Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Перевозка предметов и веществ. Что нужно знать

Иван Тушко, 05/10/22

С 23.07.2015 г. на территории России действует приказ Министерства транспорта РФ № 227, регулирующий правила проведения досмотровых мероприятий на всех видах транспорта. Данный приказ также определяет перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. Поскольку установленные запреты прямым образом касаются пассажиров, важно обратить внимание на факторы, вызывающие противоречия на практике их применения.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Когда мы путешествуем на транспорте, мы попадаем в особый мир с неизвестными топонимами, терминами и даже специфическими действиями. Для того чтобы чувствовать себя в поездке уверенно, нужно подготовиться и изучить много новой информации, в частности по ограничениям, связанным с правилами безопасности на транспорте.

Досмотровые мероприятия в аэропортуДосмотровые мероприятия в аэропорту

Зона транспортной безопасности

Любой объект транспорта, предназначенный для перевозки пассажиров (вокзал, станция, аэропорт), имеет установленную зону транспортной безопасности, попасть в которую можно только через досмотровые мероприятия.

Зона транспортной безопасности (ЗТБ) – это объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых, в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

Последние 15 лет требования по обеспечению безопасности на транспорте действуют повсеместно: заходя на станцию метро или автовокзал, мы проходим процедуру досмотра, хотя раньше такое происходило исключительно на воздушном транспорте.

Ограничения по провозу грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, становятся все большей проблемой для любого пассажира. И речь вовсе не о дальних междугородних авиаперевозках, а о любом пассажирском транспорте, являющемся повседневным средством передвижения многих людей.

В привычном понимании тотальный "чистый" досмотр является неотъемлемым атрибутом авиаперевозок, что сформировало в нас определенные привычки. Однако в последнее время транспортная безопасность интегрировалась в остальные виды транспорта.

Законодательство о транспортной безопасности определяет, что соблюдение транспортной безопасности – это выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Данное определение важно в том числе с точки зрения исполнения пассажирами установленных границ зоны транспортной безопасности объекта и правил в отношении перевозимых предметов и веществ.

Досмотровые мероприятия на автовокзалеДосмотровые мероприятия на автовокзале

Правила досмотра

Большинство вокзалов и станций нашей страны оснащены техническими средствами досмотра во входной зоне (стационарные и ручные металлодетекторы, рентгенотелевизионное оборудование и др.). Перевозчиками разработаны меры противодействия актам незаконного вмешательства при любой известной и распространенной потенциальной угрозе, сформированы или привлечены подразделения по обеспечению транспортной безопасности, имеющие ряд принципиальных отличий от ранее привлекаемых частных охранных организаций.

Это относится ко всем крупным пунктам посадки пассажиров как в мегаполисах, так и в самых мелких городах, согласно требованиям законодательства сформированным и усовершенствованным за последний десяток лет. За соблюдением установленных требований следят контрольно-надзорные компетентные органы, также обеспечивающие профилактику и контроль возможных нарушений.

Объекты досмотра на транспорте – это физические лица, а также транспортные средства, грузы, багаж, ручная кладь и личные вещи, находящиеся у физических лиц, а также иные материальные объекты живой или неживой природы.

Приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 г. № 227 утверждены Правила проведения досмотровых мероприятий (далее – Правила).

Главными мерами воздействия на пассажиров, установленными Правилами, являются:

  1. Досмотр. Мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть.
  2. Дополнительный досмотр. Мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (АНВ).
  3. Повторный досмотр. Мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ.
  4. Наблюдение и (или) собеседование. Мероприятия, направленные на выявление лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. Они проводятся в ходе досмотра.

Безопасность объектов с массовым пребыванием людей: обзор >>

Чистая и грязная зоны

Прежде всего следует помнить, что Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ), застройщиками ОТИ, а также иными лицами, находящимися на объекте. Иными словами, данные Правила носят обязательный характер исполнения не только для перевозчиков, но и для самих пассажиров. За их неисполнение для юридических и физических лиц КоАП РФ предусмотрены административные штрафы.

