Статьи

Роль частных охранных структур в обеспечении безопасности школ

Саморегулируемая организация (СРО) Союз "Содружество Миротворец" объединяет усилия участников рынка охранных услуг с целью повышения их конкурентоспособности и обеспечения комплексной безопасности своих заказчиков. О том, чем занимается организация и какие вызовы стоят перед частными охранными структурами, а также о проблемных вопросах обеспечения безопасности школ и других мест с массовым пребыванием людей рассказывает президент Союза Михаил Аничкин.

"Содружество Миротворец" – это саморегулируемая организация, которая была создана в 2016 г. В организацию на данный момент входит 24 частных охранных предприятия (ЧОП). В соответствии с законом СРО не вмешивается в хозяйственную деятельность входящих в него предприятий, но регулирует направление деятельности. Главное направление работы – услуги частной охраны.
Помимо этого, наша организация участвует в международных проектах в рамках международного центра безопасности "Миротворец", созданного в 2009 г. Основная задача данной организации – разработка комплексной системы мер по обеспечению безопасности российского бизнеса, работающего в зонах повышенного риска: в Африке, Азии, Латинской Америке, в странах Ближнего Востока.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: обзор >>

Рынок частных охранных услуг в России

За последние десять лет в России практически сформировалась негосударственная система безопасности, которая состоит из частных охранных предприятий, детективных агентств, информационных и аналитических организаций, а также производителей различной спецтехники для рынка охраны и безопасности и др.

Существуют также институты, изучающие рынок охранной деятельности, специализированные издательства. Это достаточно большая система, в которой на данный момент работает около 3 млн человек. Более того, на 80% они состоят из бывших сотрудников силовых и правоохранительных органов, а также Министерства обороны, то есть это люди, которые имеют достаточно серьезный опыт и специальные знания. В частности, они имеют навык выявления признаков, которые могут свидетельствовать о возможной принадлежности физического или юридического лица к той или иной организации экстремистского характера. Пока наши силовые органы не рассматривают негосударственную систему охраны в качестве вспомогательной, но самом деле это потенциально мощный дополнительный инструмент в системе мер по обеспечению безопасности государства и правопорядка в стране.

Роль ЧОП в безопасности учебных учреждений

В части регулирования и финансирования частных охранных предприятий (ЧОП), осуществляющих охрану учебных учреждений, на данный момент есть два противоречащих друг другу регулирующих документа. Первый – приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 20.02.2023 г. № 45. В нем детально, с учетом МРОТ, налогов и других составляющих, прописаны основы стартовых минимальных выплат охранной структуре, выходящей на пост в образовательном учреждении. Получившаяся сумма позволяет привлечь качественные структуры, хороших охранников, с необходимой профессиональной квалификацией, и обеспечить, что самое главное, выполнение профессионального стандарта, который сейчас существует на рынке частной охранной деятельности, в отношении тех структур, которые охраняют образовательные учреждения.

Но на деле, согласно Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ муниципалитеты или другие ответственные государственные структуры проводят тендер, который отдает преимущества тем организациям, которые предлагают меньшую цену. В итоге зачастую на охрану учебных учреждений заступают организации, допускающие значительный демпинг цены, то есть охраной занимаются структуры, которые не должны ее осуществлять. Дальнейшая практика свидетельствует об отсутствии наличия качества предоставляемых услуг. Часто у них нет в штате нужного количества сотрудников, имеющих лицензию на охрану соответствующих объектов.

Создавшаяся коллизия требует решения. Я являюсь председателем Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации. Именно Общественная палата – единственный субъект Российской Федерации, который может осуществлять контроль над деятельностью законодательных и исполнительных органов власти на основании Федерального закона № 212 от 21.07.2014 г. "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". В рамках закона об общественном контроле мы инициировали общественную проверку предприятий, предоставляющих охранные услуги.

Первые наблюдения выявили две сопутствующие проблемы. Во-первых, есть структуры, которые демпингуют свыше 50% специально, чтобы получить контракт. Как правило, они работают "в черную" и нанимают для охраны "бабушек" и "дедушек" и вообще непонятно кого, одним словом, непрофессионалов. Во-вторых, у муниципалитетов отсутствует возможность предложить достойную цену за контракт по охране. Например, у директоров школ есть единая статья расходов "на хозяйственные нужды", куда входит охрана. И это положение вещей является существенным камнем преткновения, снижающим заинтересованность школ платить лишние деньги на безопасность. Например, директор, оперируя теми ограниченными средствами, которые ему даны по данной статье, должен выбирать: покрасить стены или пустить дополнительные средства на более качественные охранные услуги.

Все упирается в деньги, но мало кто думает о тех негативных последствиях, с которыми приходится сталкиваться школам из-за занижения стартовых закупочных цен.

Вооруженные нападения в школах – как избежать?

Школьный шутинг (от англ. shooting – стрельба) – вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения всегда вызывает шок и тревогу.
Школьная стрельба или нападения со стороны учащихся или бывших учеников происходят, как правило, в результате злого умысла. Такие ситуации следует предотвращать, и это работа не охранников, а совсем других служб. Они (эти службы) должны понимать, насколько серьезное влияние на учащихся оказывают цифровые технологии, контролировать взаимоотношения в коллективе, уметь выявлять негативные тенденции.

Вопрос физической безопасности в целом касается качественного исполнения услуг: охранники должны быть правильно проинструктированы, профессионально подготовлены, уметь заметить само событие. Далее следует определенный порядок действий: следует закрыть двери школы, закрыть персонал и детей в кабинетах, успеть нажать тревожную кнопку, после чего в течение четырех минут приезжает оперативная группа МВД.

Превентивные меры

Здесь важно усиление института заместителей директоров по воспитательной работе. Одним из вариантов решения может быть возрождение начальной военной подготовки в школах. Как правило, этот предмет ведут отставные сотрудники Министерства обороны, а это люди совершенно особенного свойства. Они проработали много лет в системе, требующей дисциплины, ответственности, чувства долга.

Совместно с заместителем директора по воспитательной работе преподаватель начальной военной подготовки сможет изучать, отслеживать и корректировать тенденции, возникающие у подростков в период формирования.

С моей точки зрения, в младших классах также важно осваивать все элементы безопасности, которые должны присутствовать в нашей жизни. Причем желательно, чтобы младшие классы были выделены в отдельный кампус, так как роль преподавателей для учащихся первого-второго класса значительно выходит за рамки образовательной. Учителя младших классов формируют сознание детей. Хотя тут правильно было бы отметить и роль дошкольного образования, стоящего у истоков мировоззрения детей. Вся эта работа является превентивной мерой в отношении школьного шутинга.

Обеспечение безопасности массовых мероприятий

Массовые мероприятия различаются как по характеру (митинги, футбольные матчи, концерты), так и по приказам, регулирующим обеспечение безопасности.

Объекты массового посещения, начиная от 50 человек, должны иметь паспорт антитеррористической защищенности. В этом документе прописаны роли частной охранной структуры и других силовых ведомств, места нахождения оперативных групп, их действия в зависимости от характера проводимого массового мероприятия и т.д. Отсутствие такого паспорта влечет за собой штраф. При наступлении негативного события отсутствие паспорта является отягощающим обстоятельством. достаточно часто к обеспечению безопасности привлекаются частные охранные предприятия, например для охраны внешнего периметра и т.п. Однако основным документом, определяющим регламент использования сил и средств, является паспорт антитеррористической защищенности.

Программа онлайн-мероприятий для специалистов по безопасности, ИТ и цифровой  трансформации

Из детективов в журналисты

Еще один вид деятельности компаний, входящих в состав "Союза Миротворец", – детективная. Детективное агентство – это частная структура, которая проводит частные расследования. При этом правовой статус детектива российским законодательством должным образом не проработан. Детектив не может являться субъектом в судебном разбирательстве. Он может действовать по заданию адвоката, но как частный субъект.
Проблемы законодательного регулирования деятельности детективов приводят к тому, что они часто переходят в смежные профессии, например становятся журналистами, ведут журналистские расследования. Статус журналиста законодательно дает больше прав, чем статус детектива.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Иллюстрация к статье ru.freepik.com

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Критерии выбора систем защиты периметра