Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Реалии и перспективы транспортной безопасности

Иван Тушко, 23/01/24

Человеку для осознания ценности пройденного пути бывает крайне важно остановиться, осознать сильные и слабые стороны текущей ситуации и грамотно оценить перспективы. Давайте вместе ненадолго остановимся, чтобы увидеть реалии такой мощной и развитой отрасли, как транспортная безопасность. Эта статья посвящена разбору проделанной за последние годы работе по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, развитию отрасли и ее институтов и размышлениям о будущем.

Транспортная безопасность занимает особое место в общей системе безопасности нашей страны. За последние 15 лет данная отрасль смогла добиться существенного прогресса в своем развитии благодаря улучшению нормативной правовой базы, появлению профессионального обучения и аттестации, оснащению инженерно-техническими средствами.

Несмотря на то что избежать некоторых террористических атак на объектах транспорта не удалось, важно понимать, что принятые меры по антитеррористической защищенности имеют большую ценность и неоднократно предотвращали попытки актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность транспортного комплекса государства.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Взгляд от прошлого к настоящему

Отечественная история начала XXI века также насчитывает немалое количество совершенных террористических атак, поэтому начало вектора развития транспортной безопасности было совершенно оправданным и ожидаемым. Одним из первых шагов стало издание Указа Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму", благодаря которому в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Мощный толчок развитию придало издание Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определившего целями обеспечения транспортной безопасности устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

С данного нормативного акта начало формироваться многофункциональное интегрированное направление деятельности, которое впоследствии Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 было закреплено в качестве важной составной части национальной безопасности Российской Федерации.

Благодаря Федеральному закону № 16-ФЗ начала создаваться нормативная правовая база, стали развиваться профильные направления деятельности (специализированные и аттестующие организации, учебные центры), было инициировано оснащение объектов транспорта и транспортных средств инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Важно отметить, что обеспечение безопасности на воздушном транспорте в России больше не являлось абсолютным приоритетом, в отличие от подхода большинства стран в мире. Создание системы безопасности на транспорте стало комплексным проектом.

После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", который стал реакцией на теракты в Московском метрополитене, был разработан комплекс мер по антитеррористической защищенности. В основу Комплексной программы были заложены принципы и механизм реализации Федерального закона № 16-ФЗ, определяющего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности в стране.

Для достижения приоритетных целей разработан план мероприятий, которые вошли в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. Основные положения программы:

  • оснащение объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
  • приведение законодательства в соответствие современным задачам по обеспечению транспортной безопасности;
  • создание сети учебных центров по подготовке специалистов в области транспортной безопасности;
  • создание единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности;
  • проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам безопасности населения на транспорте;
  • защита от угроз техногенного и природного характера, информирование и оповещение населения;
  • предотвращение угроз криминального характера и организация оперативного реагирования подразделений полиции на транспорте;
  • разработка новых технических средств для обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры от террористических актов;
  • создание и оснащение специализированных испытательных центров, лабораторий для сертификации таких технических средств.

Направления транспортной безопасности

Федеральный закон "О транспортной безопасности" определяет основные задачи обеспечения транспортной безопасности:

  1. Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности.
  2. Определение угроз совершения АНВ.
  3. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
  4. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры.
  5. Разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
  6. Разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
  7. Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
  8. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности.
  9. Информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
  10. Сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Исходя из этих сформированных задач, за последнее 15 лет сформировались основные направления деятельности, с участием органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, учебных учреждений, транспортных предприятий и коммерческих структур.

Выделим основные, уже сформированные, направления транспортной безопасности и определим их участников.

Создание и регулирование нормативной базы

В чем заключается: ни одна профессиональная область экономики не может существовать без нормативно-правовой базы. Это относится и к транспортной безопасности, которая начиная с 2007 г. расширяет нормативную базу, которая помогает интегрироваться со смежными направлениями экономики и направлена на устранение пробелов в законодательстве и юридических коллизий.

Основные участники: Министерство транспорта России является основным федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за создание и регулирование нормативной базы, в свою очередь Минтранс привлекает подведомственные Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот и Росавиацию для нормативно-правового регулирования по видам транспорта.

Категорирование объектов транспорта

В чем заключается: это процедура отнесения объекта транспортной инфраструктуры к определенной категории с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий. Важно понимать, что любой транспорт (ж/д, автомобильный, воздушный, морской) имеет различные типологии объектов. Относить каждый тип объекта к категории по транспортной безопасности, чтобы потом реализовывать целый комплекс мер, просто экономически нецелесообразно.

Основные участники: категорирование осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот и Росавиация), в зависимости от вида транспорта.

Категорирование проводится на основании сведений и данных, получаемых от субъектов транспортной инфраструктуры (далее – СТИ).

Проведение оценки уязвимости объектов транспорта

В чем заключается: это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения АНВ.

Основные участники: оценку уязвимости проводят специализированные организации, которые проходят процедуру аккредитации для данного вида деятельности. Заказчиками данных работ являются все те же СТИ и перевозчики. Согласованием и утверждением занимаются Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот и Росавиация по видам транспорта.

Разработка и реализация планов мероприятий для объектов транспорта и паспортов безопасности для транспортных средств

В чем заключается: после проведения оценки уязвимости и выявления потенциально слабых мест необходима разработка плана мероприятий для объекта транспорта (план обеспечения транспортной безопасности) или для транспортных средств (паспорт обеспечения транспортной безопасности), где будет отражаться алгоритм действий и мер по защите.

Основные участники: планы и паспорта разрабатывают сами СТИ и перевозчики, согласованием и утверждением занимаются Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот и Росавиация.

Государственный контроль (надзор)

В чем заключается: предметом контроля (надзора) является соблюдение СТИ, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, аттестующими организациями и гражданами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности.

Основные участники: осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами.

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Подготовка и аттестация сотрудников

В чем заключается: определение текущей квалификации, знаний и умений работников организации. Процедура помогает оценить соответствие специалиста занимаемой должности, а также уровень профессиональной подготовки с дальнейшим присвоением квалификационного разряда.

Основные участники: учебные центры, органы аттестации и аттестующие организации – в качестве стороны, которая оценивает умения и навыки. Работники СТИ и подразделений транспортной безопасности – в качестве стороны, чьи умения и навыки оценивают.

Сертификация технических средств

В чем заключается: процесс удостоверения соответствия оборудования нормам, установленным законом о техрегулировании, а также требованиям госстандартов и техрегламентов для продукции такого рода. Данный процесс был запущен в 2016 г. изданием постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г.

Основные участники: ФСБ России занимается сертификацией систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения; МВД России выдает сертификаты транспортной безопасности на системы и средства сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи; МЧС России контролирует технические средства оповещения; Минцифры России в лице Россвязи занимается средствами связи, приема и передачи информации; Минтранс России курирует оценку соответствия систем сбора и обработки информации.

Информационно-техническая поддержка

В чем заключается: в связи со ст. 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" была создана единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), которая состоит в том числе из автоматизированных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.

Основные участники: ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" – государственное предприятие, специализирующееся на цифровизации и внедрении инноваций в транспортные отрасли, эксперт в области защиты информации и обеспечения транспортной безопасности.

Обеспечение защиты объектов транспорта

В чем заключается: ранее объекты транспорта, как и объекты всех других сфер, охраняли частные охранные предприятия, которые обеспечивали в первую очередь охрану материальных ценностей, находящихся на объекте. С развитием экономики и ростом угроз в отношении транспорта возникла потребность в обеспечении более качественной и специализированной безопасности, которая заключается не в охране, а в защите объектов транспорта от АНВ, что выражается в первую очередь в защите пассажиров и персонала, их жизни и здоровья.

Основные участники: подразделения транспортной безопасности, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от АНВ (в том числе на основании договора с СТИ), подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Реалии транспортной безопасности

Транспорт – важнейшая составляющая экономики России. Транспортные коммуникации выступают необходимым условием территориальной целостности страны, обеспечивают единство ее экономического пространства, а также ее внешнеэкономические связи в целях интеграции в глобальную экономическую систему.

После краткого обзора основных и сформированных направлений отрасли транспортной безопасности становится очевидным, что за последние 15 лет сформировался самостоятельный обособленный пласт экономики, тесно затрагивающий вопросы безопасности и транспорта.

Этап формирования и становления данной отрасли завершен, наступает эра интенсификации и более детального точечного развития вышеуказанных направлений.

Несомненно, необходимы дальнейшие исследования в области обеспечения транспортной безопасности. Прежде всего важно разработать эффективные механизмы ее обеспечения – организационные, политические, нормативно-правовые и экономические. Нуждается в реформировании система субъектов, которые осуществляют управление в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Несмотря на важность транспортной безопасности и ее значение для национальной безопасности России в целом, а также на определенные предпринимаемые государством шаги по повышению эффективности ее обеспечения, до настоящего времени остается достаточное количество неразрешенных проблем.

На современном этапе следует рассматривать совершенствование законодательства в транспортной сфере в качестве приоритетной задачи. Тем не менее сохраняются многие проблемы, влекущие снижение защищенности транспортной сферы. Среди них:

  • отсутствие осознания государством необходимости использовать на всех видах транспорта наиболее эффективные и современные технологии безопасности, руководствуясь при этом зарубежным опытом, и, как следствие, недостаточность финансирования данного направления;
  • отсутствие эффективного анализа соотношения затрат и выгод от тех или иных процедур, реализуемых в целях обеспечения транспортной безопасности.

Перспективы транспортной безопасности

Перспективы развития в области обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.: формирование системы нормативных правовых актов во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставят новые задачи в вопросах транспортной безопасности. Чем более сложные системы создаются человечеством, увеличиваются скорости передвижения, пассажиро- и грузопотоки, тем более сложные проблемы приходится решать в области обеспечения транспортной безопасности.

Исследуя систему обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации и зарубежных стран, можно предположить, что одной из перспективных моделей развития в нашей стране может стать смена ролей в обеспечении транспортной безопасности. Согласно все тому же Федеральному закону "О транспортной безопасности" ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на субъекты транспортной безопасности. При этом во многих странах мира безопасность на транспорте обеспечивают правоохранительные органы, которые и несут за это ответственность.

Также стоит отметить, что в России вопрос обеспечения транспортной безопасности (в том числе авиационной) входит в компетенцию целого ряда ведомств: ФСБ России, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, Минтранса России и др. Однако в соответствии с действующим законодательством проведение досмотра – это одна из основополагающих процедур, непосредственно влияющая на безопасность – возложена на СТИ и (или) перевозчиков. По сути, это коммерческие организации, основная цель которых – получение прибыли, в связи с чем вопросам транспортной безопасности они не всегда могут уделять должное внимание ввиду неполного понимания значимости данного вопроса и стремления к экономии финансовых средств.

В США в настоящее время реализована совершенно иная структура обеспечения транспортной безопасности, которая осуществляется Администрацией транспортной безопасности (Transportation Security Administration, TSA), являющейся агентством Министерства внутренней безопасности США (Department of Homeland Security), обеспечивающим безопасность пассажиров.

Одной из основных причин создания нового государственного ведомства, TSA, стало сложившееся у руководства США обоснованное мнение, что единое федеральное агентство сможет лучше обеспечить необходимый уровень безопасности американских пассажиров, чем различные коммерческие организации, которые до 2001 г. осуществляли свою деятельность на договорной основе с авиакомпаниями или авиационными терминалами.

В заключение стоит сказать, что события последних лет доказали важность развития безопасности на транспорте. Оценить перспективы развития сейчас крайне сложно, но запрос общества и государства на повышение уровня защиты имеется, а значит, и дальше будет совершенствоваться и развиваться нормативная база, в учебных учреждениях будут вводится новые профессии и программы, внимание транспортных предприятий все чаще будет направлено в сторону увеличения финансирования и принятия мер по безопасности. Возможно, изменение формата обеспечения транспортной безопасности по примеру TSA станет лишь делом времени.

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

Темы:Комплексная безопасностьТранспортная безопасностьБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...