Система "Антидрон": успеть за 83 секунды
Николай Овченков, 01/06/20
О противодействии дронам на объектах гражданской авиации.
Проблема защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства с использованием дронов на пике актуальности. В данной статье рассмотрены системы обнаружения и нейтрализации дронов, разработанные на оценке модели нарушения и вероятных сценариев их использования.
Дроны бывают военного и гражданского назначения, а по типу подразделяются на самолетные, вертолетные, парапланерные, аэростатические и мультикоптеры. Наиболее распространенными и доступными являются гражданские дроны мультикоптерного типа. Им мы и уделим основное внимание.
Возможности мультикоптеров
По стоимости дроны мультикоптерного типа бывают разных классов:
- Недорогие (около 60 тыс. рублей). Имеют малый вес (0,734 кг) и размер – эффективную площадь рассеивания (далее – ЭПР), из-за чего обнаружить их при помощи радиолокационных систем сложнее, чем другие виды дронов.
Поднимаются на достаточно большую высоту (до 5 км), автономны (до 30 мин.), могут нести малую нагрузку (до 0,5 кг). Это опасный враг, но у него мало возможностей, чтобы причинить ущерб. Одна из угроз – попадание в двигатель самолета при несении титановой пластины. - Средний ценовой сегмент (около 150 тыс. рублей). Для таких дронов характерен небольшой вес (1,375 кг) и достаточный размер (ЭПР) для эффективного обнаружения радиолокационными системами. Имеют самую большую высоту полета (до 6 км), автономность (до 30 мин.), могут нести уже более серьезную нагрузку (до 1 кг). Недостаточно возможностей для причинения ущерба. Угроза – попадание в двигатель самолета при несении титановой пластины, легкого взрывного устройства, средства химического или бактериологического оружия.
Из-за невысокой несущей способности дроны первых двух типов не являются сколько-нибудь существенной угрозой, значительную часть
полезной нагрузки в них занимают видеокамеры. На перенос груза остается немного, и каждый грамм дополнительного веса снижает возможности дальности и автономности полета.
Однако из-за своей доступности и распространенности эти дроны являются наиболее вероятными нарушителями воздушного пространства объектов ГА. - Средневысокий ценовой сегмент (около 455 тыс. рублей). Имеют существенный вес (10 кг) и достаточный размер (ЭПР) для эффективного обнаружения радиолокационными системами. Достаточно большая высота полета (до 4,5 км), автономность (до 32 мин.), могут нести уже большой груз (до 6 кг). Чрезвычайно опасный враг, имеющий достаточно возможно-
стей, чтобы причинить ущерб. Угроза – столкновение с воздушным судном, попадание в двигатель самолета, несение взрывных устройств и других средств массового поражения. - Высокий ценовой сегмент (около 957 тыс. рублей). Для этих дронов характерен большой вес (24,5 кг) и достаточный размер (ЭПР) для эффективного обнаружения радиолокационными системами. Небольшая высота полета (до 2 км), автономность (до 10–18 мин.), могут нести уже большой груз (до 16 кг). Опасный враг, имеющий достаточно возможностей, чтобы причинить ущерб. Однако маловероятный нарушитель из-за невысокой распространенности. Легко обнаруживается антидронсредствами из-за большого веса, ЭПР и невысокой скорости полета. Угроза – столкновение с воздушным судном, попадание в двигатель самолета, несение взрывных устройств и других средств массового поражения.
Ограничения дронов
В прошивке гражданских дронов установлены ограничения:
- максимальной высоты полета – 0,5 (реже 0,12) км;
- максимально возможная скорость;
- запрет перемещения около объектов национального значения (аэропортов).
Для того чтобы дрон полетел выше, необходима перепрошивка. В то же время в Интернете в открытом доступе имеются необходимые прошивки для популярных дронов и инструкции по их перепрошивке.
