Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 25 июня. Инженерная инфраструктура ЦОД: системы охлаждения и гарантированного  и бесперебойного электроснабжения 26 июня. Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности,  нефтегазового сектора и электроэнергетики 28 июня. Комплексный подход к кибербезопасности. Защита АСУ ТП. Безопасность  КИИ   Регистрируйтесь и участвуйте!

Противодействие вызовам гибридной войны. Анализ практики обеспечения безопасности на транспортно-пересадочных узлах

Николай Махутов, 11/02/20

Комиссия РАН по техногенной безопасности совместно с Академией военных наук провела анализ воздействия природных, техногенных факторов и актов незаконного вмешательства на транспортно-пересадочные узлы, в ходе которого выявлены новые виды угроз, реализуемые в ходе гибридных войн, и определены пути повышения эффективности обеспечения безопасности транспортно-пересадочных узлов.

Основными чертами XXI века является нарастание и распространение новых форм противоборства между Россией и США. Гибридная война против России и ее союзников в настоящее время приняла ожесточенную форму. В результате изменения баланса военных и невоенных видов борьбы на современном этапе гибридная война фактически становится новой формой межгосударственного противоборства.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Расстановка приоритетов

Появление новых изощренных форм агрессии обусловливает необходимость заблаговременного создания механизмов нейтрализации негативного влияния внешних вмешательств и внутренних экстремистских действий. Вопросы противодействия гибридной войне как новой форме межгосударственного противостояния должны быть выделены в качестве одного из приоритетных направлений научно-технических исследований.

Проблемы развития транспортной системы России с позиции обеспечения национальной безопасности целесообразно оценивать через призму соблюдения стратегических национальных приоритетов, которые обозначены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 г. В условиях резко меняющейся внешней и внутренней политической, национальной и общественной обстановки, повышения вероятности природных и техногенных деструктивных воздействий, АНВ, в том числе терактов, на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) РФ повышается значимость обеспечения безопасности и их мобилизационной готовности.

Тотальная разобщенность

Транспортный комплекс РФ вынужден решать сложнейшую проблему, связанную с массовым созданием транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – комплексов, осуществляющих перераспределение пассажиропотоков между различными видами транспорта и попутное обслуживание объектами социальной инфраструктуры. На сегодняшний день хаотично сложилась и действует обширная сеть ТПУ различных видов.

Они включают в себя элементы с совершенно различными целями – ОТИ, торгово-развлекательные комплексы (ТРК), объекты городской инфраструктуры. Их строительство – очень сложная и дорогостоящая задача, особенно на существующих ОТИ, где плотная застройка и действуют градостроительные ограничения.

Когда ТПУ строится частным инвестором, ему для компенсации затрат выделяются коммерческие площади – ТРК или подобные объекты, которые сдаются в аренду множеству организаций разных форм собственности. При этом нарушаются основные принципы формирования безопасности на территории ТПУ:

  • отсутствует единая законодательная и нормативно-техническая база;
  • соблюдаются только финансовые интересы инвесторов;
  • отсутствует ответственность владельцев ТРК перед владельцами других элементов ТПУ и государством;
  • на площадке несколько хозяев, действующих разобщенно, внутри ТРК могут быть сотни арендаторов;
  • неэффективное взаимодействие, приводящее к полному отсутствию ответственности за безопасность эксплуатации отдельных частей ТПУ.

Существенные осложнения в оптимизации построения ТПУ вызываются наличием диаметрально противоположных требований к функционированию его отдельных частей.

Транспортная часть ТПУ должна создаваться с учетом минимизации времени пребывания людей (пассажиров) на территории ОТИ, в то время как основная цель ТРК – обеспечить максимальное время пребывания посетителей (потенциальных покупателей) на его территории. Соответственно, разнятся угрозы, цели и задачи нарушителей – реализаторов АНВ. На территории ТПУ постоянно находится большое количество людей, что требует эффективного комплексного подхода к обеспечению их безопасности. АНВ в деятельность ТПУ остаются уязвимой областью транспорта и мобилизационной готовности РФ. Положение особенно обостряется в условиях гибридной войны.

