Статьи

Пожарные автомобили предприятий России

В рамках Международного салона "Комплексная безопасность – 2023" на территории КВЦ "Патриот" (Московская обл., г. Кубинка) было представлено большое количество продукции от производителей мобильной пожарной техники, в том числе производителей пожарных автомобилей.

эксперты-Mar-18-2025-04-42-08-7425-AM

Эта выставка неизменно вызывает повышенный интерес профессионалов, поскольку считается концептуальной: именно на ней многие ожидают увидеть новые инновационные решения в создании пожарно-технической продукции, а также революционные прорывы в технологии пожаротушения.

В последние годы отечественными предприятиями была предпринята попытка совершить прорыв в качественном уровне и технологии изготовления пожарных автомобилей (ПА) нового поколения, выпускаемых в нашей стране. Говорить о том, что в полной мере прорыв удался, пока преждевременно, хотя некоторые предпосылки для этого имеются. Анализ технических решений, уже реализованных в представленных на рынке инновационных типах и моделях ПА, позволяет оценить те тенденции, которые могут оказаться определяющими в развитии отечественного рынка пожарных автомобилей уже в ближайшей перспективе.

Пожары относятся к тем социальным явлениям, которые приносят моральный и материальный ущерб обществу, имеют большую социальную опасность. Борьба с пожарами стала общественной потребностью, поэтому роль пожарной охраны и ее технической оснащенности в предупреждении и тушении пожаров постоянно возрастает.

Между тем развитие общества ставит перед пожарной охраной все новые проблемы. Большое количество пожароопасных материалов, новые технологии производства и переработки продуктов создают опасность превращения любого возгорания в огромный пожар, имеющий катастрофические последствия по материальным убыткам и гибели людей.

В этих условиях перед пожарными ставятся новые, все более сложные задачи. Сегодня практически во всем мире пожарная охрана развивается в направлении многофункциональности трансформируясь при этом в пожарно-спасательную службу.

Ежегодно пожарная охрана получает из федерального бюджета средства на закупку оперативной техники, при этом основное внимание уделяется созданию и закупке новых видов пожарно-спасательной техники (ПСТ), развитию новых технологий тушения. Как следствие, появляются реальные возможности для структурной реконструкции (реструктуризации) парка ПА. Актуальность проблемы реструктуризации парка ПА очевидна. Она исходит из необходимости создания образцов ПА нового поколения, а также повышения эффективности эксплуатации техники, находящейся на вооружении в подразделениях.

На выставке было представлено большое число ПА различного назначения, разных типов и классов. Анализ их параметров и особенностей конструкции приведен ниже.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

ООО "Завод пожарных автомобилей "Спецавтотехника"

Предприятие впервые в России разработало и изготовило установки с системой тушения пожаров компрессионной пеной NATISK и комплектацией ими пожарных автоцистерн.

Специфической особенностью данной системы является то, что к очагу горения по рукавной линии подается компрессионная пена – огнетушащее вещество, полученное путем принудительного вспенивания сжатым воздухом раствора, состоящего из воды и небольшого количества пенообразователя.

Основными преимуществами применения этой системы по сравнению с традиционными системами подачи огнетушащих веществ являются:

  • сокращение количества воды, требуемой для тушения пожаров;
  • эффективность тушения (сокращение времени) по сравнению с обычной водой;
  • уменьшение ущерба от проливов;
  • экономия пенообразователя за счет возможности применения водных растворов с концентрацией от 0,3 до 1%;
  • увеличение эргономических показателей за счет снижения массы рабочей рукавной линии (на 90%);
  • возможность прокладки рукавных линий на большие расстояния и уменьшение диаметра рабочих рукавов за счет снижения гидравлических потерь.

На демонстрационной площадке выставки предприятие впервые показало пожарную автоцистерну АЦ-6,0-40/100 (5557 NEXT) с интегрированной системой компрессионной пены NATISK (рис. 1), у которой вместимость цистерны составляет 6 куб. м воды. На АЦ установлен насос с подачей 40 л/с и напором 100 м вод. ст.

