Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Реверс-метод как парадигма противодействия угрозам когнитивной войны

Владимир Балановский, Владимир Подъяконов, Андрей Рипецкий, 22/02/23

Технологические и политические и изменения, происходящие в мире, инициировали трансформацию теории и выработку новых форм ведения войны. Они представляют собой множество новых средств и способов, используемых теми или иными субъектами отношений для достижения политических, экономических и военных целей. США, заботясь о сохранении однополярного мира, разрабатывают и активно внедряют стратегию и тактику "когнитивной войны", основа которой – "сделать каждого оружием" для достижения гегемонистских целей.

Когнитивная война – это искусство использования технологических инструментов для изменения восприятия людьми, которые не знают о таких попытках, как и те, кому поручено противодействовать, минимизировать или управлять локализацией и устранением ее последствий, чьи реакции слишком медленные или неадекватные. Это нетрадиционная форма войны, использующая кибернетические инструменты для изменения когнитивных процессов, ментальных предубеждений и рефлексивного мышления, провоцирующая его искажения и влияющая на принятие решений. Когнитивная война выходит за рамки информации и нацелена на то, что мозги людей будут делать с этой информацией, а когнитивный эффект – это не побочный продукт действия, а его цель, не зависящая от используемых технологий. Это "психологическая, социальная и техническая война", "война за влияние", использующая кибернетические средства.

Когнитивная война уже применяется с большим успехом – и необязательно под этим названием – НАТО и США, террористическими организациями, сектами и т.д. Во всех случаях цель состоит в том, чтобы доминировать, установить свое превосходство, завоевать и уничтожить.

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

Трансформация когнитивной войны

Термин "когнитивная война" используется в США с 2017 г. при описании действий для "манипулирования механизмами познания противника или его граждан, чтобы ослабить, проникнуть, повлиять или даже подчинить или уничтожить его". Это комбинация кибернетических технологий, связанных с информационной войной, человеческих компонентов мягкой силы и манипулирования психологическими операциями для предвзятого представления реальности. Такая возросшая сложность вынуждает потенциальных жертв постоянно проявлять стойкость, но они слишком поздно осознают, что подверглись нападению.

Когнитивная война с появлением цифровых разработок по принятию стратегических решений, новых операционных областей, больших данных и аналитики значительно расширилась в сферу военных игр и ведения операций.

В настоящее время разрабатываются новые теории, касающиеся устойчивости или слабых сторон нейробиологии, использования когнитивных предубеждений и когнитивных ошибок, манипулирования восприятием, того, как перегружать или управлять вниманием, вызывать когнитивные стрессы.

Понимание того, что мозг – место для поля сражений XXI века, перевело от войн на истощение к войнам познания, виртуальным войнам с когнитивным полем битвы, где процессы управления представляют собой когнитивный треугольник, включая в себя доминирование в знаниях и превосходство в принятии решений, а все идеи служат руководством к разработке стратегии. Теоретические основы шестой области ведения войны, связывающие техниум1 с ноосферой2, рассматриваются как глобальное представление человеческого интеллекта, опосредованного технологиями.

Когнитивная война – это когда все элементы информационной войны, в том числе психология и нейробиология, основанные на системности, используются для военных действий. Она находится на пересечении операционных областей, которые до сих пор управлялись отдельно: психологические операции и операции влияния (мягкая сила), с одной стороны, и кибероперации (киберзащита), направленные на уничтожение физических информационных активов, с другой.

Это война с тем, как думает противник, как работает его разум, как он видит мир и развивает свое концептуальное мышление. Когнитивный подход является инструментом вмешательства для достижения эффекта в масштабах от отдельного человека до всей социально-технической среды. Такие действия приводят к дисбалансу, приносящему пользу инициаторам, но не тем, на кого нацелены. Они в настоящее время становятся частью глобальных, незаметных либо даже невидимых действий или только компонентами агрессивных операций. Это требует того, чтобы РФ изучала возникающую опасность и разрабатывала защитные методы и эффективные варианты сдерживания, способы борьбы с последствиями таких действий.

Остро встает вопрос о последствиях, с учетом того, что информационная эра превратилась в сетевую. Эта эволюция усложнилась, так как наши физические, цифровые и ментальные личности слились в сетях якобы для улучшения человека. Поэтому нужно учитывать ограничения, уязвимости и разнообразие тех, кто участвует в принятии решений.

Нарастание угроз

С точки зрения защиты проблем в РФ много. Связаны ли они с когнитивной безопасностью отдельных лиц, содействием эффективному управлению государственными структурами, установлением и поддержанием когнитивного превосходства для решительных действий, разработкой и сертификацией производительности интеллектуальных систем или систем искусственного интеллекта, улучшением комплексного и коллективного принятия решений? Обеспечение преимущества потребует новых подходов, которые лучше сочетают людей и технологии, управляя при этом как техническими, так и психологическими последствиями.

Наиболее успешно НАТО использует цифровые инструменты, которые могут нарушить или повлиять на все уровни когнитивных процессов в РФ. Они в первую очередь влияют на то, как воспринимается и фильтруется информация, что ведет к побочным эффектам, которые изменяют способ построения представлений, отражаются на хранении в памяти, приводят к неадекватным решениям или парализуют их принятие.

Помимо традиционных и существующих угроз, связанных с когнитивной войной, а также угроз, которые могут быть разработаны НАТО и террористическими организациями, в РФ необходимо думать о будущем НБИК-конвергенции3 и о том, как это может повлиять на наше человеческое познание для его отвлечения, перенасыщения или захвата и изменения целей.

Когнитивные угрозы становятся все более распространенными и будут иметь глобальные последствия, требуя трансформации подходов к обеспечению безопасности РФ. Необходимо задуматься о различных аспектах когнитивной войны, так как упреждение когнитивных угроз со стороны НАТО и недружественных стран позволит иметь возможность разработать и внедрить новые эффективные формы, методы и средства, позволяющие адекватно осуществлять противоборство в этой новой сфере. Если же продолжать только наблюдать и пассивно реагировать, то это приведет к потере инициативы, которая в условиях перехода к следующему технологическому укладу важна для формирования новой стратегии национальной безопасности.

РФ на пороге шестого технологического уклада

В условиях прямой угрозы когнитивной войны задача создания умной экономики, поставленная президентом РФ, требует опережающего развития и динамичной реализации достижений науки. Она охватывает многие стороны жизни, и для оценки степени ее решения необходим интегрирующий показатель, относящийся к теории научно-технического прогресса, – "технологический уклад", введенный Н.Д. Кондратьевым. Изучая историю капитализма, он выделил экономические циклы длительностью 50–55 лет, характеризующие развитие производительных сил (рис. 1). Технологический уклад является совокупностью сопряженных производств, развивающихся синхронно и имеющих единый технический уровень. Неравномерный ход научно-технического прогресса предопределен сменой технологических укладов. Их смену предопределяет не только ход научно-технического прогресса, но и инерция мышления общества: новые технологии появляются значительно раньше их массового освоения. Каждый уклад заканчивается кризисом, за которым происходит переход на более высокий уровень развития. Неопределенность, детерминированность и дискретность – основные условия состояния общества во время кризиса и слома технологической парадигмы. Шестой технологический уклад в развитых странах, где технологии опережают умственный потенциал человека, наступил в 2014–2018 гг. и в истории является критическим укладом.

Рис. 1. Технологические укладыРис. 1. Технологические уклады

Противоборство РФ с недружественными государствами в современных условиях разворачивается на самых передовых рубежах производственных сил шестого технологического уклада, которые НАТО и США используют для ведения когнитивной войны.

Вхождение России в шестой технологический уклад не самоцель, а вопрос выживания, развития экономики, обеспечения безопасности и международного статуса страны, достижения высокого уровня благополучия.

Повсеместное строительство новых производств и расширение существующих требует в условиях когнитивной войны разработки новых методов управления для обеспечения безопасности4 на всех этапах их жизненного цикла с учетом активного противодействия враждебной НБИК-конвергенции. Для этого необходимо применение искусственного интеллекта и контроля за процессом взаимодействия организаций, осуществляющих проектирование и эксплуатацию объектов, с государственными информационными системами (ГИС). Это способствует оптимизации решений (в том числе для противодействия коррупции с помощью ГИС "Посейдон"5) на протяжении жизненного цикла объекта (изделия), включающего в себя проектирование, строительство, производство, эксплуатацию и утилизацию. Обязательное использование аттестованного аппаратно-программного комплекса6 и сертифицированных средств защиты информации, имеющих действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ, помогает эффективной защите от деструктивных информационных и когнитивных технологий.

Реверс-метод для повышения безопасности объектов

В условиях когнитивной войны и всеобъемлющих санкций одним из подходов к прорывному решению задач по противодействию существующим угрозам, связанным не только с когнитивной войной, но и с НБИК-конвергенцией, является так называемый реверс-метод. Он предусматривает изменение хода решения проблемы на обратный, противоположный с помощью формулирования обратных задач. Известное и неизвестное меняются местами, а значения параметров модели объекта (изделия) должны быть получены из наблюдаемых данных. Этому типу задач присуще нарушение трех условий корректно поставленной задачи:

1) существование решения;
2) единственность решения;

3) устойчивость решения.

Наиболее часто нарушается последнее, которое в технике определяется как свойство сохранять значения конструктивных и режимных параметров в заданных пределах, способность возвращаться к установившемуся режиму после возмущений. С этой целью в процесс информационного моделирования объекта (изделия) вводится этап риск-ориентирования для учета природных и техногенных деструктивных факторов, а также актов незаконного вмешательства (АНВ).

При этом необходимо учитывать, что когнитивная война с использованием НБИК-конвергенции изменяет модель внутреннего и внешнего нарушителя, она деструктивно меняет реакцию сил безопасности и персонала объектов на их действия при АНВ. Поэтому внедрение реверс-метода для создания и реконструкции объектов (изделий) на всех этапах их жизненного цикла в условиях когнитивной войны предусматривает использование риск-ориентированного информационного моделирования безопасного объекта (изделия) с применением ГИС. Этот подход наименее подвержен как внешнему, так и внутреннему деструктивному воздействию в силу того, что использует в качестве многослойной защиты ГИС.

1 Техниум – самоподдерживающаяся система создания нового.

2 По определению Келли (2011) – "вся информация, доступная человеческому мозгу".

3 НБИК-конвергенция – гипотетическое ядро шестого технологического уклада, основанное на объединении и синергетическом усилении достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий.

4 Ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) "О техническом регулировании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021 г.).

5 Указ Президента РФ от 25.04.2022 г. № 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ".

6 Функционирование аппаратно-программного комплекса определяется ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом ФСТЭК России № 17 от 11.02.2013 г. "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС".

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

SS_Security and Safety

Фото: ru.freepik.com

Темы:Журнал "Системы безопасности"Комплексная безопасность
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...