Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Ответственность за нарушения требований транспортной безопасности

Иван Тушко, 03/05/23

Любое нарушение транспортной безопасности влечет за собой административную и, в определенных случаях, уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством. В данной статье мы разберемся в видах ответственности как для физических, так и для юридических лиц. Главная цель данной статьи – выявить проблемные аспекты, требующие дополнительных мер со стороны государства и транспортного сообщества.

На страже транспорта

Транспортная безопасность плотно вошла в жизнь пассажиров и перевозчиков, являясь самостоятельным видом деятельности, направленной на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (АНВ).

За последние десятилетия на объектах транспорта произошло немало АНВ террористического характера в связи с тем, что транспортный комплекс всегда являлся привлекательной целью для террористических атак. Совершение террористических актов на общественном транспорте приводит к значительным жертвам среди населения, дестабилизации общественной жизни, а также способствует развитию чувства неуверенности граждан в собственной безопасности, что в конечном счете и является основной целью террористов.

Вместе с тем нельзя умалять тот факт, что система действующих мер по транспортной безопасности демонстрирует свою эффективность и уже послужила причиной предотвращения намного большего числа нарушений.

Фото 1-3Сотрудник Уральского филиала ФГУП "УВО Минтранса России"
 

Какая же ответственность предусмотрена действующим законодательством РФ за нарушения требований в области обеспечения транспортной безопасности для пассажиров и перевозчиков? И насколько установленные меры действенны с точки зрения предотвращения дальнейших негативных последствий?

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Обязанности пассажиров

Прежде чем рассматривать меры ответственности, обратимся к постановлению Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208, которое устанавливает требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта. Данные требования повсеместно размещены на информационных стендах станций, вокзалов и салонах автобусов и поездов. Именно они устанавливают ряд категоричных правил не только для пассажиров, но и для всех физических лиц, находящихся на транспортных объектах.

Важно отметить главное: неважно, являетесь вы пассажиром или провожающим, зашли на вокзал купить себе билет или кофе; если вы находитесь на объекте транспорта, то обязаны выполнять ряд требований по безопасности. Если вы нарушите какое-либо из предписанных правил, то действия охранников по вашему выдворению будут абсолютно законны, если, конечно, они не будут превышать свои полномочия.

Среди ограничений выделим обязанности:

а) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности согласно перечню документов, устанавливаемому Минтрансом России по согласованию с МВД России и ФСБ России;

б) выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей;

в) информировать силы обеспечения транспортной безопасности о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.

К запретам для пассажиров относятся следующие действия:

а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве;

б) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности;

в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без уведомления сил обеспечения транспортной безопасности и прохождения процедуры досмотра;

г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также действия, направленные на повреждение (хищение) элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, пассажиров и других лиц;

д) передавать сторонним лицам документы, предоставляющие право прохождения процедуры досмотра в особом порядке, для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности;

е) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов);

ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение АНВ в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;

з) использовать пиротехнические изделия без разрешения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве;

и) использовать маломерные самоходные и несамоходные суда (плавательные средства) на участках акваторий морских портов, используемых для посадки (высадки) пассажиров и (или) перевалки грузов повышенной опасности, определенных обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми Минтрансом России.

Ответственность пассажиров

При нарушении данных правил пассажир может быть привлечен как к административной, так и уголовной ответственности в зависимости от тяжести последствий (табл. 1). 

Таблица 1. Административная и уголовная ответственность за нарушения требований транспортной безопасности, предусмотренная для физических лиц

табл1-May-03-2023-05-13-13-4423-AM

С точки зрения практики уголовная ответственность применяется крайне редко, если речь не идет о судебной практике, касающейся совершенных преступлений террористического характера. Размер же административных штрафов достаточно невелик и не оказывает существенного влияния на снижение количества совершения правонарушений. Нарушитель может нарушить работу всего транспортного комплекса, что повлечет значительные финансовые издержки предприятия, а в итоге "отделаться" штрафом в размере 3 тыс. руб. 

Кроме этого, приказом Минтранса России № 227 от 23.07.2015 г. установлены правила проведения досмотровых мероприятий, за нарушение которых для физических лиц предусмотрена административная ответственность (ст. 11.15.1 КоАП РФ).

Первичное нарушение правил досмотра может быть наказано административным штрафом в размере от 3 до 5 тыс. руб. За повторное нарушение предусмотрено наказание в размере от 5 до 10 тыс. руб. Если же государственным органом по надзору (контролю) в сфере транспортной безопасности или судом будет доказан умысел в совершенном правонарушении, то административный штраф будет назначен в размере от 20 до 30 тыс. руб.

Ответственность должностных лиц

Важно отметить, что уголовная ответственность за неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности распространяется на всех физических лиц, то есть и на пассажиров, и на должностных лиц. Но прежде чем разбирать меры ответственности, нужно понять, кого можно отнести к должностным лицам.

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно прим. 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 г. № 305-АД17-1484, № А40-91243/2016).

Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложению дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При вынесении наказания за нарушение норм транспортной безопасности суд или надзорный орган будет рассматривать в первую очередь обязанности должностного лица и то, насколько обеспечение безопасности является его прямой обязанностью. 

Таблица 2. Административная ответственность для должностных лиц

табл2-May-03-2023-05-14-25-7371-AM

Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В профессиональном сообществе уже не первый год обсуждается то, что меры административной ответственности давно не соответствуют духу времени и не способны совершенствовать действующую систему транспортной безопасности ни со стороны пассажиров, ни со стороны должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые взаимодействуют в транспортном комплексе страны.

Размер штрафных санкций за нарушения транспортного законодательства в настоящее время незначителен и практически не оказывает влияния на регулирование деятельности предприятий.

Относится это ко всем субъектам – физическим и должностным лицам, а также применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. 

Таблица 3. Административная ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

табл3-2

Штрафы являются едиными для всех транспортных предприятий страны. Если штраф 50 тыс. руб. является значительной суммой для небольшого регионального перевозчика, то для крупных компаний в столичных городах это будет "каплей в море". А это создает условия для систематического и умышленного нарушения закона и повышения риска для пассажиров.

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Немного о главном

Принятые и ныне существующие меры административной и уголовной ответственности, призванные служить одним из главных регуляторов системы транспортной безопасности, выполняют свою функцию крайне слабо и способствуют добросовестному исполнению действующего законодательства всеми участниками процесса лишь отчасти.

Таким образом, очевидным выводом является потребность в дополнительных мерах со стороны государства и транспортного сообщества. Меры законодательной ответственности должны оказывать существенное влияние на все субъекты правоотношений, от пассажиров до сотрудников, выполняющих служебные задачи. Пожалуй, главной целью реализации данных мер является обеспечение принципа законности.

Принцип законности вполне обоснованно считается одним из наиболее важных и универсальных правовых принципов, имеющих существенное значение для всех отраслей. Его последовательное проведение в жизнь – непременное условие нормального функционирования всего государственного механизма, включающего в себя и транспортный комплекс.

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: rostov.mk.ru

Темы:Комплексная безопасностьТранспортная безопасностьБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...