1 (2)-Mar-18-2025-04-45-31-6885-AM

Рис. 1. Пожарная автоцистерна АЦ-6,0-40/100 на шасси "УРАЛ 5557 NEXT" (6х6)

Особенностями компоновки являются расположение всасывающих рукавов в зоне легкого доступа для боевого расчета (вдоль рамы шасси автомобиля) и расположение колонки с наружной поверхности правой части кузова под лестницей. Недостатком этой компоновки являются трудности ее эксплуатации, особенно в зимний период при отрицательной температуре и обледенении (обычно колонка располагается в закрытом отсеке кузова АЦ).

Еще одной новинкой завода стала пожарная автоцистерна АЦ-5,0-40 (43253) NATISK (рис. 2).

2 (2)-Mar-18-2025-04-46-39-2116-AM

Рис. 2. Пожарная автоцистерна АЦ-5,0-40 на шасси "КАМАЗ-43253" (4х2)

Предприятие также представило линейку установки с системой тушения пожаров компрессионной пеной NATISK: NATISK-12 BL, NATISK-35 BL и NATISK-100 BL.

ООО "ПРИОРИТЕТ"

ООО "ПРИОРИТЕТ" продемонстрировало пожарную автоцистерну с улучшенными ТТХ АЦ 3,2-40/4 (43265).

АЦ 3,2-40/4 изготовлена на шасси "КАМАЗ 43265" и предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета из шести человек, запаса воды 3200 л, запаса пенообразователя 198 л, ПТВ и оборудования. Производительность насоса НЦПК-40/100-4/400 ступени нормального давления 40 л/с (напор насоса 100 м), высокого давления 4 л/с (напор насоса не менее 400 м) (рис. 3).

3 (2)-Mar-18-2025-04-47-48-6117-AM

Рис. 3. Пожарная автоцистерна АЦ 3,2-40/4 на шасси "КАМАЗ-43253" (4х2)

ООО "ПРИОРИТЕТ" представило также (в проспектом виде) свою новейшую разработку – пожарную автоцистерну АЦ-6,0-10 (AMT N.V.), предназначенную для работы в сложных климатических условиях Крайнего Севера и Арктики. Для этого в конструкции шасси предусмотрены дополнительные защиты двигателя, узлов, агрегатов и элементов трансмиссии, усиленные элементы подвески, усиленные буксирные приспособления, специально подобраны передаточные числа КПП, РК, мостов, установлен комплект необходимых опций арктического исполнения "ХЛ" для безопасной эксплуатации при температурах от 45 до -60 °С. Смазочные материалы и антифриз в автомобиле применены с температурой кристаллизации ниже -60 °С. Вместимость цистерны для воды составляет 6 куб. м, вместимость бака для пенообразователя 1000 л.

Кабина позволяет размещать боевой расчет в количестве шести человек. АЦ оснащена пожарным насосом НЦПН-130/100 производительностью в номинальном режиме 130 л/с при напоре 100 м.

Образец пожарной автоцистерны АЦ-6,0-10 (AMT N.V.) (рис. 4) был впервые показан на Межведомственном опытно-исследовательском учении МЧС России "Безопасная Арктика – 2023" в апреле 2023 г.

4-Mar-18-2025-04-49-11-0947-AM

Рис. 4. Пожарная автоцистерна в северном исполнении АЦ-6,0-10 на специализированном шасси в северном исполнении AMT N.V. (6х6)

ООО "ЦЕНПиСТ"

Центр новой пожарной и специальной техники (ЦЕНПиСТ) из г. Туймазы, Республика Башкортостан, осуществляет проектирование, производство, монтаж, поставку пожарной техники и оборудования специального назначения для тушения затяжных пожаров на объектах нефтяной, химической и газовой промышленности. Кроме того, предприятие разрабатывает и производит насосные станции различного типа.

