного функционирования.
Оценка уязвимости занимает крайне важное место в системе принимаемых мер по обеспечению безопасности объекта транспорта, так как невозможно осуществлять защиту территории без объективно проведенного анализа слабых мест.
Безопасность – цель номер один
Сегодня транспорт играет огромную роль в жизни любого современного человека и занимает особое место в развитии инфраструктуры города и целого государства. Так как транспортный комплекс крайне важен для экономической деятельности любого государства, то неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам противоправных действий, в том числе террористическим актам.
Обеспечение транспортной безопасности является важнейшей составляющей национальной безопасности, отражающей состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в транспортном комплексе. Именно поэтому реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (АНВ), так важна для развития страны.
Одной из таких мер является оценка уязвимости, в процессе проведения которой аккредитованные специализированные организации определяют степень защищенности конкретного объекта транспорта, конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности (территорию, где устанавливается особый режим допуска) и рекомендуют, какие меры необходимо предпринять для защиты выявленных уязвимых участков.
Свое место в системе
Оценка уязвимости занимает крайне важное место в системе принимаемых мер по обеспечению безопасности объекта транспорта, так как затруднительно осуществлять защиту территории без объективно проведенного анализа слабых мест. Вместе с тем без выявления уязвимостей невозможно прийти к пониманию, на что направить свою деятельность сотрудникам служб безопасности.
Если сгруппировать основные этапы защиты объекта транспорта, то они будут представлять собой следующую последовательность:
- категорирование;
- оценка уязвимости;
- разработка плана (на основе проведенной оценки уязвимости);
- реализация плана.
Этап проведения оценки уязвимости транспорта можно определить как основной и самый важный, поскольку первый этап (категорирование) подразумевает лишь сбор условной статистики по аналогичным объектам с последующим присвоением категории, а два других этапа (разработка плана и его реализация) напрямую зависят от качества проведенной оценки уязвимости. Обязанность проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры возложена как на перевозчиков, так и на организации, на балансе которых есть такие объекты.
К объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) относятся:
- Автомобильный транспорт: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, автовокзалы, автостанции.
- Железнодорожный транспорт и метрополитен: станции, вокзалы, мосты, путепроводы.
- Воздушный транспорт: аэропорты, аэродромы, топливно-заправочные комплексы, вышки ОРВД, фабрики бортового питания, грузовые и пассажирские терминалы.
- Морской и речной транспорт: морские терминалы, акватории морских портов, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности.
Из чего состоит оценка
Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 57119–2016 оценка уязвимости состоит из четырех этапов (рис. 1).
Рис. 1. Порядок проведения оценки уязвимости
Алгоритм работы регламентирован ст. 5 закона "О транспортной безопасности". Согласно требованиям нормативного акта предусматривается следующий порядок оценки уязвимости:
- Изучаются технологические характеристики элементов транспортной инфраструктуры, попадающих под проверку. Исследуется дислокация и то, как используется объект. В заключении приводится подробное описание изучаемых характеристик, определение границ безопасной зоны. Составляется также перечень критических замечаний к самой инфраструктуре.
- Исследуются возможные способы реализации АНВ в деятельность объектов транспортной сети. Составляется модель нарушителя, согласно которой нарушение нормального режима работы возможно при использовании данных о численности пассажиров и технических свойствах.
- Оценивается действующая на предприятии система административных мер, согласно которым осуществляется защита транспорта и инфраструктуры. В заключении приводится подробное описание рабочего регламента организации, а также соответствие мероприятий действующим требованиям законодателя.
- Составляется перечень рекомендаций по внедрению новых направлений, которые должны дополнить существующую систему мер по обеспечению безопасности действующей инфраструктуры.
Результаты проведенной оценки уязвимости ОТИ должны оформляться специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами. Отчет о проведенной оценке уязвимости ОТИ состоит из трех частей:
- аналитической части отчета;
- общей части отчета;
- заключительной части отчета.
За компетентными органами остается право отказать в ратификации результатов оценки. Решение об отказе должно быть мотивированным, о чем сообщается в письме организации с приложением второго экземпляра отчета.
Что содержится в описательной части
Результаты оценки уязвимости должны содержать подробные данные по следующим элементам инфраструктуры:
- по явным критическим элементам;
- по критическим элементам снабжающих систем, таких как водопровод, теплотрасса, электрические сети. В эту же категорию для проверки входят системы кондиционирования, канализации;
- по прилегающим к объектам инфраструктуры объектам;
- по каналам связи;
- по техническим средствам, предназначенным для проведения досмотра;
- по СКУД, системам видеонаблюдения и охранной сигнализации;
- по цифровым каналам связи.