Наиболее детально досмотровые мероприятия осуществляются на воздушном транспорте, где существуют понятия "чистая зона" и "грязная зона". Грязная зона – это место в аэропорту, где пассажиры регистрируются, сдают багаж, встречают и провожают близких. Законодательно правильнее назвать эту зону сектором свободного доступа, куда возможен доступ всем людям (пассажирам, провожающим и любым другим гражданам), но с учетом прохождения процедуры досмотра через стационарный металлодетектор и, при наличии сумок, рентгенотелевизионную установку.

Проведение чистого предполетного досмотраПроведение "чистого" предполетного досмотра

Чистая зона – это специальная зона внутри аэропорта, которая находится после пунктов таможенного, паспортного и других контролей и предназначается только для авиапассажиров, сотрудников аэропорта и авиакомпаний. Она используется также для обслуживания транзитных пассажиров (в том числе граждан иностранных государств).

Для допуска в чистую зону пассажиры снова проходят досмотр, причем уже более тщательный и детальный. Важно отметить, что в аэропортах, помимо установленных требований по транспортной безопасности, действуют требования авиационной безопасности, включающие в себя правила международных правовых актов, что отличает меры безопасности на воздушном транспорте от остальных. На других же видах транспорта процедуры досмотра упрощены, а пассажир, как правило, подвергается досмотровым мероприятиям лишь единожды.

Правила проведения досмотровых мероприятий ссылаются на перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Данные перечни являются весьма подробными, они содержат большое количество предметов, которые нередко являются частью багажа пассажиров и, самое главное, отнесены ко всем видам транспорта без исключения! И вот тут возникает логичный вопрос: возможно ли предъявлять одинаковые требования к пассажирам в аэропорту, осуществляя с ними всем известный комплекс досмотровых мероприятий, и к пассажирам других видов транспорта?

Способ перевозки средств личной гигиены на воздушном транспортеСпособ перевозки средств личной гигиены на воздушном транспорте

Перечень запрещенного к перевозке оружия

В перечень запрещенного к перевозке оружия входит боевое оружие, его основные части, а также боеприпасы к такому оружию; оружие гражданское и служебное; оружие самообороны; огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолеты, револьверы, бесствольные устройства); газовые пистолеты и револьверы; механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами; электрошоковые устройства и искровые разрядники; спортивное оружие (огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное, пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж, холодное клинковое и метательное оружие); охотничье оружие; сигнальное оружие; оружие, производимое только для экспорта, отвечающее требованиям стран-импортеров; холодное оружие.

Условия и ограничения для провоза данных типов оружия устанавливает постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации". При выполнении установленных ограничений оружие все-таки может быть допущено к провозу вместе с его владельцем, если запретов не установлено иными нормативными актами. Однако именно эти перечни устанавливают дополнительные ограничения и запреты к перевозке.

Особое внимание на себя обращают входящие в перечень механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами. Здесь нередко возникают противоречия с точки зрения правоприменительной практики, ведь в категорию механических распылителей могут также входить медицинские препараты, так часто применяемые и перевозимые пассажирами. Электрошоковые устройства и перцовые баллончики также нередко являются неотъемлемым атрибутом городского человека.

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

Перечень запрещенных к перевозке взрывчатых веществ

Перечень запрещенных к перевозке взрывчатых веществ включает в себя пиротехнические средства, взрывчатые вещества; составные части взрывных устройств, снаряжение и прочие составные части взрывных устройств. Перечисленные элементы перечня также имеют более детализированную градацию. Любой заинтересованный пассажир может изучить полный состав перечней на любом вокзале или станции, так как их размещение в наглядном виде является обязательным требованием со стороны государства к перевозчикам.