На выставке компания представила новую разработку – пожарную насосную станцию ПНС-100/110 на шасси "КАМАЗ 43502", оснащенную двумя насосами – основным НЦПН100/100 производительностью 100 л/с и погружным HSP 10000/5-200 заявленной производительностью 110 л/с. Забор воды может осуществляться погружным насосом в перекачку на основной. Такая схема позволяет забирать воду на удалении до 40 м от машины и с геометрической высоты всасывания до 15 м. Может также использоваться схема с забором воды сразу двумя насосами с суммарной подачей 210 л/с (рис. 5).

5-3

Рис. 5. Пожарная насосная станция ПНС-100/110 на шасси "КАМАЗ 43502"

Второй машиной, представленной ЦЕНПиСТ, был пожарный пеноподъемник ППП38-100 на шасси "КАМАЗ-65222". Автомобиль оснащен стрелой с высотой подъема устройств для подачи ОТВ до 38 м, баком для пенообразователя объемом 5 куб. м и стационарным насосом НЦПН-100/100 номинальной производительностью 100 л/с при напоре 100 м. На последнем колене с помощью быстросъемного соединения могут крепиться устройства для подачи ОТВ, такие как УКТП "Пурга-80", гребенка для ГПС-2000 или гидромонитор. ППП может также использоваться в качестве водоподъемной станции и ПНС. В этом случае на последнем колене закрепляется погружной насос, который опускается в воду. Вода по трубопроводам вдоль стрелы подается к основному насосу и далее по магистральным рукавам к месту пожара (рис. 6).

6-Mar-18-2025-04-51-49-0275-AM

Рис. 6. Пожарный пеноподъемник ППП-38-100 на шасси "КАМАЗ-65222"

НПО Машиностроения "СВАРОГ"

НПО Машиностроения "СВАРОГ" совместно с Ливенским заводом противопожарного машиностроения представили пожарную автоцистерну АЦ-7,0-150 на шасси "Урал 63701К" с автоматической установкой дозирования пенообразователя (АУДП).

Вместимость цистерны для воды составляет 7 куб. м, вместимость бака для пенообразователя 1000 л. АЦ оснащена пожарным насосом НЦПН-150/100 производительностью в номинальном режиме 150 л/с при напоре 100 м. Кабина производства компании "AVDАвтодизайн" позволяет размещать боевой расчет в количестве шести человек (рис. 7).

7-4

Рис. 7. Пожарная автоцистерна АЦ-7,0-150 на шасси "Урал 63701К"

АЦ-7,5-150 (63701К) изготовлена по техническому заданию ПАО "Транснефть".

SS_Security and Safety

АО "УралПОЖТЕХНИКА"

АО "УралПОЖТЕХНИКА" представило свою новую разработку для ПАО "Транснефть" – пожарную автоцистерну АЦ 4,0-70 на шасси "МАЗ 6302" производства Республики Беларусь. Вместимость цистерны для воды составляет 4 куб. м, вместимость бака для пенообразователя 240 л. АЦ оснащена пожарным насосом НЦПН-70/100 производительностью в номинальном режиме 70 л/с при напоре 100 м. Кабина позволяет размещать боевой расчет в количестве шести человек (рис. 8).

8-2

Рис. 8. Пожарная автоцистерна АЦ 4,0-70 (6302) на шасси "МАЗ 6302" производства Республики Беларусь

АО "УралПОЖТЕХНИКА" представило также обновленный аэродромный пожарный автомобиль АА-8,0/(30-60) (43118) с кабиной для личного состава производства компании "AVD-Автодизайн" (рис. 9).

9-3

Рис. 9. Аэродромный пожарный автомобиль АА-8,0/(30-60) на шасси "КАМАЗ 43118" (6х6)

Аэродромный пожарный автомобиль АА8,0/(30-60) предназначен для тушения пожаров и проведения спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропортов, а также доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, аварийно-спасательного оборудования и огнетушащих веществ, подачи воды или воздушно-механической пены через стационарные и ручные стволы, тушение пожара углекислым газом и покрытия взлетно-посадочной полосы воздушно-механической пеной.

ООО "Мега Драйв"

Пожарная автолестница АЛ-30 на шасси "Урал-NEXT" (4х4) представлена компанией "Мегадрайв" (рис. 10).

