Статьи

Построение системы противопожарной автоматики в паркингах

Паркинги в многоквартирных домах – места с повышенной пожарной нагрузкой, что может привести к серьезным материальным и людским потерям. ГК "Самолет" на своих объектах застройки применяет ряд эффективных решений по противопожарной защите, направленных на спасение людей и материальных ресурсов.

Регистрация на онлайн-конференции для специалистов в области ИТ и безопасности

Все чаще в больших городах возникает проблема парковки личных автомобилей граждан и возникает необходимость строительства паркингов с большим количеством парковочных мест.
Компания-застройщик ГК "Самолет" в районах застройки многоквартирных жилых домов строит паркинги двух типов:

  • подземные паркинги, соединяемые с многосекционными домами;
  • надземные отдельно стоящие открытые паркинги.

Подземные и открытые надземные паркинги, помимо мест размещения личных автомобилей, могут быть оснащены рядом помещений с различающимися категориями пожарной и взрывопожарной опасности, а также с различными классами функциональной пожарной опасности:

  • парковочные места;
  • технические помещения (индивидуальные тепловые пункты, насосные, электрощитовые и ВРУ, вентиляционные камеры, помещения связи и т.д.);
  • пожарные посты или посты охраны;
  • кладовые;
  • помещения ритейла на первом этаже отдельно стоящего паркинга (магазины, автомойки, станции технического обслуживания и т.д.);
  • другие помещения вспомогательного назначения.

01 (1)-Dec-01-2025-12-47-02-7589-PM

01 (5)-Dec-01-2025-12-47-51-7075-PM

Рис. 1. Типы разрабатываемых паркингов в ГК "Самолет"

Для удобства эксплуатации современных автомобилей подземные и отдельно стоящие паркинги дополнительно оснащаются розетками для подключения зарядных устройств электромобилей.

В подземных и надземных паркингах сосредоточена различная пожарная нагрузка (пластиковые или содержащие ПВХ материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и т.п.) в достаточно большом количестве, возгорание которых может привести к серьезным материальным и людским потерям.

При разработке решений по противопожарной защите подземных и надземных паркингов инженеры-проектировщики ГК "Самолет" руководствуются действующими нормативно-техническим документами (федеральные законы, ГОСТы, своды правил, руководящие документы и т.д.), регламентирующими требования пожарной безопасности, с целью спасения людей и материальных ресурсов.

С целью разработки проектных решений в достаточном объеме для выполнения требований ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по подземным и надземным паркингам в ГК "Самолет" разрабатываются специальные технические условия (СТУ), на основании которых выполняется разработка проектной и рабочей документации.

Для обеспечения своевременной эвакуации людей и спасения материальных ценностей из подземных и надземных паркингов разрабатываются следующие основные системы противопожарной защиты, в соответствии с требованиями СП 484.1311500.2020, СП 485.1311500.2020, СП 486.1311500.2020:

  • система пожарной сигнализации (СПС);
  • система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
  • система автоматизации противодымной вентиляции;
  • система автоматизации автоматических установок пожаротушения (АУПТ);
  • взаимодействие с другими инженерными системами зданий.

В проектных решениях отражено размещение приборов приемно-контрольных систем пожарной автоматики в помещениях связи или на пожарном посту, при его наличии.

В случаях отсутствия в защищаемом паркинге пожарного поста выполняется передача тревожной информации по каналу связи Ethernet на автоматизированное рабочее место оператора диспетчерской службы.

Для передачи информации в систему диспетчеризации здания предусматривается сопряжение на релейном уровне системы пожарной автоматики со щитом АСУД.

01 (4)-Dec-01-2025-12-48-39-0863-PM

Рис. 2. Структура взаимодействия системы пожарной автоматики с другими инженерными системами здания

01 (3)-Dec-01-2025-12-49-07-9829-PM

Рис. 3. Система пожарной сигнализации (СПС)

В паркингах открытого и закрытого типа система пожарной сигнализации проектируется адресно-аналогового типа на оборудовании отечественного производства, где применяются адресные пожарные извещатели следующего типа:

  • извещатель пожарный тепловой точечный адресный;
  • извещатель пожарный пламени адресный; 
  • извещатель пожарный дымовой точечный адресный;
  • извещатель пожарный комбинированный теплодымовой точечный адресный;
  • извещатель пожарный ручной адресный;
  • устройство дистанционного пуска адресное;
  • извещатель пожарный тепловой адресный.