Реализация проектов крупномасштабных ТПУ, включающих в себя объекты городской и транспортной инфраструктуры нескольких видов транспорта, диктует принципиально новые постановки проблемы обеспечения надежности и комплексной безопасности проектируемых и эксплуатируемых объектов с учетом потенциальной опасности и возможных крупномасштабных ущербов от природных и техногенных аварий, актов незаконного вмешательства, в том числе терактов.

Безопасность архитектурно- и объемно-планировочных решений

В процессе анализа уже спроектированных ТПУ становится ясно, что появился новый вид безопасности – безопасность архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений объекта. Задача осложняется тем, что законодательные акты и нормативно-техническая документация в части обеспечения безопасности ТПУ отсутствуют. Архитекторы разрабатывают архитектурно-планировочные и объемно-планировочные решения без учета специфических требований к ТПУ как комплексу, включающему в себя ОТИ. Это приводит к дублированию и параллельному формированию отдельных, не связанных между собой, систем безопасности объектов различных инфраструктур (городского и междугородного транспорта, городских объектов, ТЭК, ТРК) и не позволяет сформировать единый для всех объектов системный подход к противодействию АНВ и антитеррористической защите. На территории ТПУ расположены объекты транспортной и городской инфраструктуры различного функционального назначения, для которых необходимо определить требования по обеспечению безопасности, структурированные применительно к территориальной и функциональной структуре ТПУ. Безопасность этих объектов прямо сказывается на общественно-политической жизни страны, ее социально-экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности. Концентрация промышленных предприятий вокруг ТПУ обостряет проблему обеспечения их безопасности, а недостатки систем могут использоваться террористическими и криминальными элементами для деструктивного воздействия на системы жизнеобеспечения и их критически важные элементы.

Отсутствие комплексного подхода

Перед транспортным комплексом стоят разноплановые задачи, а поэтому он нуждается в комплексном использовании лучших практик по различным направлениям. При таком подходе оптимальное комплексирование методов технологии безопасности с целью консолидации ресурсов, создание схем эффективного совместного использования различных методов, их сочетание с ресурсосберегающими технологиями позволяет повысить надежность принимаемых проектных решений при фиксированных затратах, положительно решить ключевую проблему безопасности – планово-убыточности (сделать безопасность как минимум самоокупаемой).

В настоящее время отсутствуют единые комплексные подходы по согласованному решению вопросов обеспечения безопасности подобных объектов. Различные аспекты общей системы безопасности находятся в ведении различных ведомственных структур, не обеспечивая необходимую координацию решения вопросов на разных уровнях и в разных зонах ответственности, что провоцирует появление "слабых звеньев" в системе защищенности, нерациональность и дисбаланс затрат при построении отдельных сегментов системы безопасности. Отсутствует возможность отбора рациональных решений из имеющегося множества приемлемых вариантов в каждом конкретном случае с получением синергетических эффектов.

Анализ обеспечения безопасности транспортной системы России, с учетом ее интеграции в ТПУ в условиях деструктивного воздействия на них природных и техногенных факторов, АНВ, в том числе терактов, показывает, что при решении проблемы общественной безопасности на транспорте необходимо провести изучение и согласование различных регламентирующих эти вопросы законодательных актов с учетом ФЗ №184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании", определяющего виды безопасности, содержание и применение технических регламентов. На уровне законодательных и нормативно-правовых актов должно быть проведено разграничение зон ответственности между задачами физической и антитеррористической защиты, при этом система физической защиты должна быть ориентирована на противодействие именно проектной угрозе объектам транспортной инфраструктуры.

www-b1-m24-ruВ современных условиях повышается значимость обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры

Неотложные вопросы нормативно-правового регулирования

Нормативная и регулирующая деятельность защиты от АНВ в мировой практике имеет преобладающий реагирующий характер. События АНВ являются редкими, с вероятностью около Р = 10-8, примерно на два порядка более редкими, чем общая статистика транспортных происшествий. Задача принципиально усложняется, поскольку нарушитель находится в потоке пассажиров c вероятностью около 10-7. Он может отсутствовать среди пассажиров транспорта, если было намерение заложить взрывное устройство и не ехать. Нарушителем может быть пассажир или работник транспорта. Описание формализованных условий блокирования угроз, контура защиты и исключение события АНВ нужно для обеспечения безопасности ТПУ. Необходимо установление единообразного порядка нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности на территории ТПУ с учетом специфики формирования архитектурной среды – безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений объекта. Таким образом, становится очевидно, что архитектор должен быть одним из главных творцов не только совершенного с эстетической стороны, но и безопасного ТПУ как объекта городской архитектуры.

Настало время совершенствовать архитектурные объемно-планировочные решения и инженерные системы ТПУ, делая их более защищенными от проявления АНВ. ТПУ характеризуется большим количеством распределенных объектов сложной функциональности и интеграции со смежными системами (различными инженерно-техническими подсистемами, каналами связи), требующих комплексного подхода при разработке систем безопасности. Характерным является положение, связанное с тем, что в настоящее время существуют законодательные требования к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) в целом, но нет сводов правил обеспечения антитеррористической защищенности зданий и сооружений ОТИ, а также нормативно-технических требований к разработке мероприятий по противодействию террористическим актам на территории зданий и сооружений ОТИ, что особенно важно применительно к их инженерным системам. Важным является установление единообразного порядка нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности на территории ОТИ с учетом специфики формирования архитектурной среды – безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений объекта. Необходимо управление качеством систем комплексной безопасности ТПУ как многофункциональных комплексов, с учетом безопасности их объемно-пространственных решений.

Значимость отделочных материалов

Безопасность пребывания людей в зданиях ТПУ обеспечивается, среди прочего, выбором применяемых конструктивных и отделочных материалов. Ввиду того, что ТПУ относится к объектам, разрушение которых может привести к большим социальным, экологическим и экономическим потерям, при проектировании должно быть предусмотрено недопущение прогрессирующего обрушения.

Важен выбор применяемых отделочных материалов, которые представляют собой дополнительную опасность в случае проведения актов незаконного вмешательства (АНВ) с использованием взрывчатых веществ. Объемно-компоновочные решения, зонирование отдельных элементов ТПУ также должны отвечать требованиям безопасности.

Архитекторы разрабатывают архитектурно-планировочные и объемно-планировочные решения без учета специфических требований к ТПУ, включающим ОТИ, что приводит к дублированию и параллельному формированию отдельных, не связанных между собой, систем безопасности объектов различных инфраструктур: различных видов транспорта, городских объектов, ТЭК и т.д. Это не позволяет сформировать единый для всех объектов многофункциональных комплексов системный подход к противодействию АНВ и к антитеррористической защите

Требуемая система государственных мер

Защита жизни и здоровья людей на территории ТПУ от АНВ, в том числе терактов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возможна только с помощью реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам. Эта система мер предусматривает:

  • проведение оценки уязвимости объектов;
  • их категорирование;
  • разработку планов обеспечения безопасности;
  • реализацию организационных и технических мероприятий в соответствии с утвержденными планами обеспечения безопасности на территории ОТИ (организацию досмотра пассажиров, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей).

Применительно к ТРК необходимо разработать соответствующие аналогичные подходы к реализации мер безопасности. Уже на стадии проектирования этих разноплановых объектов все меры должны реализовываться по единой методике и вне зависимости от характера объекта предусматривать общие подходы к зонированию и выявлению критических элементов объектов. Это позволит избежать положения, когда часть готового ТПУ не имеет хозяина и лица, ответственного за реализацию мер по противодействию АНВ. Существует множество неучтенных обстоятельств, которые необходимо рассматривать как условия для формирования угроз АНВ. Например, стоянки личного транспорта не рассматриваются с точки зрения угрозы проведения АНВ на территории объектов ТПУ.

Оптимизация и согласование всех систем и процессов

Уже существует и в перспективе предполагается сохранение разделения синтеза систем комплексной безопасности на внутриблочный, межблочный и внешний. Для повышения эффективности систем комплексной безопасности особое внимание необходимо уделять межблочному синтезу, который занимает наиболее значительный объем конструкций систем комплексной безопасности и имеет высокую трудоемкость (стоимость) производства. Объемно-компоновочные решения, зонирование отдельных элементов ТПУ также должны отвечать требованиям безопасности. При этом необходимо учитывать роль систем комплексной безопасности, которые не существуют сами по себе, а создаются для защиты объекта, облик которого формируется архитектором еще на стадии концептуальной проработки проекта, на основе технического задания и задания на проектирование.

Таким образом, появляется возможность оптимизации и согласования всех систем на самых ранних стадиях, с учетом предъявляемых к ТПУ, порой взаимоисключающих, требований. Системы комплексной безопасности должны являться развитием, органичным дополнением, быть интегрированы в архитектурный облик ТПУ. Они представляют собой элементы городской инфраструктуры, обеспечивающие ее мобилизационную готовность, что вызывает усиление тенденции к расширению сети систем комплексной безопасности, обладающих различными вариантами конфигурации. Основные этапы этой работы определяются исходя из управления качеством систем комплексной безопасности ТПУ с учетом безопасности их объемно-пространственных решений.

Основные этапы создания ТПУ с учетом требований управления качеством

Управление качеством систем комплексной безопасности транспортно-пересадочных узлов с учетом безопасности объемно-пространственных решений
-------------------------
Разработка методологии определения производственно-экономического уровня систем комплексной безопасности с учетом специфики безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений по показателям стоимости и технологичности их создания, надежности, электромагнитной совместимости и др. Позволяет прогнозировать динамику развития вариантов систем комплексной безопасности ТПУ и сформировать перспективные требования к ним при создании новых поколений систем
-------------------------
Разработка методологии оптимизации структуры и параметров систем комплексной безопасности ТПУ с учетом специфики формирования безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений. Позволяет вырабатывать компромиссные архитектурно-конструктивно-технологические решения в интересах всего процесса создания многоуровневых и многофункциональных систем комплексной безопасности за счет системного согласования экономического критерия оптимальности и технических показателей качества, учитывающих условия разработки, производства и эксплуатации ТПУ
-------------------------
Разработка методологии структурного и параметрического синтеза, обеспечивающей оптимизацию различных вариантов межблочного комплексирования систем безопасности ТПУ, создающей возможность минимизации технологических затрат на их производство, обеспечивающей возможность формирования высокоэффективных многоуровневых систем комплексной безопасности ТПУ
-------------------------
Разработка комплекса экономико-математических и физико-математических моделей и методик для расчета, анализа и оптимизации стоимостных и конструктивных параметров и показателей качества перспективных вариантов систем комплексной безопасности ТПУ. Позволяет формировать эффективные алгоритмы автоматизированного решения задач синтеза, отличающихся высокой размерностью и недостаточностью информации со стороны архитектурной части проекта, для совершенствования принимаемых решений и генерирования вариативных предложений по оптимизации структуры проекта ТПУ на всех уровнях детализации
-------------------------
Разработка общесистемных и частных алгоритмов синтеза вариантов систем комплексной безопасности ТПУ, основанных на применении метода дискретного программирования, ранжирования определяющих фиксируемых и управляемых параметров, эвристических приемов направленного перебора возможных вариантов и интерактивного режима обработки информации, обеспечивающих решение задач структурной и параметрической оптимизации систем комплексной безопасности ТПУ за минимальное время
-------------------------
Разработка принципов построения специального программного обеспечения для синтеза вариантов систем комплексной безопасности ТПУ с учетом специфики безопасности объемно-пространственных решений и организации функционального взаимодействия программных компонентов моделирования электромагнитных, теплофизических, механико-прочностных процессов для реализации системного подхода к оптимизации структуры и параметров систем комплексной безопасности ТПУ и повышения экономической эффективности, технического уровня, качества разработки и производства перспективных систем комплексной безопасности

