Подписка
МЕНЮ
Подписка

Представляйте свои решения и делитесь опытом на конференциях: 6 июня. Цифровая логистика: управление и оптимизация цепей поставок 7 июня. AgroTech: интеллектуальные технологии в сельском хозяйстве 8 июня. Умное видеонаблюдение на базе AI и компьютерного зрения 9 июня. Автоматизация бизнес-процессов в условиях импортозамещения Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы выбрать интересующее вас мероприятие

Роль ведомственной охраны Минтранса России в обеспечении транспортной безопасности

Алексей Ковыршин, 03/02/22

Обеспечение транспортной безопасности является важной государственной задачей, которая направлена на защиту населения, сохранность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и обеспечение устойчивой работы транспортного комплекса в целом. Весомый вклад в эту деятельность вносит ведомственная охрана Минтранса России.

Создавайте ведущее отраслевое издание по безопасности вместе с нами!

Ведомственная охрана Министерства транспорта Российской Федерации функционирует уже почти 20 лет. Необходимость ее создания обусловлена спецификой деятельности транспортного комплекса, круглосуточным режимом его функционирования, а также необходимостью оперативно и гибко реагировать на изменения складывающейся обстановки с учетом вновь формирующихся вызовов и угроз.

С принятием Федерального закона "О транспортной безопасности" ведомственная охрана органично вписалась в систему обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (АНВ), в том числе террористических актов, став основой формирующейся системы антитеррористической защищенности. В состав ФГУП "УВО Минтранса России" входят 9 филиалов, 4 отряда, 80 команд и 358 отделений, которые подчиняются единому органу управления.

Подразделения ведомственной охраны Минтранса России обеспечивают защиту 1057 объектов, из которых более 850 – это ОТИ и транспортные средства (ТС). Ежедневно в составе караулов и дежурных смен защиту объектов осуществляют более 2270 работников.

Среди наиболее важных объектов защиты – мосты, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, морского и речного транспорта, гидротехнические и другие искусственные строения и сооружения, имеющие стратегическое значение для функционирования транспортного комплекса и экономики государства.

ТБ1Ведомственная охрана Минтранса России обеспечивает защиту более 850 объектов транспортной инфраструктуры

Полномочия сотрудников ведомственной охраны

Как показывает практика, участие работников ведомственной охраны в защите ОТИ позволяет улучшить качество защиты и минимизировать риски совершения противоправных посягательств и АНВ. Этому способствуют широкие полномочия работников. Привлеченный для защиты ОТИ работник ведомственной охраны имеет право осуществить:

  • проверку документов, дающих право на вход и выход лиц, въезд и выезд транспортных средств, завоз и вывоз имущества с охраняемых объектов;
  • досмотр транспортных средств;
  • проверку условий хранения имущества на охраняемых объектах, состояния инженерно-технических средств охраны;
  • меры по пресечению выявленных нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, и ликвидации указанных условий;
  • административное задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;
  • личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;
  • охрану места происшествия;
  • использование транспортных средств собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, и т.д.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

Законодательные инициативы Минтранса

Анализ причин и условий, способствующих возникновению факторов, негативно влияющих на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта, свидетельствует о необходимости корректировки работы по формированию системы защиты транспортного комплекса от АНВ, особенно в отношении объектов, требующих одновременно защиты от АНВ в рамках исполнения положений Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также защиты от противоправных посягательств (охраны) в рамках Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране", что создает коллизию их правоприменения при схожести предмета регулирования, а также необоснованное увеличение средств на их реализацию.

В связи с этим Минтрансом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в части совершенствования отдельных положений", который предусматривает унификацию указанных законодательных норм, позволяющую гармонизировать нормативное правовое регулирование.

В частности, указанным проектом устанавливается, что защита ОТИ, подлежащих охране подразделениями федеральных органов исполнительной власти от АНВ, предусматривает защиту таких объектов от противоправных посягательств и осуществляется указанными подразделениями, являющимися подразделениями транспортной безопасности. Данная норма позволит комплексно решать поименованные задачи, а также оптимизировать финансовые затраты субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ). Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Подготовка настоящего пакета документов обусловлена необходимостью минимизации издержек правообладателей объектов, подлежащих как обязательной охране, так и защите от АНВ. Следует отметить, что общая доля объектов транспорта, отнесенных к данной категории, составляет 2,5–4% от общего количества категорированных объектов, поэтому реализация данных предложений не вводит ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности либо оказания отдельных видов услуг, и не может привести к ограничению конкуренции. Необходимо учитывать не только правовой статус ведомственных охран, но и наличие законодательных запретов в отношении частных охранных организаций по оказанию охранных услуг на ОТИ федерального значения, а также в отношении подразделений транспортной безопасности (ПТБ) – по оказанию охранных услуг в целом.

В этих условиях реализация предложенных мероприятий обеспечит комплексное решение предписанных законодательством Российской Федерации задач по охране и защите указанных ОТИ.

Данная законодательная инициатива совпадает с позицией национального антитеррористического комитета (НАК), который отметил необходимость принятия дополнительных мер по противодействию угрозам, связанным с нарушением требований по антитеррористической защищенности объектов. В качестве таких мер НАК предлагает использовать силы и средства ведомственных охран, созданных имеющими на то право федеральными государственными органами и организациями органов управления.

При поддержке транспортного сообщества данные инициативы позволят обеспечить сохранение условий для поддержания конкурентоспособной среды на рынке ПТБ без ущерба интересам государства как собственника объектов транспорта федерального значения.

ТБ2Ежедневно защиту объектов осуществляют более 2270 сотрудников ведомственной охраны Минтранса России

Требования должны быть разумными

В последнее время наметилась тенденция установления заказчиком требований по оснащенности привлекаемых ПТБ сверх предусмотренного законодательством о транспортной безопасности обязательного перечня технических и специальных средств.

Зачастую общая стоимость такого оборудования в несколько раз превышает годовую стоимость оказываемых услуг. Такие требования к оснащению ПТБ, в том числе отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, разработанные отдельными специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности и утвержденные компетентными органами, не отвечают принципу разумной достаточности и не снижают финансовую нагрузку на ПТБ. Эти требования автоматически переносятся в конкурсную документацию, оцениваются СТИ, и, как правило, в конкурентных процедурах побеждают ПТБ, являющиеся одновременно и специализированными организациями или входящие вместе с ними в одни объединения. Использование такого оборудования предусматривается только при введении (объявлении) уровней безопасности № 2 и № 3, которые с 2007 г. ни разу не были введены (исключение составляет АНВ в аэропорту Домодедово в январе 2011 г.), порядок его использования не определен, а запрашиваемое количество не обеспечивает полного и безусловного выполнения мероприятий, предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

ТБ3В составе ФГУП "УВО Минтранса России" – 9 филиалов, 4 отряда, 80 команд и 358 отделений

Вызывает настороженность обширное использование СТИ такого способа организации конкурентных процедур, как аукционы. По отдельным ОТИ фиксируются факты снижения максимальной начальной цены контрактов на 40% и более. В связи с этим возникают сомнения в компетенции организаторов конкурса в части определения цены, а также в чистоплотности исполнителя в части надлежащего и качественного оказания услуг. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является переход деятельности ПТБ на принципы саморегулирования.

Кроме того, отмечается отсутствие единообразного подхода к применению действующих норм законодательства в области авиационной и транспортной безопасности объектов воздушного транспорта. Это повышает риски привлечения того или иного участника отношений к ответственности и в определенной мере снижает степень защищенности объектов воздушного транспорта.

Так, в апреле 2020 г. вступили в силу изменения в ст. 83 и 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, которыми предусматривается расширение перечня субъектов, отвечающих за обеспечение авиационной безопасности в аэропортах. Введение данных норм привело к тому, что сложилась неоднозначная ситуация в применении СТИ правоотношений совокупности норм Воздушного кодекса Российской Федерации, Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 г. № 42, а также законодательства в области охранной деятельности.

Участникам процесса обеспечения транспортной безопасности предстоит найти разумный компромисс, решить спорные вопросы и оптимизировать систему антитеррористической защиты транспортного комплекса Российской Федерации.

 

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №6/2021
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...