Таким образом, любой дрон весом более 250 г, подлетевший к аэропорту ближе 3 км или летящий на высоте более 0,5 км, является перепрошитым. При этом следует учитывать, что перепрошивка зачастую делается для снятия других технических ограничений, а опция полета над бесполетными зонами дается с заменой прошивки "в подарок".
Угрозы и последствия
21 декабря 2018 г. в качестве меры предосторожности, связанной с полетами дронов, была закрыта на несколько часов единственная взлетно-посадочная полоса аэропорта Гатвик в Лондоне.
За 36 часов активности двух дронов более 120 тыс. пассажиров не попали на свои рейсы, авиакомпании потерпели миллионные убытки и репутационный ущерб. Потери от единственного инцидента многократно превысили стоимость установки системы защиты, которая позволит защититься как от настоящих, так и фейковых дронов.
Внедрение систем защиты от дронов находится в зоне ответственности ОТИ и выгодно авиакомпаниям. Аэропорт, оборудованный такой системой защиты, более привлекателен для авиакомпании: снижены риски повреждения ВС и задержки рейсов.
Любые системы защиты от дронов должны включать в себя средства обнаружения, классификации и нейтрализации дронов.
Таблица. Сравнительные характеристики способов обнаружения дронов
Обзор средств обнаружения, распознавания и классификации дронов
Для обнаружения дронов могут использоваться различные физические принципы или их комбинация, а каждый из способов обнаружения и противодействия имеет свои достоинства и недостатки.
К числу средств обнаружения и классификации дронов относятся:
- Радиочастотное обнаружение (сканирование радиоэфира). Радиочастотная дрон-детекция осуществляется на основе обнаружения дронов по характерным радиосигналам. Антенные комплексы для детекции беспилотников оснащаются удобным интерфейсом, который дает графическое отображение окружающей местности, метку засеченного в воздухе дрона и оповещает о вторжении. Это одно из основных средств обнаружения в комбинации с РЛС.
Достоинства: зона обнаружения – купол, обнаружение дронов на достаточно большой высоте (в основном до 1,5 км, но есть и большей дальности).
Недостатки: невозможность обнаружения дронов в режиме радиомолчания. - Радиолокационные станции (эффект Доплера). Используется метод радиолокации, основанный на излучении радиоволн и регистрации их отражений от объектов. Это один из основных методов обнаружения в комбинации с радиочастотным обнаружением.
Достоинства: возможность обнаружения дронов в режиме радиомолчания.
Недостатки: ограничение зоны контроля по углу места, требуется тщательный выбор мест установки, уязвимость при проникновениях с высоты. - Лидар (лазерный радар). Технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем, использующих явления поглощения и рассеяния света в оптически прозрачных средах. Лидар как прибор представляет собой как минимум активный дальномер оптического диапазона. Подходит для защиты отдельных небольших объектов, но не рекомендован к использованию как основное средство обнаружения для аэропорта.
Достоинства: возможность обнаружения дронов в режиме радиомолчания.
Недостатки: критически малая дальность и высота обнаружения (до 0,4 км), уязвимость для всех видов дронов. - Визуальное обнаружение (видеоаналитика). Это камеры высокого разрешения со специальным программным обеспечением. Они автоматически фокусируются на малоразмерных воздушных целях и, если такая цель опознана как дрон с помощью базы данных визуальных сигнатур, записывают видео приближения дрона к объекту, включая при этом сигнализацию. Применяется как дополнительное средство обнаружения и сопровождения цели.
Достоинства: возможность обнаружения дронов в режиме радиомолчания, использование в качестве средства классификации и сопровождения целей, наведенного по координатам РЛС или системы радиочастотного обнаружения.
Недостатки: критически малая дальность и высота обнаружения (0,1 км), уязвимость для всех видов дронов. - Обнаружение по звуку (аудиоаналитика). Звуковые характеристики (сигнатура) летящего дрона передаются с акустического датчика (микрофона) на сервер, где сравниваются с сигнатурами всех беспилотников, скомпонованными в особую базу данных. Возможно применение для защиты отдельных небольших объектов, но не рекомендовано к использованию как основное средство обнаружения для аэропорта.