Размещение автоматических и ручных пожарных извещателей в проектных решениях ГК "Самолет" выполняется по следующим алгоритмам:

  • алгоритм "А", предусматривается только для ИПР;
  • алгоритм "В", предусматривается для автоматических пожарных извещателей при запуске системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) до 3-го типа;
  • алгоритм "С", предусматривается для автоматических пожарных извещателей при запуске СОУЭ 4-го типа и активации автоматических пожарных извещателей.

Для своевременной эвакуации людей из паркингов проектными решениями разрабатываются следующие типы оповещений, включаемые в общую систему пожарной автоматики:

  • 2-й тип СОУЭ (звуковое и световое оповещение) для открытых этажей надземных паркингов;
  • 3-й тип СОУЭ (речевое и световое оповещение) для оповещения закрытого первого этажа надземного паркинга;
  • 4-й тип СОУЭ (речевое и световое оповещение, двусторонняя связь зон эвакуации с пожарным постом) для оповещения подземного паркинга.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: обзор >>

Для защиты подземных паркингов предусматривается оснащение автоматической установкой водяного пожаротушения спринклерного типа. При этом система пожарной автоматики через подключаемые адресные метки контролирует состояние следующего оборудования:

  • сигнализаторов потока жидкости (СПЖ);
  • затворов с концевиками "открыто"/"закрыто";
  • узлов управления.

В случае если защищаемая площадь установками АУПТ составляет 40 и более процентов от площади этажа, то, согласно требованиям СП 486.1311500.2020, оснащаются также все помещения категории "В3" и выше автоматическими установками пожаротушения. В проектах ГК "Самолет" помещения связи и электротехнические помещения (ВРУ, ТП и электрощитовые) защищаются следующими типами пожаротушения:

  • аэрозольный тип пожаротушения для защиты электротехнических помещений;
  • газовый тип пожаротушения для защиты помещений связи.

Система пожарной автоматики выполняет управление и пуск автоматического пожаротушения в следующих режимах:

  • автоматический, от сработки автоматических пожарных извещателей адресного типа по алгоритму "С";
  • местный пуск, по сработке устройства дистанционного пуска, размещаемого снаружи защищаемого помещения;
  • дистанционный, по сработке с блока управления, размещаемого на пожарном посту.

Подземные и надземные паркинги оснащаются пожарными кранами системы внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ). Система пожарной автоматики выполняет функцию активации ВПВ путем сопряжения адресных меток с датчиками положения пожарного крана (ДППК). При открытии вентиля в пожарном шкафу система пожарной автоматики выдает пускающий релейный сигнал на шкаф управления насосной станции пожаротушения для пуска насосов и сигнал на шкаф управления задвижкой для ее включения.

С целью обеспечения своевременной эвакуации людей из защищаемых надземных и подземных паркингов предусматриваются проектные решения по автоматизации системы противодымной защиты (СПДЗ), в соответствии с разработанными специалистами по отоплению и вентиляции алгоритмами работы:

  • управление клапанами нормально-открытого и нормально-закрытого типа противодымной вентиляции с помощью адресных модулей управления;
  • управление вентиляторами противодымных систем от шкафов управления (с автоматическими выключателями без теплового расцепителя).

Система пожарной автоматики при возникновении пожара выполняет функцию отключения системы общеобменной вентиляции путем передачи релейных сигналов "Пожар" в шкафы управления системами общеобменной вентиляции, а также через адресные модули выполняется управление и контроль противопожарных клапанов нормально-открытого и нормально-закрытого типа.

Подземные и надземные паркинги оснащаются системами контроля и управления доступа (СКУД). Для разблокировки шлагбаумов и электрозапираемых дверных устройств предусматривается передача релейных сигналов "Пожар" от системы пожарной автоматики на контроллеры доступа для их последующей разблокировки. Происходит отпирание дверей, и стрелы шлагбаумов поднимаются вверх, обеспечив тем самым эвакуацию людей и автомобилей из защищаемых зданий.

ГК "Самолет" уделяет большое внимание пожарной безопасности при разработке тех или иных проектных решений, с целью снижения риска для жизни и здоровья людей, находящихся в защищаемых надземных и подземных паркингах.

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Иллюстрации предоставлены автором.

Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky 

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости