Подписка
МЕНЮ
Подписка

Проблемы подготовки пилотов для управления БВС

Роман Образцов, 20/01/21

Беспилотные воздушные суда (БВС) внедряются в различные сферы деятельности человека значительно быстрее, чем ожидалось ранее, причем речь идет прежде всего о коммерческом использовании. Несколько лет назад нельзя было даже предположить, насколько широкое применение они получат в самых разных областях. Теперь уже производители вынуждены подстраиваться под постоянно растущий список возможных способов использования БВС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. № 576-р был утвержден план мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий (дорожной карты) Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет".

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте

Согласно пп. 25 и 26 дорожной карты, к сентябрю 2020 г. должны быть определены требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала беспилотных авиационных систем, а также порядок сертификации таких организаций, а к декабрю 2020 г. – определены требования к кандидату на получение свидетельства специалиста авиационного персонала, порядок проведения проверки кандидата на получение такого свидетельства, формы выдачи этого свидетельства, сроки и периодичность подготовки авиационного персонала беспилотных авиационных систем.

В настоящее время, когда БВС активно применяются в самых разных областях, все термины, широко используемые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), в российском законодательстве, остаются неизменными. В тексте данной статьи термин "внешний пилот" будет применяться и к специалисту по эксплуатации беспилотных авиационных систем, так как он осуществляет такие же функции пилота и несет ответственность за безопасное выполнение полета.

Главные цели дорожной карты – обеспечение регулярного кадрового прогноза, создание системы требований к трудовым ресурсам и их оценке, реализация образовательных программ и приведение образовательной системы на всех уровнях реализации образовательных программ в соответствие с актуальными и перспективными потребностями рынка труда

Кто может управлять дистанционно пилотируемыми авиационными системами?

Основной вид деятельности БВС – это авиационные работы (работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации), которые регулируются Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ВК РФ), приказом Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" и приказом Минтранса России от 23 декабря 2009 г. № 249 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации".

Юридические лица не могут получить сертификат эксплуатанта для осуществления авиационных работ, так как для получения этого сертификата к заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом копии сертификатов (свидетельств) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ. Этого же требует и Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам Doc 10019. Согласно п. 6.4.2. раздела 6.4 "Организация кадровой работы", эксплуатант должен обеспечить наличие у своих сотрудников надлежащей квалификации и компетенции для выполнения порученных ему задач и непосредственных обязанностей. Эти сотрудники должны обладать необходимым набором качеств и соответствующих знаний, умений и психологических установок, таких как:

a) теоретические знания ("знать");

b) практические умения ("знать, каким образом");

c) психологические установки, соизмеримые с масштабами их обязанностей в части, касающейся производства полетов ("быть готовым выполнить").

С 2017 г. произошло резкое увеличение количества нарушений, совершенных внешними пилотами, управляющими БВС (см. табл.).

Таблица. Количество нарушений, совершенных внешними пилотами, управляющими БВС

табл1

Как интеграция БВС в воздушное пространство влияет на подготовку специалистов

Применение в конце 1950-х и в 1960-х гг. в сфере разработки учебных планов методологий проектирования систем и системного подхода к подготовке авиаспециалистов привело к внедрению систематизированных программ подготовки, ориентированных на показатели эффективности. Однако из-за стремительного развития технологий, проектных решений и эксплуатационных концепций нужно решать проблемы безопасной и эффективной интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство, в котором уже функционирует регулируемая и хорошо развитая отрасль пилотируемой авиации.

В данной статье в общем виде излагаются принципы и процедуры, подлежащие использованию при разработке модели квалификационных требований, приводятся общие соображения, взгляды и выводы, которые должны приниматься во внимание при внедрении программ подготовки, включая взаимосвязь между квалификационными требованиями и решаемыми задачами. Формулируется перечень необходимых знаний, навыков и установок, приобретаемых слушателями для реализации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО.

Календарь мероприятий компании ГРОТЕК

Кто такой внешний пилот?

Согласно п. 1 приказа Министерства транспорта РФ от 4 августа 2015 г. № 240 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации", внешний пилот входит в состав летного состава гражданской авиации.

В соответствии со ст. 52 ВК РФ, "к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации".

Кроме того, ВК РФ устанавливает и основы правового статуса экипажа БВС. Так, согласно п. 1.1. ст. 56 ВК РФ, экипаж БВС "...состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец БВС назначает командиром такого воздушного судна". Особым образом устанавливаются основы правового статуса командира БВС, который, в соответствии с п. 2 ст. 57 ВК РФ, осуществляет руководство работой экипажа и отвечает за безопасное выполнение полета, а также, в соответствии со ст. 58.1 ВК РФ, обладает рядом прав, аналогичных правам командира воздушного судна, пилотируемого ВС, с учетом технических особенностей БВС.