Анализ позволяет наметить комплексы работ, результаты которых являются основой для формирования архитектурной среды ТПУ с учетом требований безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений. Такой подход, когда оптимизируется деятельность абсолютно всех участников процесса разработки систем комплексной безопасности ТПУ и впервые используется опыт архитекторов по формированию безопасных объектов городской архитектуры, позволяет получить синергический эффект и улучшить производственно-экономические показатели. С другой стороны, это дает возможность надежно парировать деструктивные воздействия на ТПУ факторов различной природы, значительно повысить способность локализовать последствия чрезвычайных ситуаций и ликвидировать их.

www-kandinsky-art-ruБезопасность ТПУ обеспечивается, среди прочего, выбором конструктивных и отделочных материалов
www.kandinsky-art.ru

3 направления действий

Можно наметить основные пути исправления имеющихся в настоящем недостатков:

  1. Формирование вокруг ОТИ ТПУ, их моделирование, создание для них единых систем безопасности и ситуационных центров, входящих в распределенную сеть.
  2. Стратегическое планирование и прогнозирование, проактивный, предупредительный подход к разработке способов обеспечения безопасности. Применение методов управления изменениями и проектами, мониторинг, анализ, прогнозирование и управление рисками и стойкостью ТПУ. Использование "террористического форсайта" для формирования угроз, технологий, оборудования и сценариев, которые могут быть использованы при АНВ.
  3. Управление персоналом на основе методов управления качеством для минимизации уязвимостей ТПУ, связанных с некомпетентностью и/или нелояльностью сотрудников. Повышение результативности действий персонала путем эффективной организации и обеспечения процессов его отбора, оценки, разработки практико-ориентированного повышения квалификации и подготовки персонала сил обеспечения безопасности и всего персонала ТПУ. Повсеместное обучение по программам "Культура безопасности".

Необходимо организационное объединение, технологическая интеграция, системное комплексирование аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих деятельность в рамках этих направлений, в единую систему управления изменениями качества безопасности. Реализация взаимосвязанного и согласованного комплекса мероприятий на ТПУ на новом научно-технологическом уровне должна привести к максимально высоким результатам в обеспечении безопасности.

Список литературы:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015 г.). http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/263/Градостроительный кодекс.pdf.
  2. Балановский В.Л., Любимов К.М., Мануилов Н.Н., Власов Д.Н., Бахирев И.А., Попова Е.В. Управление качеством систем комплексной безопасности транспортно-пересадочных узлов с учетом безопасности объемно-пространственных решений // Качество и жизнь. – 2016. – № 3.
  3. Бартош А. Гибридная война – новый вызов национальной безопасности России // Национальная оборона. – 2019. – № 9. – С. 82–86.
  4. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Лысов Д.А. Инструменты внедрения инноваций в сфере безопасности транспортных комплексов // Качество и жизнь. – 2018. – № 4 (20).
  5. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Щербина В.И. Обеспечение безопасности городских объектов транспортной инфраструктуры // Качество и жизнь. – 2018. – № 4 (20).
  6. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейших городов (на примере Москвы): моногр. / Д.Н. Власов. – М.: АСВ, 2009.
  7. Власов Д.Н. Структура и состав нормативных требований к городским транспортно-пересадочным узлам // Градостроительство. – 2015. – № 3 (37).
  8. Данилина Н., Власов Д. Система транспортно-пересадочных узлов и "перехватывающие" стоянки: моногр. / Н. Данилина, Д. Власов. – Германия, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013.

Николай Махутов
Руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., проф.

Таисия Шепитько
Директор Института пути, строительства и сооружений МИИТ, почетный транспортный строитель РФ, д.т.н., проф.

Владимир Балановский
Член комиссии РАН по техногенной безопасности, действ. член АПК и ВАНКБ, проф. Академии военных наук

Алексей Авдонов
Генеральный директор ООО "Интерправо Инвест"

Игорь Грунин
Руководитель Экспертно-аналитического центра инженерно-технического аудита ООО "Технологический институт "ВЕМО"

Нина Николаева
Помощник члена Совета Федерации

Владимир Подъяконов
Член комиссии РАН по техногенной безопасности, член Экспертного совета Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, к.и.н.

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №1/2020ТПУ
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...