Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Применение риск-ориентированного подхода при обосновании проектных решений по вопросам ПБ

Александр Красавин, 13/09/22

В ходе выступления на Международном форуме "Технологии безопасности" Александр Красавин проанализировал ситуацию с развитием и применением риск-ориентированного подхода при обосновании проектных решений по вопросам пожарной безопасности. Эксперт отметил, что в данном направлении многое уже сделано, но ряд вопросов еще требует доработки.

рис1 (5)-3Доклад Александра Красавина вызвал большой интерес участников форума "Технологии безопасности" (2022 г.)

Широкое внедрение риск-ориентированного подхода позволит предусматривать при проектировании объектов наиболее оптимальные, эффективные и вместе с тем безопасные решения, но для этого требуется дальнейшее совершенствование законодательства в части обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства. Планируемые изменения в технические регламенты, своды правил, национальные стандарты во многом направлены именно на это.

В последнее время благодаря активной законотворческой работе Минстроя и МЧС значительно сократилось число требований, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ). Продолжается совершенствование законодательства, позволяющее более широко использовать гибкие механизмы обоснования принятых проектных решений.

В частности, в 2020 году принято постановление Правительства Российской Федерации № 1084 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска". С 1 января 2022 г. вступил в действие свод правил СП 505.1311500.2021 "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению". Данный свод правил устанавливает требования к оформлению отчета по результатам расчета оценки пожарного риска в соответствии с утвержденными методиками.

Сокращение числа обязательных требований привело к существенному снижению количества разрабатываемых специальных технических условий (далее – СТУ). В соответствии с приказом Минстроя России от 30 ноября 2020 г. № 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" на сегодняшний день отсутствует необходимость согласования СТУ в части обеспечения пожарной безопасности в Минстрое России за исключением случаев, когда имеются отступления от требований стандартов и сводов правил в области пожарной безопасности, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, что, несомненно, является значимым фактором снижения административных барьеров при прохождении экспертизы проектной документации, сокращения временных и финансовых издержек заказчика.

"Действующая сегодня нормативная правовая база предоставляет профессиональному сообществу достаточно широкие возможности по использованию риск-ориентированного подхода при разработке индивидуальных проектных решений и мероприятий, не вписывающихся в стандартные (регламентированные положениями стандартов и сводов правил) нормативные требования. Изменения, вносимые в Федеральный закон № 123-ФЗ, позволят использовать более широкий перечень исследований, испытаний и расчетов" – констатировал Александр Красавин. К примеру, важным и полезным изменением, которого ожидают специалисты, является включение стандартов организаций в доказательную базу, на которую возможно будет опираться при обосновании соответствия проектных решений требованиям пожарной безопасности.

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

"Развитие риск-ориентированного подхода, несомненно, способствует разработке и внедрению все большего количества различных расчетных методик, позволяющих в рамках параметрического метода нормирования обосновывать соответствие тех или иных нестандартных решений требованиям законодательства. Уже сегодня существует большое количество различных программных комплексов, с помощью которых специалисты выполняют расчеты пожарного риска, обосновывая предусматриваемые в проектах оригинальные и тем самым не вписывающиеся в нормативные объемно-планировочные решения по устройству эвакуационных путей и выходов. Крайне важным в этой ситуации является достоверность результатов расчетов, получаемых посредством использования соответствующих программных комплексов, поскольку этими расчетами обосновывается безопасность жизни и здоровья людей. Поэтому данный вопрос верификации и валидации программных комплексов, способствующих полномасштабному внедрению риск-ориентированного подхода, требует особого внимания", – уверен представитель Главгосэкспертизы России.

В настоящее время формой подтверждения соответствия разрабатываемого программного обеспечения является добровольная сертификация на основе требований ГОСТ 19781–90 "Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения", ГОСТ Р 8.654–2015 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения", ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119–2000 "Информационная технология (ИТ). Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование". Основу для верификации и валидации всех видов методов расчета, используемых в качестве инструментов для пожарно-технического анализа, обеспечивает ГОСТ Р 57639–2017 (ИСО 16730-1:2015) "Пожарно-технический анализ. Валидация и верификация методов расчета".

Однако ГОСТ Р 57639–2017 не включен в какие-либо перечни стандартов, на него отсутствуют ссылки в нормативных документах, поэтому выданные сертификаты о соответствии на прикладные программные средства в области обеспечения пожарной безопасности не декларируют выполнение его положений.

Соответственно, разработчики норм и стандартов для определения соответствия метода расчета сообразно его применению (в том числе технический комитет по стандартизации ТК 274), надзорные органы, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, не участвуют в процессе валидации и верификации (проверке способности разработанных расчетных программ воспроизводить достаточно точные прогнозы течения и последствий пожара, а также процесса эвакуации в каждом конкретном случае). В то же время на основании выполненных расчетов определяется необходимость и достаточность использования на объекте тех или иных систем обеспечения пожарной безопасности, подтверждается требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности, в связи с чем обоснованно встает вопрос о налаживании более прозрачного механизма сертификации программного обеспечения в области пожарной безопасности, в том числе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных учреждений.

Александр Красавин также подчеркнул, что использовать риск-ориентированный подход при отступлении от значительного числа требований нормативных технических документов, включенных в перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ, Федерального закона № 384-ФЗ, специалисты сегодня пока не могут.

В силу объективных обстоятельств проектные решения зачастую не удается вписать в типовые требования из-за ряда причин: специфики технологического процесса, исторической застройки территории, особенностей архитектурных, конструктивных, объемно-планировочных и технологических решений, территориального размещения, оснащенности пожарно-спасательных служб и т.д., при этом технические регламенты как раз декларируют возможности гибкого применения установленных в них условий, но необходимое для этого методическое обеспечение отсутствует.

Поэтому важно наряду с разработкой новых и актуализацией существующих сводов правил и национальных стандартов также разрабатывать соответствующие методики, позволяющие их использовать в качестве доказательной базы для подтверждения обоснованности и безопасности принимаемых в проектной документации решений. Имеющаяся база экспериментальных исследований и согласованных ранее в рамках СТУ проектных решений, отличающихся от типовых, также могут помочь в решении этой сложной и нетривиальной задачи.

Материал подготовлен пресс-службой Главгосэкспертизы России

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Темы:Пожарная безопасностьПожарная сигнализацияКаталог "Пожарная безопасность"
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...