фото001-1

Экипаж БВС состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец БВС назначает командиром воздушного судна

Требования к уровню знаний внешнего пилота

В соответствии с законодательством к обучению внешнего пилота должны предъявляться определенные требования, как и к обучению прочего авиационного персонала, но данные требования не отражены в приказе Минтранса России от 12 сентября 2008 г. № 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации". Таким образом, не установлено, какими знаниями, навыками и умениями должен обладать внешний пилот согласно Федеральным авиационным правилам.

В настоящее время имеется большое количество различных курсов подготовки внешних пилотов, осуществляющих свою деятельность без лицензии Минобрнауки или сертификата авиационного учебного центра.
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих подготовку специалистов гражданской авиации, ведущее место занимают:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который четко определяет основные понятия, являющиеся платформой, на которой должно строиться образование (образование, обучение, квалификация, образовательный стандарт);
  • приказ Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".

В соответствии со ст. 76 Федерального закона № 273 "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Согласно Руководству Doc 10019, кандидат на получение свидетельства внешнего пилота должен продемонстрировать уровень знаний, соответствующий правам, предоставляемым обладателю свидетельства внешнего пилота, и соответствующих виду беспилотного воздушного судна, который предполагается включить в свидетельство внешнего пилота, по крайней мере в следующих областях: воздушное право, общие знания по БВС, летные характеристики, планирование и загрузка, возможности человека, метеорология, навигация, эксплуатационные правила, основы полета, радиотелефония.

Новый вид авиации есть – программы обучения нет

В интервью газете "Транспорт России"1 6 июля 2017 г. министр транспорта РФ Максим Соколов (с мая 2012 г. по май 2018 г.) определил, что отраслевое образование должно занимать более активную позицию в вопросах обеспечения отрасли специалистами и научными разработками в областях технологического прорыва: "Сегодня уже никого не устраивают лекции, разработанные десятилетия назад. Необходимо с учетом требований реальной экономики ежегодно актуализировать содержание и технологии подготовки студентов. Профессиональная деятельность усложняется. Мы должны обеспечить вариативность образовательных программ, их настройку под потребности конкретных транспортных компаний. Широкое внедрение цифровых образовательных ресурсов даст возможность обеспечить уникальный профиль компетенций для каждого студента и аспиранта, а также обеспечить удобную систему профессионального роста действующих специалистов отрасли".

Генеральный директор Ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев 18 ноября 2019 г. в газете "Известия"2 напомнил, что для личного использования небольших дронов, до 30 кг, согласно действующему законодательству не требуется свидетельство внешнего пилота.

Однако для того, чтобы осуществлять авиационные работы (например, аэросъемку), необходимо получать сертификат эксплуатанта воздушного судна. Для этого нужно подтвердить квалификацию оператора, то есть нужен документ об обучении. Но по факту его никто выдать не может, потому что образовательных программ нет. Их утверждение на уровне Росавиации позволит готовить специалистов для обслуживания БВС и выдавать документы, которые признаются в качестве основания для разрешения авиаработ.

5 марта 2020 г. проблема подготовки внешних пилотов обсуждалась на круглом столе в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА), где начальник отдела летных стандартов Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Михаил Василенков отметил, что новый вид авиации уже активно применяется, его развитие происходит быстрыми темпами, но управляющие БВС люди до сих пор не имеют возможности пройти полноценное обучение и получить квалификационный документ.

Узнай, что будет в ближайшем номере журнала "Системы безопасности"

Подготовка типовых образовательных программ

Внешний пилот и пилот на борту воздушного судна несут равную ответственность за безопасный полет их воздушных судов и поэтому должны обладать достаточными знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, производственных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи.

Поэтому нужно определить, каким уровнем знаний должны обладать слушатели для освоения дополнительной профессиональной программы (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) и с чего начинать процесс обучения.

Необходимо по каждому разделу начинать с уяснения принципов формальной логики, системоанализа, взаимозависимости причин и следствий, человеческого фактора и т.д. Наиважнейшим является понимание аэродинамики, навигации, положений права, иерархии нормативно-правовых актов, функционирования госорганов, их взаимоотношения в системе законодательных, исполнительных, судебных, надзорных структур. 18 ноября 2019 г. в газете "Известия" генеральный директор Ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев отметил, что типовые образовательные программы для подготовки внешних пилотов БВС массой до 30 кг планируется представить на согласование в Росавиацию до конца 2019 г. Но до сих пор в образовательных организациях, осуществляющих обучение специалистов согласно перечням специалистов авиационного персонала (авиационный учебный центр – АУЦ), подготовка внешних пилотов не производится.