10-Mar-18-2025-04-56-18-0633-AM

Рис. 10. Пожарная автолестница АЛ-30 на шасси "Урал-NEXT" (4х4)

Пожарная автолестница АЛ-30 предназначена для:

  • доставки к месту пожара боевого расчета из трех человек (1 + 2), ПТВ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента;
  • проведения спасательных работ по эвакуации людей с высоты до 30 м;
  • подачи огнетушащих веществ на высоту до 30 м;
  • тушения пожаров в многоэтажных зданиях и сооружениях;
  • выполнения других вспомогательных операций.

Максимальная ширина опорного контура задних аутригеров по внешним краям опорных пластин 3,5 м, максимальная ширина опорного контура передних аутригеров по внешним краям опорных пластин 2,8 м, что позволяет использовать автолестницу в стесненных условиях при спасении людей, тушении пожаров и предотвращения чрезвычайных ситуаций в городской застройке.

Габариты АЛ являются минимальными в линейке продукции выпускаемых заводами – изготовителями пожарных автомобилей, а именно длина 9,4 м, ширина 2,5 м, высота 3,55 м.

Остановка поворота для укладки стрелы в транспортное положение при совмещении осей происходит автоматически, если нажата соответствующая кнопка, и управляется одним из рычагов управления.

Система управления опорного контура имеет автоматическое выставление и выравнивание опорного основания в горизонтальной плоскости, что позволяет экономить время при приведении автолестницы в рабочее положение, а также с большей точностью с ориентировать машину в горизонте. Эта же система позволяет автоматически переводить опорный контур в транспортное положение.

Ручное управление элементами опорного контура осуществляется с левой и правой панели, находящихся в задней части автолестницы. Органы управления, находящиеся на каждой панели, позволяют управлять левой и правой стороной опор по очереди, а также всеми опорами в автоматическом режиме.

Шасси "Урал 4320 NEXT" является "капотным", что позволяет производить обслуживание и ремонт автомобиля не поднимая кабины.

Возможно использование АЛ в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен, грузоподъемность в этом случае составит 1 т. Максимальная рабочая высота подъема составляет 30 м, максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы 160 кг, максимальный вылет с максимальной нагрузкой на вершине равен 16 м. Угол поворота стрелы при круговом вращении не ограничен. Микропроцессорная система управления АЛ обеспечивает безопасность эксплуатации, диагностику приборов и датчиков. Информация выводится на монитор.

ООО "ПК "Техинком-Центр"

Предприятие представило ряд своих новинок, одна из них – пожарная автоцистерна АЦ 6,0-40 (43118) мод. 53Б-ТВ. У АЦ просторная кабина на шесть человек для личного состава. Пожарная автоцистерна АЦ 6,0-40 на шасси "КАМАЗ-43118" предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, запаса воды 6000 л, пенообразователя (вместимость бака 360 л) и ПТВ.
Производительность насоса НЦПН-40/100 – 40 л/с при напоре 100 м (рис. 11).

11 (2)-1

Рис. 11. Пожарная автоцистерна АЦ 6,0-40 на шасси "КАМАЗ-43118" (6х6)

Еще одна новинка от ООО "ПК "ТехинкомЦентр" – пожарная автоцистерна с лестницей АЦЛ 3,0-40-24 (43118) мод. 72-ТВ.

Пожарная автоцистерна с лестницей АЦЛ 3,0-40-24 на шасси "КАМАЗ-43118" предназначена для тушения пожаров и проведения спасательных работ, в том числе на высоте до 24 м. АЦЛ оснащена двухрядной кабиной для личного состава, насосной установкой НЦПН-40/100 с подачей 40 л/с при напоре 100 м (по желанию заказчика на АЦЛ может быть установлен комбинированный насос НЦПК 50/100), на ней вывозится 3000 л воды и 180 л пенообразователя. Боевой расчет АЦЛ – шесть человек (1 + 5) (рис. 12).

12 (2)

12 (3)

Рис. 12. Пожарная автоцистерна с лестницей АЦЛ 3,0-40-24 (43118)

Отсеки кузова изготовлены из алюминия с применением клеевой технологии, обеспечивающей высокую коррозионную стойкость и долговечность кузова.

