Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Охранные системы и сигнализация на транспорте: виды, требования, сертификация

Иван Тушко, 09/06/22

Статья посвящена техническим системам и средствам сигнализации, без которых не обходится ни один категорированный объект транспортной инфраструктуры. Зачастую именно сигнализация первой "сообщает" о совершении акта незаконного вмешательства и запускает комплекс дальнейших мер. Постараемся разобраться в этих технических средствах, требованиях законодательства к их функциональным свойствам.

рис (8)Электробусы на параде в Москве

Транспорт – это важнейшая составляющая экономики нашей страны, а потому сертификация технических средств охраны и сигнализации на транспорте является незаменимым компонентом прочной системы его безопасности. Сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности – неотъемлемый элемент современной системы транспортной безопасности страны. Требования законодательства заставляют транспортные предприятия соответствовать высокому уровню технических характеристик, на постоянной основе следить за исправностью и работоспособностью применяемого на пассажирском транспорте оборудования, повышать качество проводимых мероприятий по безопасности за счет технического перевооружения.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Почему транспорт столь важен

Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство, транспорт занимает значимое место в экономике России: он доставляет изготовленную продукцию потребителям и тем самым завершает производственный процесс, обеспечивает мобильность населения. Продукцией транспорта является перемещение, и без его работы невозможно функционирование остальных отраслей экономики [1].

Транспорт нередко называют кровеносной системой городского организма, подчеркивая таким образом его важность и незаменимость для жизни общества. Во многом благодаря именно этому сектору экономики наша необъятная страна является единым целым. Очевидно, что транспорт выполнит свое предназначение только при условии, что будет безопасным [2].

Современные системы охраны

Современные средства обеспечения безопасности позволяют создавать полноценные комплексы, способные вовремя заметить инцидент, передать информацию о нем и даже предотвратить [3]. Общая цель систем безопасности – обеспечение высокого уровня защищенности материальных, финансовых, информационных и людских ресурсов от внутренних и внешних угроз [4].

Применение технических средств охраны – эффективная форма обеспечения безопасности объекта. Огромный выбор современной аппаратуры, вспомогательных конструкций и приспособлений, способных выявлять угрозы, создавать преграды на пути их распространения, позволяет подобрать оптимальное решение для каждого предприятия.

Охранные системы безопасности условно принято делить на две категории:

  • технические устройства, предназначенные для обнаружения;
  • технические средства, необходимые для противодействия.

Например, для обнаружения угроз используются передовые системы видеонаблюдения, комплексы охранной сигнализации с множеством различных датчиков. Средства противодействия решают практические задачи предупреждения несанкционированного доступа к охраняемым объектам и их отдельным зонам. К числу таких устройств относятся системы ограждения, бронированные двери, сейфовые комнаты, средства защиты от получения и передачи информации (несанкционированной видеосъемки, прослушки и т.п.).

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

Виды технических охранных систем

Главным рабочим элементом любой защитной конструкции является детектор обнаружения. В зависимости от его типа различают несколько видов технических охранных систем.

  1. Емкостные системы охраны периметра. Сигнал тревоги подается только в том случае, если злоумышленник коснулся чувствительного элемента или же начал быстро двигаться, побежал. Отличаются простотой настройки и эксплуатации, неприхотливостью к погодным условиям.
  2. Вибрационные системы защиты территории. В их основе лежит сенсорный кабель, при воздействии на который возникает звуковой сигнал. Он обрабатывается анализатором, входящим в конструкцию защитной системы. Поступающий к анализатору звук проходит обработку согласно значениям, заложенным программой. В случае выявления посторонних шумов система подает сигнал тревоги.
  3. Радиолучевые системы охраны. По периметру вверенной территории устанавливаются излучатель радиолучей и приемник, которые между собой формируют электромагнитное поле. При пересечении его злоумышленником частота колебаний нарушается, система формирует сигнал о проникновении и направляет его на охранный пульт. Монтаж радиолучевого оборудования возможен лишь на ровных поверхностях, на охраняемом участке должна отсутствовать растительность. В противном случае сигнал будет прерываться и искажаться, сформируются ложные сигналы тревоги.
  4. Радиоволновые системы охраны периметра. Принцип работы практически аналогичен предыдущей системе. Здесь точно так же формируется электромагнитное поле, только создается оно за счет параллельно расположенных проводников. При пересечении охраняемой границы периметра злоумышленник нарушает частоту колебаний защитного поля, поэтому устройство подает тревожный сигнал. Радиоволновые системы более неприхотливы в работе. Для их монтажа не требуются ровные поверхности.
  5. Инфракрасные системы безопасности. Защитное поле формируется при помощи инфракрасных лучей. При установке таких систем большое значение имеет возможность настройки. Параметры срабатывания задаются таким образом, чтобы охранная сигнализация не реагировала на животных и птиц.

Все указанные выше разновидности технических охранных систем с соответствующей сигнализацией могут применяться на объектах транспорта, по решению ответственных за транспортную безопасность лиц. Главными критериями при выборе являются финансовые возможности предприятия и особенности дислокации объекта.

Ко всем техническим системам предъявляются жесткие требования в отношении ресурсов надежности, производительности, работоспособности, быстродействия и определенных физико-механических свойств. Они особенно важны для оборудования, установленного вне зданий.

Технические средства обеспечения безопасности постоянно совершенствуются, расширяется сфера их применения, но без участия квалифицированного охранника при обеспечении безопасности объекта не обойтись. Эксперты рекомендуют использовать физическую охрану и технические средства в комплексе. Комбинированные решения отличаются многозадачностью, многофункциональностью и результативностью.

Комплексные охранные мероприятия обеспечивают обнаружение подавляющего большинства угроз, оперативное предупреждение о пересечении границ контролируемой зоны, эффективное противодействие.

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

рис (12)Периметровое ограждение с блоком управления

Сертификация технических средств охраны

Система сертификации однородной продукции создается для совокупности видов продукции, обладающей определенной общностью признаков, и формируется с учетом:

а) наличия аналогичной международной системы;
б) общности технических принципов устройства (способов функционирования) продукции;
в) общности назначения продукции и требований к ней;
г) общности методов испытаний;

д) общности области распространения [5].

Сертификат транспортной безопасности в соответствии с требованием постановления Правительства РФ № 969 оформляется на технические средства обеспечения транспортной безопасности (далее – ТС ОТБ).

Говоря проще, такой сертификат надо оформлять на оборудование систем безопасности (видеонаблюдение, сигнализация, замки, коммутаторы, рации...), если оно будет использоваться на объектах транспортной инфраструктуры – это вокзалы, аэропорты, станции, вагоны поездов, салоны общественного транспорта и т.д.

Перечень данного оборудования и объектов транспортной инфраструктуры, где оно должно устанавливаться, утвержден постановлением Правительства РФ № 969. Часто сертификат транспортной безопасности в разговорной речи называют именно по номеру этого постановления – "транспортный сертификат – 969".

Сертификат транспортной безопасности – национальный документ, действующий только в РФ. Соответственно, выдают его органы исполнительной власти РФ. Для каждой группы продукции есть свой уполномоченный орган:

  • ФСБ России – системы досмотра, интеллектуальное видеонаблюдение;
  • МВД России – видеонаблюдение, сигнализация, системы контроля доступа;
  • МЧС России – средства оповещения;
  • Россвязь – системы связи и передачи информации;
  • Минтранс России – системы сбора информации.

Для каждой группы продукции существуют и свои уникальные требования, также прописанные в постановлении № 969.

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>

рис (11)Радиолучевая система охраны периметра

Требования к функциональным свойствам технических систем и средств сигнализации

Постановлением Правительства РФ № 969 установлены следующие требования к функциональным свойствам технических систем и средств сигнализации:

  1. Функциональные характеристики технических систем и средств сигнализации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52435– 2005 "Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний" и ГОСТ Р 54455–2011 (МЭК 62599-1:2010) "Системы охранной сигнализации. Методы испытаний на устойчивость к внешним воздействующим факторам".
    Безусловно, появление новых требований международных стандартов IEC к техническим средствам охранной сигнализации и системам тревожной сигнализации уже учитывается при разработке национальных стандартов ГОСТ Р на средства обнаружения проникновения, системы централизованного наблюдения, на средства охранные телевизионные, средства контроля и управления доступом и системы передачи извещений в рамках функционирования ТК 234 [6].
  2. Технические системы и средства сигнализации обеспечивают возможность создания необходимого количества рубежей охраны и сигнализации о попытках либо фактах незаконного проникновения на охраняемый объект (в зону ограниченного доступа) или совершения противоправных действий в отношении охраняемого имущества, а именно:
    а) периметра территории охраняемого объекта;
    б) территории (выделенной зоны) внутри периметра охраняемого объекта; в) строительных конструкций зданий, строений и сооружений (стен, перекрытий);
    г) оконных и дверных конструкций зданий, строений и сооружений;
    д) внутреннего пространства зданий, строений и сооружений;
    е) средств безопасности хранения имущества (сейфов, шкафов).
  3. Технические системы и средства сигнализации должны обеспечивать возможность дистанционного контроля их работоспособности и выявления установки имитатора в линию связи.
  4. Технические системы сбора, обработки, отображения, документирования и хранения информации, поступающей от технических систем и средств сигнализации, должны обеспечивать:
    а) централизованную постановку и снятие с охраны канала сигнализации оператором по заявке уполномоченного пользователя;
    б) для каждого канала сигнализации следующие режимы:
    - контроль состояния выходных цепей средств сигнализации, соединительной линии, датчиков вскрытия и дистанционного контроля работоспособности;
    - режим исключения канала сигнализации из конфигурации системы охранной сигнализации;
    в) при информационной емкости более 16 источников (каналов сигнализации) – децентрализованную постановку и снятие с охраны канала сигнализации по командам уполномоченных пользователей с помощью удаленного пульта управления, оборудованного устройством ввода идентификационных признаков;
    г) отображение на графических планах охраняемого объекта информации о состоянии технических средств, размещаемых на рубежах охраны, и возможность управления ими, а также оперативное отображение регистрируемых сообщений;
    д) формирование сигналов тревоги в виде цветовой и звуковой индикации, а также отображение на графическом плане охраняемого объекта места, времени и причины возникновения ситуации;
    е) регистрацию и хранение всех событий, связанных с изменением состояния технических средств сигнализации, на срок не менее 6 месяцев;
    ж) коммутацию цепи электропитания средств сигнализации;
    з) управление параметрами средств сигнализации;
    и) автоматический переход в автономный режим при пропадании связи с управляющим компьютером с регистрацией извещений о тревоге (или неисправности) и автоматическую передачу извещений на управляющий компьютер при восстановлении связи;
    к) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства ТСР/IР;
    л) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.

рис (9)Радиолучевые системы охраны периметра

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Эффект от введения обязательных требований

В научной литературе, посвященной вопросам транспортной безопасности, справедливо отмечается, что деятельность по оказанию транспортных услуг – это предпринимательская деятельность и собственник/владелец объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства одной из главных своих задач считает получение прибыли. Обеспечение транспортной безопасности требует дополнительных затрат, которые увеличивают себестоимость оказания транспортной услуги, а следовательно уменьшают прибыль, получаемую собственником/владельцем объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, оказывающего данную услугу. Маловероятно, что эти предприниматели по собственной инициативе станут увеличивать расходы на обеспечение транспортной безопасности, в случае же возложения на них законом обязанности обеспечивать транспортную безопасность они будут стараться осуществить ее с минимальными затратами [7].

В Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим федеральным законом и иными федеральными законами [8].

Таким образом, можно отметить положительный эффект от введения обязательных требований по оснащению объектов транспорта сертифицированными ТС ОТБ, в том числе системами и средствами охранной сигнализации. При этом необходимо помнить о том, что каждая отдельно взятая система безопасности, будь то видеонаблюдение, сигнализация или физическая охрана, являются несостоятельными, если не применять их как единое целое, обеспечивая комплексную защиту территории.

Список литературы

1. Поваров Г.В., Селезнёва А.В. Роль транспорта в экономике России // Транспортное дело России. 2019. № 6. С. 286–287.
2. Рубцова М.В. Роль органов прокуратуры в обеспечении безопасности на транспорте // The Scientific Heritage. 2021. № 67. С. 36–40.
3. Данилова С.С. Охранно-пожарная сигнализация: монтаж, обслуживание, работа // StudNet. 2021. № 6. С. 637–642.
4. Степин Д.А., Фадеев Ю.И. Системы безопасности объекта – новая история и тенденции развития // Вестник Удмуртского университета. Серия "Экономика и право". 2012. № 3. С. 106–109.
5. Воронин В.М. Системы сертификации / Российское предпринимательство. 2002. С. 49–51.
6. Самышкина Е.В. Современное состояние международной стандартизации в области систем тревожной сигнализации и электронных систем безопасности / Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2015.
С. 48–53.
7. Александров А.Н., Гундаров А.В., Жукова П.Н. Транспортная безопасность: учебник БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина. 2017. С. 326.
8. Павлик М.Ю., Боричев К.В. Обеспечение антитеррористической безопасности на объектах транспорта в России и США (сравнительно-правовой анализ) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. №1 (81). С. 128–135.
 
Фото предоставлены автором
 
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие
 
Темы:Пожарная сигнализацияТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...