Выявлять предметы и вещества из двух вышеупомянутых перечней призваны технические средства досмотра и сотрудники подразделений транспортной безопасности. При должной организации досмотровых мероприятий и оснащении объектов транспорта техническими средствами это представляется вполне выполнимой задачей даже в условиях городского пассажирского транспорта. Здесь подразумевается транспорт междугороднего и международного сообщения, для поездки на котором пассажиры проходят досмотр на крупных остановочных пунктах, поскольку проведение мер по качественному выявлению и предупреждению террористических актов на общественном внутригородском транспорте не представляется возможным ввиду пассажиропотока и особенностей перевозок. Исключением является метрополитен, где вопросам безопасности уделяют огромное внимание в силу привлекательности объектов для реализации террористических угроз.

Транспорт действительно считается одной из наиболее привлекательных целей для внешних угроз, так это места скопления огромного количества людей. Любое масштабное происшествие на транспорте способно нанести большой ущерб экономике и вызвать общественный резонанс. Реализация угрозы взрыва и прекращение функционирования объекта с нанесением ущерба здоровью персоналу, пассажирам и другим лицам является наиболее опасной, учитывая практику реализации подобных угроз на транспорте за последние годы.

Другие запрещенные к перевозке устройства

Переходя к третьему, заключительному списку запрещенных предметов и веществ – перечню других устройств – стоит упомянуть о серьезных проблемах по их выявлению на всех видах транспорта.

Данный перечень содержит предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты, предметы и вещества, содержащие опасные химические агенты, предметы и вещества, содержащие опасные биологические агенты, предметы, содержащие взрывчатые вещества, изделия, конструктивно сходные с оружием. Проведение мероприятий по обнаружению, распознаванию, идентификации большинства перечисленных веществ возможно только в лабораторных условиях, которыми не обладает ни один объект транспорта.

В состав предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты, помимо прочего, входят вирусы, вызывающие болезни, даже такие, как грипп и пневмония. В современных условиях пандемии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS – CoV-2, это приобретает особое значение.

Проведение лабораторных испытанийПроведение лабораторных испытаний

О том, как применять требования закона по выявлению веществ, входящих в данный перечень, нет ответа ни у одного транспортного предприятия страны. Остановить перевозочный процесс в угоду неукоснительному исполнению законодательства также не видится целесообразным решением.

Возьмем, к примеру, предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты, где указываются соединения и изделия с радиоактивными изотопами, источники альфа- и нейтронного излучения, источники бета-излучения, источники гамма- и тормозного излучений и т.д. и т.п. Как упоминалось выше, выявлять запрещенные предметы и вещества при досмотре должны сотрудники подразделений транспортной безопасности, применяя различные технические устройства, такие как металлодетекторы. Таким образом, категорически непонятно, какими методами работники безопасности на условном железнодорожном вокзале или станции метро должны выявить у пассажиров опасные радиоактивные агенты.

Единство системного и индивидуального подхода к обеспечению транспортной безопасности

Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта требует глубокого и многогранного анализа потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяет выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту1.

Существующие на сегодняшний день в России террористические угрозы на транспорте, в том числе на городском транспорте, побуждают федеральные и региональные органы исполнительной власти к системному подходу в обеспечении антитеррористических мер2.

Однако системный подход не везде и не во всем является верным. И если применение одних и тех же мер административной и уголовной ответственности за нарушения требований транспортной безопасности на всех видах транспорта является вполне допустимым, то использование одних и тех же вышеуказанных перечней запрещенных или ограниченных к перемещению предметов и веществ для всех видов транспорта некорректно.

Необходимо отметить важность индивидуального подхода к созданию и обеспечению процессов транспортной безопасности не только для каждого вида транспорта, но и для каждого типа объекта и транспортного средства, в зависимости от его технических и технологических характеристик. Создание типовых норм в области защиты объектов транспорта закрывает один пробел в правоприменительной практике, создавая при этом множество новых вопросов, возникающих как у транспортных структур, так и самих пассажиров.

1 Амельчаков И.Ф., Тычинин С.В., Карагодин А.В., Москаленко С.А. Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 6–10.
2 Шомахов М.К. К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32). С. 125–128.
 
Фото предоставлены автором
 
Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №5/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...