ООО "ПК "Техинком-Центр" также представило (в проспектном виде) свою разработку – автоцистерну пожарно-спасательную бронированную АПСБ 6,0-40-10 на шасси "КАМАЗ 63501" (8х8) боевой расчет 1 + 2.

АПСБ оборудована клином-отвалом, краном-манипулятором, системой видеонаблюдения.

АПСБ создана для ликвидации пожаров в особо сложных условиях, при террористических актах, в условиях поражения стрелковым оружием. Она может использоваться при проведении аварийно-спасательных работ в местах с повышенной опасностью, обеспечивая максимальную защиту личного состава. Автомобиль со всех сторон обшит противоосколочной броней. Особо важные агрегаты, такие как кабина, цистерна и насосный отсек, имеют пятый класс броневой защиты (рис. 13).

13-3

Рис. 13. Автоцистерна пожарно-спасательная бронированная АПСБ 6,0-40-10 на шасси "КАМАЗ 63501" (8х8)

Запас воды 6000 л, пенообразователя 400 л, производительность насоса НЦПН40/100 – 40 л/с при напоре 100 м, максимальная грузоподъемность крана-манипулятора при максимальном вылете – 900 кг.

АО "Великолукский завод Лесхозмаш"

На выставке завод представил свою разработку – пожарную автоцистерну АЦ 4,0-40 (43253), она может успешно выполнять задачи по ликвидации очагов возгорания в городских условиях и доставлять к месту пожара 4000 л воды и 240 л пенообразователя.

Двери отсеков для размещения ПТВ – "шторного" типа с барабанной системой намотки.
На АЦ 4,0-40 установлен пожарный одноступенчатый насос нормального давления НЦПН40/100 с подачей 40 л/с при напоре 100 м и со встроенной автоматической вакуумной системой водозаполнения. Управление работой насосной установки осуществляется из заднего (насосного) отсека.

Заключение

На выставке "Комплексная безопасность – 2023" российские предприятия представили ряд новых образцов пожарных автомобилей, в том числе и с расширенными функциональными свойствами, с использованием современного уровня производства, передовых технологий изготовления, дизайна и эргономики.

Средства тушения, применяемые на пожарных автомобилях нового поколения, остались традиционными: это вода в виде компактной или распыленной струи, пена различной кратности, порошок и их комбинация. Некоторые фирмы предлагают потребителям образцы пожарных автомобилей с установками для генерации компрессионной пены (типа НАТИСК).

В программу производства ряда предприятий включены насосно-рукавные автомобили многокомпонентного тушения. Получает дальнейшее развитие концепция создания пожарных автомобилей со съемной надстройкой для перекачки большого количества воды и для нормализации воздушно-газовой среды при тушении пожаров в помещениях большого замкнутого объема.

В числе технических новинок, представленных на выставке, – мультифункциональные пожарные автомобили, сочетающие функции тушения, аварийно-спасательных работ и спасания с высоты.

Многие российские предприятия – изготовители пожарных автомобилей реализовали инновационные технологии изготовления пожарной надстройки с использованием коррозионностойких материалов (нержавеющая сталь, алюминий, стеклопластик, полипропилен, полиэтилен высокого давления). Применение таких технологий позволяет снизить массу и повысить долговечность надстройки.

Совершенно очевидно, что необходима поставка регионам пожарных автомобилей более высокого качества при относительно умеренных ценовых параметрах, соответствующих реальной экономической ситуации в России.

Предлагаемые для поставки новые модели и модификации пожарных автомобилей целесообразно апробировать в регионах России (в подразделениях ГПС и на объектах).

Все пути совершенствования пожарных автомобилей по-своему важны, однако их осуществление возможно будет лишь в том случае, если будут соответствующие инвестиции в инновационную и производственную деятельность отечественных предприятий, занятых в сфере создания и производства пожарных автомобилей.

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"

Изображение от freepik

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

Читайте также статью "Пожарные автомобили нового поколения" >>

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.