В результатах проведения оценки уязвимости в обязательном порядке отражаются выводы относительно обследования пропускного режима, охраны объектов и практического применения действующих инструкций.
В акте приводится анализ готовности имеющейся материальной и технической базы для отражения внезапного нападения или предупреждения случаев несанкционированного вмешательства в нормальный рабочий режим (угроза террора).
В соответствии с действующим законодательством оценка уязвимости ОТИ может проводиться только специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, имеющими действующую аккредитацию, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Оценка уязвимости транспортного средства
Использование общественного транспорта – один из самых доступных способов путешествия. Даже владельцы личных машин порой предпочитают поездку на поезде или самолете, если речь идет о путешествиях на большие расстояния. Однако мало кто задумывается о безопасности таких средств перемещения и представляет, что может подвергнуться намеренной угрозе жизни. Для предотвращения и предупреждения причинения вреда извне выполняется регулярная оценка уязвимости автомобилей, зданий и сооружений, относящихся к транспортной инфраструктуре.
Оценка уязвимости транспортного средства – это мера, принятая Правительством РФ для предотвращения возможного неблагоприятного воздействия со стороны, защиты людей и перевозимого груза, обеспечения общей безопасности. Актуальность таких мероприятий неустанно растет, ведь один из факторов, угрожающих людям на дорогах, – это террористические акты.
Законом определен перечень вероятных опасностей. Среди них:
- взрыв;
- захват;
- размещение взрывчатки;
- блокирование;
- хищение.
Предметом враждебного вмешательства могут быть средства передвижения:
- автомобили, перевозящие грузы и пассажиров;
- самолеты;
- морские и речные суда;
- железнодорожный транспорт;
- поезда метро.
Для определения степени подверженности возможным угрозам и губительности их последствий перечисленные транспортные средства делятся на категории и вносятся в специальный реестр. Именно категорированный транспорт должен пройти оценку уязвимости, без которой запрещено его использование. Провести проверку уязвимости транспортного средства необходимо не позднее трех месяцев после регистрации в реестре категорированных объектов.
Установленные законом правила и сроки относятся как к автомобилям, так и к зданиям и сооружениям.
Возможные нюансы оценки уязвимости
Использование транспортных средств без проведения необходимых оценочных мероприятий, как и эксплуатация ОТИ без своевременной оценки уязвимости, влечет за собой:
- Наложение штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб. Если противоправное действие совершается повторно, штраф может быть увеличен до 10 тыс. руб. Если обвинитель докажет умысел при совершении действия – до 30 тыс. руб.
- Должностным лицам, привлекаемым за нарушение правил эксплуатации элементов транспортной инфраструктуры, придется раскошелиться на 30 тыс. руб., а при повторном нарушении штраф увеличивается до 50 тыс. руб.
При умышленном правонарушении можно попасть под арест до 10 дней или заплатить 100 тыс. руб. штрафа. - Ответственность для юридических лиц предусматривает наложение штрафа в максимальном размере до 500 тыс. руб. Более того, такие организации рискуют получить уведомление о приостановлении деятельности на период до 90 дней.
Для чего необходим этот документ по оценке уязвимости субъекту транспортной инфраструктуры, который занимается перевозками?
Прежде всего для того, чтобы обученные и аттестованные специалисты сторонней организации смогли объективно провести анализ обеспечения безопасности и выявить участки, требующие принятия соответствующих мер.
Далее на основании результатов оценки уязвимости должен быть разработан план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ), где будут содержаться порядки, инструкции и прочие документы, на основании которых предприятие будет осуществлять защиту.
Однако практика такова, что по ряду объективных и субъективных причин за период с 2011 по 2023 г. некоторые объекты транспорта так и не имеют утвержденных ПОТБ. А при его отсутствии именно результаты оценки уязвимости будут оставаться главным документом по безопасности.
Проблематика оценки уязвимости
К сожалению, сфера оценки уязвимости, начавшая свою активную деятельность в 2011 г., не лишена своей проблематики. Во-первых, это слабая систематизация. К примеру, большинство пассажиров не догадывается, что железнодорожный вокзал и железнодорожная станция являются разными категорированными объектами транспорта, для каждого из которых должны быть разработаны свои меры защиты. При том, что вокзал и станция являются смежными и имеют общие границы, оценку их уязвимости проводят разные специализированные организации.
Здесь и возникают противоречия в установлении КПП и границ зоны транспортной безопасности. Если такие противоречия возникают на одном виде транспорта, то что говорить, когда смежными являются объекты разных видов транспорта. К примеру, в том же Владивостоке морской и железнодорожный вокзалы расположены в непосредственной близости друг к другу.
Во-вторых, это недостаточная эффективность. Так называемая первая волна оценки уязвимости прошла с 2011 по 2016 г. После издания новых требований законодательства по транспортной безопасности с 2016 по 2020 г. прошла "вторая волна" оценки уязвимости. Ее особенностью было то, что, помимо технической исходной документации об ОТИ, специалисты дополнительно изучали отчет о проведенной первичной оценке уязвимости. Во многих случаях был выявлен тот факт, что никакие рекомендации и меры, которые указаны в первичной оценке уязвимости, за пять лет исполнены не были. Технические и инженерные сооружения так и не были установлены, организационные документы так и не были разработаны, работники так и не были обучены и т.п. С 2020 г. по настоящее время продолжается "третья волна".
В-третьих, шаблонность. Все перевозчики и специализированные организации поставлены в жесткие рамки законодательства по транспортной безопасности. Согласно приказу Минтранса России от 01.11.2021 г. № 370 "О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации" срок на разработку документа по оценке уязвимости не может превышать одного месяца. Соответственно, общий срок оценки уязвимости, включая обследование ОТИ и утверждение результатов оценки уязвимости в компетентном органе, не может превышать трех месяцев.
Естественно, когда большая часть этого времени уходит на договорные процедуры, а также согласование и утверждение документации, совсем не остается времени на детальное изучение особенностей каждого объекта. Отсюда вытекает низкое качество и шаблонность подготавливаемых документов по оценке уязвимости.
В-четвертых, низкая квалификация кадров. Причем касается это и сотрудников, проводящих оценку уязвимости, и работников СТИ, для которых она проводится. Направление транспортной безопасности еще не успело интегрироваться в учебные программы высших учебных заведений, сейчас этот процесс только начался. Обучение осуществляется лишь специализированными учебными центрами, и, несмотря на то, что законом установлена обязанность быть обученным и аттестованным работником при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, проходить данное обучение никто не торопится!
В специализированных организациях в связи с невысокой зарплатой наблюдается большая текучка кадров, а потому обучать стремятся лишь "проверенных" людей. У перевозчиков схожие причины. Получается, что оценку антитеррористической защищенности может проводить человек без опыта и соответствующего образования, не имеющий по закону даже права на такие действия, а проверку осуществляет работник, для которого транспортная безопасность вовсе не является основным видом деятельности. Надзорными органами, к сожалению, зачастую данный факт остается незамеченным.
Надежда на светлое будущее
Подняв на поверхность лишь некоторые проблемы в сфере оценки уязвимости объектов транспорта, не хотелось бы заканчивать на грустном и останавливаться на этом.
Как уже было сказано ранее, оценка уязвимости является крайне важным и эффективным этапом обеспечения безопасности. Благодаря многим обследованиям в ходе оценки уязвимости были выявлены слабые и критически значимые позиции, которые были усилены в дальнейшем.
Ярким примером может служить тот факт, что до 2011 г. любой железнодорожный, морской или автомобильный вокзал страны был во всех смыслах проходным двором. Аэропорты являлись исключением, так как в них и до 2011 г. меры обеспечения безопасности были на высоком уровне.
Раньше любой человек мог легко попасть в технологические помещения ОТИ и пронести с собой все что угодно без какого-либо досмотра.
Сегодня в основной массе транспортных объектов такое исключено, каждый объект поделен на три разных сектора: технологический сектор (служебные помещения), сектор свободного доступа (зал ожидания) и перевозочный сектор (места посадки/высадки).
На многих ОТИ сегодня установлены и функционируют современные инженерно-технические средства (видеонаблюдение, СКУД, сигнализация и т.д.). На входе в ОТИ все пассажиры подвергаются досмотру. И пусть тщательность досмотра на ж/д, авто- и морском вокзале отличается от аэропортов, с 2011 г. это помогло выявить огромное количество предметов и веществ, запрещенных для перевозки, и предотвратить не один противоправный акт. И значимость оценки уязвимости в этом крайне высока!
Развитие и детализация данного направления крайне важны для обеспечения безопасности пассажиров и транспортного комплекса, так как защита условного автовокзала имеет не меньшее значение, чем защита международного аэропорта.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: sro-tb.ru