Достоинства: возможность обнаружения дронов в режиме радиомолчания.
Недостатки: малая дальность и высота обнаружения (до 1,2 км), уязвимость для всех видов дронов.
Модель угрозы
Средства нейтрализации
Нейтрализация дронов может быть физическая и радиоэлектронная. Физическая – это уничтожение с применением оружия, а также вступление дрона или дрессированной крупной хищной птицы службы транспортной безопасности в воздушный бой с дроном нарушителя. В рамках данной статьи будет рассмотрена исключительно радиоэлектронная нейтрализация дронов. К ней относятся:
- Постановка помех с целью прерывания канала управления дроном с наземной станции.
- Постановка помех с целью прерывания связи дрона со спутниками навигационных систем.
- GPS/ГЛОНАСС-спуфинг (фальсификация навигационных координат).
- Перехват управления дроном.
Как правило, системы нейтрализации используют постановку помех для каналов управления дроном и каналов связи со спутниками навигационных систем. По исполнению они делятся на стационарные, мобильные и ручные. Стационарные, в свою очередь, подразделяются по сектору излучения на:
- всенаправленные, создающие защитный купол;
- секторные;
- узконаправленные, установленные на поворотной платформе.
Как правило, системы нейтрализации подавляют частоты в диапазонах 433/868/900/1200 МГц, 1,57542/1,602 ГГц и 2,4/5,2/5,8 Гц. Интеллектуальные решения способны обнаруживать частоты управления дронами в том числе из других диапазонов частот и подавлять их.
Очевидно, что использование подобных средств радиоэлектронной борьбы с антеннами всенаправленного действия не допускается в условиях аэропорта. Более того, там также рекомендуется не применять без острой необходимости подавление глобальных систем позиционирования (GPS/ГЛОНАСС). Вероятно, для аэропортов лучшим способом является постановка помех непосредственно на дрон-нарушитель узконаправленными антеннами, расположенными на поворотных устройствах.
Комплексная система защиты
Проведенный анализ технических характеристик дронов показывает, что любительские модели дронов стоимостью до 300–400 тыс. рублей плохо приспособлены к совершению террористического акта с использованием наиболее опасных тактик скрытного проникновения на территорию аэропорта путем обхода зоны контроля на большой высоте. Следовательно, такие дроны вероятнее всего будут применяться для проникновения на относительно небольшой высоте и будут уязвимы для большинства систем защиты. Однако чем более правильно спроектирована система защиты, тем более дорогие дроны нужны, чтобы справиться с задачей скрытного проникновения. Грамотная система защиты позволит обнаружить на подлете и нейтрализовать в том числе и модели дронов, предназначенные для промышленного использования (стоимостью более 1 млн рублей).
Анализ технических характеристик дронов, достоинств и недостатков систем обнаружения, способов распознавания и классификации дронов, основанных на различных физических принципах, позволяет сделать вывод, что не существует идеального принципа действия, гарантирующего обнаружение и распознание дрона в любых условиях. При этом наиболее эффективным средством защиты является интегрированная мультисенсорная система, в которую входят:
- Радиочастотная система обнаружения дронов по радиоизлучению с дальностью действия не менее 1,5 км и определением координат дронов.
- Сеть радиолокационных станций с дальностью действия до 3–5 км и углом обзора по месту не менее 60 град.
- Видеокамеры на поворотных устройствах, предназначенные для верификации целей и контроля процесса нейтрализации дронов, автоматически наводимые по целеуказанию систем обнаружения.
- Средства для нейтрализации дронов узконаправленной постановкой помех, размещенные на поворотных устройствах совместно с видеокамерами.
- Система поддержки принятия решения, позволяющая применять как автоматическую, так и автоматизированную после подтверждения оператором тактику нейтрализации дронов, а также их выбор с учетом рассчитанного системой уровня угрозы объекту и установленного уровня транспортной безопасности.