В случае утверждения типовых программ в Росавиации АУЦ должен пройти процедуру внесения изменений в сертификат АУЦ и приложение к сертификату АУЦ, как этого требует приказ Министерства транспорта РФ от 29 сентября 2015 г. № 289 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил".

"Практика применения БПЛА для мониторинга и охраны водных биоресурсов" читать статью >>>

Рекомендации для планирования учебного процесса

В воздушном законодательстве РФ и в части 147 Федеральных авиационных правил (ФАП147) отсутствуют требования к подготовке внешних пилотов. В этой связи в МГТУ ГА рассматриваются методы учебных процессов, в частности по направлениям подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее.

В рамках Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" специалисты МГТУ ГА исследуют новые дидактические приемы обучения в области использования воздушного пространства, аэродинамики безпилотных воздушных судов, аэронавигации, а также порядок организации и выполнения полетов БВС в сегрегированном воздушном пространстве, порядок проведения предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов и т.д.

Обязательность исполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов относительно условий реализации основных образовательных программ обусловлена тем, что образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают программы, которые включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

При разработке программы должны быть учтены:

  • внедренные стандарты и рекомендации ИКАО;
  • современное состояние, тенденции и перспективы развития науки и практики в гражданской авиации;
  • особенности профессиональной деятельности сотрудников юридических лиц, чья профессиональная деятельность соответствует должности членов летного экипажа;
  • состав, содержание и характер междисциплинарных связей изучаемых дисциплин;
  • имеющиеся технические средства обучения;
  • логическая упорядоченность информации, образующей содержание учебных дисциплин.

Слушателями программы могут быть лица, соответствующие требованиям приказа Минтруда России от 05.07.2018 г. № 447н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее", возрастом старше 18 лет:

  • имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Положения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 499 г.: "Данная категория лиц имеет высшее или среднее профессиональное авиационное образование, и им нужно повысить их квалификацию в части выполнения полетов с помощью БВС, так как они не имеют практических и теоретических навыков: персонал юридических лиц и физические лица, имеющие высшее образование, осуществляющие функции специалиста по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, более одного года.

Эта категория лиц уже выполняет полеты для средств массовой информации, съемки разных развлекательных мероприятий для физических лиц, работает на рынке более одного года, имеет практические навыки полетов и минимум теоретических знаний по организации выполнения полетов и уже начинает выполнять более серьезные авиационные работы: авиационные специалисты гражданской, государственной и экспериментальной авиации (летчики, штурманы, диспетчеры, руководители полетов, бортрадисты, борттехники, бортмеханики, бортоператоры, инженерно-технический персонал, офицеры боевого управления).

Данный персонал разных видов авиации (гражданской, государственной и экспериментальной) имеет профессиональную подготовку, осуществляет деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и по каким-либо причинам (увольнение, сокращение, отсутствие нужной вакансии, ухудшение требуемого состояния здоровья при обязательном медицинском освидетельствовании) желает получить дополнительное профессиональное образование и продолжить карьеру в авиационной отрасли".

Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов, в своей статье от 22.01.2020 г. "Поиграли во внешних пилотов" отметил, что "использование профессиональных знаний бывших пилотов и диспетчеров позволит сделать небо более безопасным", и предложил обратиться к министру труда для участия в программе переобучения предпенсионеров и пенсионеров (пилотов и диспетчеров) на внешних пилотов беспилотных воздушных судов.
 
Цель подготовки – дать слушателям систематизированные знания и сформировать практические навыки, необходимые для осуществления летной эксплуатации БВС.
 

Положение о свидетельстве внешнего пилота

Как уже было отмечено, на данный момент в воздушном законодательстве РФ отсутствуют требования к внешним пилотам. Они не прописаны в ФАП-147, а также не созданы отдельные законодательные акты с требованиями к внешним пилотам, как, например, к диспетчерам УВД (приказ Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам"). А ведь диспетчеры управления воздушным движением тоже являются авиационным персоналом, и к ним также отсутствуют требования в ФАП-147.

Группой экспертов ИКАО было разработано и утверждено Положение о свидетельстве внешнего пилота (Приложение 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу", изд. 12, июль 2018 г.), которое содержит стандарты и рекомендуемую практику, принятые ИКАО в качестве минимальных стандартов выдачи свидетельств авиационному персоналу, и может использоваться в добровольном порядке с ноября 2022 г.
 
фото002-1
 
Утверждение образовательных программ на уровне Росавиации позволит решить проблему подготовки операторов БВС
 
При составлении программ должно быть обращено внимание на внедрение стандартов, рекомендации и опыт Международной организации гражданской авиации, в частности на Руководство Doc 10019. Некоторые требования к авиационному персоналу были взяты из ФАП-147.
 
Согласно Руководству Doc 10019, программа подготовки должна позволять внешнему пилоту получать и поддерживать квалификацию, необходимую для выполнения порученных должностных обязанностей с точки зрения знаний, умений и психологических установок.

Слушатель при обучении должен продемонстрировать уровень знаний, соответствующий правам, предоставляемым обладателю свидетельства, виду БВС, который предлагается включить в свидетельство, и пройти подготовку в следующих областях: воздушное право, общие знания по БВС, летные характеристики, планирование и загрузка, возможности человека, метеорология, навигация, эксплуатационные правила, основы полета, радиотелефония.

В институтах гражданской авиации существуют специализированные кафедры, где рассматриваются методы оптимизации учебных процессов, в частности по направлениям подготовки внешнего пилота и специалиста по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее.
 
Тесты оборудования. Исследования, рейтинги, экспертиза
 

Обучение конкретным навыкам

Разрабатывается подход для организации учебного процесса, обеспечивающего повышение гибкости образовательных траекторий. При этом достижение стратегических целей предполагает решение задачи модернизации образовательной деятельности, включающей в себя реализацию новых профилей подготовки, разработку новых образовательных форм, подходов (а именно организацию полетов и подготовку инструктора).
 
Слушатель должен пройти подготовку с двойным управлением под руководством инструктора. Инструктор должен обеспечить приобретение слушателем опыта в следующих областях:
 
  • распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок, предполетная подготовка, включая осмотр и обслуживание БВС, проверка средств связи и функций управления, загрузка и проверка информации, связанной с планированием полета;
  • при необходимости – получение диспетчерских разрешений органов УВД, аэродромное наземное движение и полеты по схемам движения;
  • при необходимости – методы и меры предупреждения столкновений на земле и в воздухе, обслуживание средствами связи;
  • при необходимости – управление БВС с помощью визуальных ориентиров (если БВС не обеспечивает возможность выполнения маневров с использованием визуальных ориентиров, вывод из режима полета на критически низких воздушных скоростях, полета с большими вертикальными скоростями снижения).

В случае БВС-самолетов – предупреждение входа в штопор, вывод из необычного пространственного положения с использованием пилотажных приборов или системы камер, взлеты и посадки в нормальных условиях или при боковом ветре, правила навигации с использованием всех имеющихся средств, включая изменение пункта назначения или внесение в полете изменений в предусмотренную планом пролета программу в связи с потерей линии С2, идентификация опасных метеорологических условий и процедуры предупреждения попадания в них, порядок действий и выполнение маневров в нештатных и аварийных ситуациях, включая имитацию отказа двигателей воздушных судов и отказа электрооборудования, отказа программного обеспечения, потерю линии С2, отказы и неисправности, отказ средств связи.

В случае БВС-вертолетов – порядок действий в нештатных и аварийных ситуациях, режим авторотации, срыв потока на отступающей лопасти несущего винта, режим проваливания при работающем двигателе в результате низкого числа оборотов несущего винта, вынужденные посадки, выполнение операций на площадках с уклоном, взлет с коротким разбегом, заход на посадку по крутой траектории, посадка и взлет с разбегом, соблюдение установленных для воздушного пространства ограничений в горизонтальной и вертикальной плоскостях, выполнение указаний и правил служб УВД.

Висение-руление и развороты, переход от режима висения к выполнению горизонтального полета и с режима горизонтального полета к режиму висения, а также выполнение ночных полетов, которые требуют иных умений и знаний в других областях.

Чередование лекций и практических занятий позволяет комплексно рассматривать изучаемый материал и его практическое применение.

Знание воздушного законодательства

При создании программы следует обратить особое внимание на раздел "Общие сведения о воздушном законодательстве РФ", а именно на изучение таких тем, как структура воздушного законодательства, ключевые нормативные акты и область их применения, международное воздушное право, руководящие документы, воздушное законодательство и нормативно-правовое регулирование в ГА при авиационных работах и коммерческих перевозках с использованием БВС, нормативные документы, регламентирующие производство полетов в ГА РФ.

В условиях активного развития беспилотной авиации и интеграции России в мировое экономическое сообщество специалист должен хорошо владеть знаниями воздушного законодательства и эффективно его использовать в профессиональной деятельности.

Согласно статистике, плохое или недостаточное знание специалистами воздушного законодательства является одной из причин нарушений, приводящих к административной ответственности, и влияет на безопасность полетов.

Документы ИКАО требуют от специалиста гражданской авиации овладения необходимым уровнем знаний в области воздушного права.
При обучении должен делаться акцент на правовом регулировании деятельности при выполнении авиационных работ.

фото003

Из-за стремительного развития технологий, проектных решений и эксплуатационных концепций нужно решать проблемы безопасной и эффективной интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство, в котором уже функционирует регулируемая и хорошо развитая отрасль пилотируемой авиации

Подготовка кандидатов в инструкторы

Нужно обратить внимание на подготовку инструктора, который будет обучать управлению беспилотных воздушных судов. На данный момент официально в гражданской авиации отсутствует внешний пилот-инструктор. В государственной и экспериментальной авиации эту проблему решили и утвердили ведомственными приказами собственную программу обучения инструкторов.

Если идти по пути международного развития гражданской авиации, то стоит взять за основу документы ИКАО, из которых следует, что кандидат в инструкторы должен:

  • обладать свидетельством внешнего пилота с соответствующими квалификационными отметками о виде, классе и типе, в отношении которых запрашивается право на проведение обучения;
  • иметь достаточную подготовку и опыт для достижения необходимого уровня квалификации при выполнении всех предписанных задач, маневров, полетов и реализации принципов и методов подготовки персонала;
  • иметь право на выполнение функций внешнего пилота при проведении подготовки персонала беспилотного воздушного судна.

На инструкторов возложена функция проведения оценки, проверок и опробования методик подготовки персонала по соответствующему виду и типу беспилотного воздушного судна для подтверждения соблюдения всех необходимых стандартов.

При отборе подходящих кандидатов для выполнения функций инструкторов предлагается рассматривать лиц, имеющих летное образование в любом виде авиации с инструкторским допуском, так как данные специалисты уже имеют опыт инструкторской работы.

Кандидат должен пройти программу подготовки с дополнительным разделом "Подготовка для допуска к инструкторской работе" и следующими темами: методика практического обучения, организация и планирование процесса обучения, оценка успеваемости слушателей по предметам, по которым осуществляется наземная подготовка, процесс усвоения материала, элементы эффективного обучения, оценка и проверки уровня знаний слушателей, разработка программы подготовки, планирование урока, методики аудиторного обучения, использования учебных средств, проведение анализа и исправление ошибок учащихся, возможности человека применительно к летной подготовке и принципы контроля факторов угрозы и ошибок.

После завершения необходимой подготовки рекомендацию о проведении проверки умений кандидата должны давать уполномоченный инструктор или утвержденная учебная организация, ответственная за подготовку. Тем самым для присвоения первого допуска к деятельности инструктора нужно коллегиальное решение с привлечением лиц преподавательского состава и должностных лиц юридических организаций, эксплуатирующих БВС и имеющих большой опыт использования БВС при авиационных работах.

Сотрудничество в сфере организации учебного процесса

При рассмотрении вопросов применения программы следует отметить, что наиболее рациональным подходом к организации учебного процесса является получение и изучение данных от лиц, выполняющих авиационные работы с помощью БВС, органов государственной власти, выполняющих регулирование данного процесса, и лиц, занимающихся производством БВС. Проблемы поиска и получения информации заслуживают самого серьезного внимания в связи со спецификой и новизной данного процесса обучения. Программа обучения поможет прогнозировать и решать задачи по предотвращению авиационных происшествий, определять причины нарушений как в работе внешних пилотов, так и в целом в отрасли.

Использование материалов расследований авиационных событий позволит слушателям не допускать нарушений и соблюдать воздушное законодательство, а также принимать юридически обоснованные решения в соответствии с действующим законодательством.

Образование становится непрерывным процессом, а преподаватель – проводником на платформе образования. Поэтому применение программы обучения позволит преподавателям разрабатывать самостоятельные, научно обоснованные, творческие методы преподавания, а слушателям – успешно усваивать весь массив знаний, получаемых в учебных заведениях, и уверенно их применять в дальнейшей практической деятельности.

Роман Образцов

 

 

 

 

Роман Образцов
Начальник отдела надзора в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Владимир Цыбаев-1

Владимир Цыбаев
И.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

1 https://www.mintrans.ru/press-center/interviews/431  

2 https://iz.ru/935691/aleksandr-volobuev/nauchnyi-podlet-v -rossii-nachnut-gotovit-pilotov -legkikh-dronov

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №6/2020

Темы:БПЛАЖурнал "Системы безопасности" №6/2020Беспилотные воздушные суда

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2021
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
ПРОЕКТ «СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Комментарии

More...