Ожидаемые вызовы в автоматизации зданий и когнитивные здания
Владимир Максименко, 07/09/21
Развитие систем автоматизации зданий сопряжено с рядом проблем, которые приходится преодолевать по мере движения вперед. Это отражается в том числе в используемой терминологии, которая во многом была переводом с зарубежной с вытекающими отсюда последствиями.
Очень популярный в 2000-е гг. термин "интеллектуальное здание", будучи приблизительным переводом Intellectual Building, породил большое количество толкований и определений, практически превратившись в маркетинговый термин, близкий к вульгарному. Появившийся в 2002 г. комитет НП АВОК "Интеллектуальные здания и информационно-управляющие системы" дал свое определение и внес некоторую определенность в вопрос, выпустив адаптированный перевод международного стандарта ISO 16 484 "Системы автоматизации и управления зданиями". Сегодня во многих зарубежных решениях вновь стал использоваться термин Smart, в результате чего на нашем рынке появилась масса умных приборов и решений – от лампочек до городов. Вопрос официального толкования этого термина пока остается открытым.
Технологические, организационные вызовы и прочие барьеры
По мере активного проникновения ИТ-технологий и IoT в системы автоматизации зданий появляются новые вызовы. Так, по словам Петра Прокофьева1, при реализации современных проектов с использованием ИТ-технологий IoT-компании, реализующие эти проекты, должны быть готовы к технологическим и организационным вызовам и барьерам.
К технологическим вызовам можно отнести:
- дешевизну, надежность, эффективность и простоту установки датчиков;
- доступность и защищенность связной инфраструктуры;
- полную совместимость составляющих;
- использование новых методов обработки данных больших объемов, скорости и разнообразия;
- новые методы хранения больших массивов данных.
Барьеры включают в себя:
- привязку к одному поставщику, сетевые ограничения;
- риски переходного периода;
- юридические и регуляторные риски;
- риски, связанные с поставщиками;
- переносимость данных;
- функциональную совместимость;
- техническую компетентность;
- непрогнозируемую окупаемость;
- интеграцию с IT/OT;
- безопасность.
Среди организационных вызовов следует учитывать:
- наличие в компании стратегии использования предсказательной аналитики;
- выполненные проекты, использующие предсказательную аналитику;
- наличие в компании достаточной квалификации для использования предсказательной аналитики;
- наличие общей политики для сбора, хранения и последующей обработки данных;
- необходимость подготовки специалистов нового поколения для использования потенциала, заложенного в сборе и аналитике данных.
От сборки комплектующих к готовой услуге
Обратив внимание на недавнее прошлое, можно отметить интересную особенность: еще 20 лет назад мы покупали комплектующие и, собрав из них решение, получали в итоге требуемую услугу. Это касалось и домашнего ремонта, и управления инженерным оборудованием, а позже – удаленного управления.
Сегодня просматривается перспектива перехода к прямому получению необходимой услуги благодаря применению ИТ, IоT, облачных и когнитивных технологий. Технологии позволяют создать необходимую инфраструктуру, реализующую процессы, которые предшествуют формированию самой услуги.
Применение ИТ-технологий в инженерных системах
Что касается автоматизации зданий, то глобальные изменения, происходящие в последнее время, заметно влияют на строительную индустрию. В свою очередь, для большинства этих изменений процессы в зданиях являются существенным фактором (рис. 1).
Рис. 1. Причины необходимости улучшения качества зданий2
Таким образом, повышение качества зданий представляет собой весомый стимул для снижения расходов и повышения эффективности. Типичные расходы бизнеса на эти цели можно представить так: 1% – расходы на энергию, 9% – аренда и 90% – на персонал, среди которого можно выделить группы со специфическими требованиями, удовлетворение которых связано с качеством зданий3. С этой позиции представляют интерес следующие угрозы бизнесу:
- внутренняя конкуренция;
- приход ИТ-гигантов на новые рынки (внешние угрозы);
- стирание границ традиционно обособленных рынков, например транспорта и зданий;
- появление новых качеств, существенно меняющих рынок.
Этот процесс хорошо иллюстрирует диаграмма капитализации самых крупных компаний мира. Как видно из рис. 2, за 10 лет, с 2006 по 2016 гг., ИТ-компании убедительно обогнали компании нефтегазового сектора, и эта тенденция нарастает.
Рис. 2. Капитализация крупных компаний мира2
При этом следует ожидать применения в инженерных системах таких ИТ-технологий, как:
- Big Data (предиктивная аналитика и бизнес);
- IoT (доступ и BIM);
- умные вещи (здания);
- персонализация (ПО);
- автоматизация – люди и процессы;
- удаленный доступ (облачные решения);
- виртуализация;
- OTA-обновления;
- цифровые близнецы.
Использование таких технологий позволит компаниям обеспечить устойчивое развитие и оптимизацию бизнес-моделей.
Кому достанется победа?
В качестве вывода уместно привести слова из исследования компании Accenture: "Спрос на устройства следующего поколения, поддерживаемые Интернетом вещей (IoT), не растет достаточно быстро, чтобы компенсировать снижение в традиционных категориях. Цена, безопасность и простота использования остаются препятствиями на пути внедрения устройств и услуг Интернета вещей. Для большинства потребителей отсутствие убедительного ценностного предложения выражается в озабоченности ценообразованием. Безопасность больше не просто назойливая проблема, а главный барьер, поскольку потребители предпочитают отказываться от продуктов и услуг из соображений безопасности. И хотя прогресс был достигнут, проблемы с простотой использования и обслуживанием клиентов остаются препятствиями. Победителями станут те, кто сможет работать со своими партнерами по экосистеме над продвижением революционных инноваций, связывая людей с технологиями способами, отвечающими их наиболее фундаментальным потребностям"4.