Модель угрозы
При условии правильно спроектированных мест установки средств обнаружения и противодействия наиболее вероятным будет обнаружение атаки дрона на расстоянии 1,5 км от границ или критических элементов объекта. В таком случае время подлета дрона, движущегося со скоростью 65 км/ч, составит ≤83 с. Это время на принятие решения оператором о применении средств нейтрализации. Нужно оценить направление, откуда движется угроза, узнать, нет ли на пересекающихся курсах воздушных судов, проанализировать степень угрозы и вероятные последствия, выбрать тактику противодействия:
- предупреждение (кратковременная постановка помех), если дрон находится за пределами зоны транспортной безопасности;
- нейтрализация (постановка помех до прекращения опасности), например, если зафиксирована атака сверху над объектом транспортной инфраструктуры или направление движения дрона в сторону критически важного или опасного объекта.
Как показывает практика, в критической ситуации человеку сложно принимать подобного рода решения, а на это в лучшем случае есть 83 с.
Для эффективной защиты необходима система поддержки принятия решения, позволяющая автоматизировать процессы анализа угрозы, вывести необходимую информацию и предложить оператору соответствующую тактику реагирования. Без этого инвестиции в оснащение объекта одной или несколькими разрозненными системами защиты нецелесообразны.
Экспертный подход
Для поддержки принятия решения на рынке предлагаются программно-аппаратные комплексы (ПАК), позволяющие посредством соответствующих модулей интеграции получать от систем обнаружения и противодействия и выдавать оператору следующую информацию:
- время, способ обнаружения и координаты дрона, степень угрозы;
- видеоизображение от систем визуального контроля;
- наведение систем нейтрализации на цель и готовность к действию;
- при одновременном обнаружении нескольких объектов их индивидуальное отображение на карте.
ПАК на платформе PSIM-класса помогают не только осуществлять мониторинг проникновения беспилотных летательных аппаратов, но и имеют инновационные средства для автоматизированной обработки информации о зафиксированных тревожных сигналах. Они обеспечивают следующие возможности в части поддержки принятия решений:
- Помощь при верификации тревожных событий.
- Анализ степени угрозы и предложение наиболее подходящей тактики реагирования в соответствии с гибко настраиваемыми алгоритмами.
- Контроль решений, принимаемых операторами.
- Координация реагирования на происшествия и контроль над процессом реагирования.
- Расследование инцидентов.
Заключение
Стоит отметить, что уровень угроз от гражданских дронов высок. Скорость передвижения беспилотных средств более 65 км/ч делает недостаточным применение исключительно средств обнаружения и подавления, так как
время на принятия решения оператором о применении средств нейтрализации должно быть менее 83 с. Цена данного решения чрезвычайно высока: ошибка может повлечь серьезные последствия. В условиях чрезвычайной ситуации оператору нужно оценить направление движения дрона, узнать, нет ли на пересекающихся курсах воздушных судов, проанализировать степень угрозы и вероятные последствия.
Произвести такие расчеты в сверхмалый отрезок времени не под силу человеку. Решить такую задачу способна система PSIM-класса, интегрированная с элементами обнаружения, подавления и др.
Таким образом, техническое решение, реализованное на базе программного обеспечения PSIM-класса, снижает нагрузку на оператора, исключает негативное влияние человеческого фактора. Такой подход позволяет максимально повысить скорость реагирования и эффективность действий.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2020
Редакция советует
В статье приводится обзор средств обнаружения и распознавания дронов, приведена классификация беспилотных летательных аппаратов, описана модель угроз и эффективные способы ее нейтрализации при помощи программно-аппаратных комплексов на платформе PSIM-класса.
Технические решения для обеспечения безопасности объектов от угроз БПЛА имеются у российских разработчиков, проектировщиков и поставщиков – ООО "Рубеж-инжиниринг", ПСЦ "Электроника", компании ЮМИРС. Системы управления беспилотными аппаратами представляет крупнейший российский интегратор – компания "КРОК".
Изображения предоставлены автором
Фото: ru.freepik.com