Статьи

Пожарные поезда для предупреждения и тушения пожаров на ж/д транспорте

В настоящее время на железнодорожном транспорте в Российской Федерации создана и успешно функционирует система реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации, основу которой составляют пожарные поезда. В статье дается краткий обзор поездов, которые используются сегодня для предупреждения и тушения пожаров на железнодорожном транспорте.

Пожарный поезд – стратегически важная боевая единица при тушении пожаров в безводных районах, особенно там, где отсутствуют подъездные пути для территориальных подразделений пожарной охраны МЧС России. Благодаря тактико-техническим характеристикам пожарные поезда все чаще востребованы при тушении пожаров на топливно-энергетических комплексах страны и объектах Министерства обороны Российской Федерации.

Водяное пожаротушение. Особенности ТРВ >>

На сети железных дорог в режиме постоянной боевой готовности находятся 315 пожарных поездов, которые аттестованы в установленном порядке как аварийно-спасательные формирования и допущены к проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" пожарные поезда отнесены к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

01 (1)-May-07-2025-09-52-37-7187-AM

Роботизированный комплекс взрывопожаропредотвращения и химзащиты

В федеральном государственном предприятии "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП ВО ЖДТ России) с применением пожарных поездов осуществляется тушение пожаров, обеспечение пожарной безопасности при ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами и обеспечение жизнедеятельности на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта страны.

В рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций пожарные поезда ФГП ВО ЖДТ России участвуют в оказании помощи территориальным подразделениям пожарной охраны МЧС России, в том числе при тушении пожаров на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта.

С целью усиления группировки сил и средств функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период с 2023 по 2024 г. по решению руководства ОАО "РЖД" совместно с ФГП ВО ЖДТ России созданы и введены в эксплуатацию новые пожарные поезда на станциях Навля Московской железной дороги и Вышестеблиевская Северо-Кавказской железной дороги.

Для обеспечения пожарной безопасности транспортного перехода через Керченский пролив в ФГП ВО ЖДТ России приобретено инновационное оборудование: автономный пожарный модуль контейнерного типа АПМКТ-1 с УКТП "Пурга 150", автономный пожарный модуль контейнерного типа АПМКТ-2 "Зверь" и робототехнический комплекс взрывопожаропредотвращения и химзащиты (РКВХ) "Пурга". Установленное на железнодорожные платформы, данное инновационное оборудование поставлено в состав двух пожарных поездов и за счет тактико-технических характеристик решает широкий спектр задач при тушении пожаров и обеспечении пожарной безопасности при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

01 (5)-May-07-2025-09-52-37-6483-AM

Автономный пожарный модуль контейнерного типа

Управление оборудованием, в том числе робототехническим комплексом, проводится дистанционно, что позволяет значительно снизить степень риска причинения вреда здоровью и жизни пожарных, особенно при тушении крупномасштабных пожаров в случаях крушения железнодорожного подвижного состава с розливами горючих и легковоспламеняющихся жидкостей или объектов топливо-энергетических комплексов страны. Заложенные мощности установленного пожарного оборудования в пожарных поездах дают возможность подачи огнетушащих веществ на расстояние до 120 м.

В 2024 г. в  конгрессно-выставочном центре "Патриот" в Кубинке ФГП ВО ЖДТ России приняло участие в XV Международном салоне средств обеспечения безопасности "Комплексная безопасность – 2024", в рамках которого предприятием совместно с ОАО "РЖД", АО "ФПК" и НПО "СОПОТ" был представлен новый пожарный поезд и железнодорожная платформа с автономным пожарным модулем контейнерного типа АПМКТ-1 с УКТП "Пурга", автономным пожарным модулем АПМКТ-2 "Зверь" и робототехническим комплексом "Пурга". На международном салоне продемонстрирована практическая работа инновационного оборудования по тушению условного пожара в пассажирском вагоне и вагоне со взрывчатыми материалами.

По итогам демонстрации инновационного оборудования дана высокая оценка руководством МЧС России и представителями 46 иностранных государств – руководителями министерств и ведомств в области обеспечения пожарной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Дежурные караулы ведомственной охраны железнодорожного транспорта на высоком профессиональном уровне подготовлены и обучены для ведения боевых действий с огненной стихией.

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"

Изображение от wirestock на Freepik

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.