Подписка
МЕНЮ
Подписка

Онлайн-программа Форума "Технологии и безопасность 2024"  12 марта. AI, BI, RPA, Low-code/No-code  для интеллектуального управления  бизнес-процессами цифрового предприятия 13 марта. Защита корпоративных данных: достаточно ли DCAP и DLP? 14 марта. Автоматизация реагирования на инциденты по ИБ  Изучайте программу мероприятий и участвуйте!

Система автоматизации процессов управления безопасностью и охраной труда

Оксана Козлова, Павел Силич, Павел Курочкин, 05/12/22

Практика разработки и внедрения на АО "НИПИГАЗ"

Управление реализацией крупных инвестиционных строительных проектов, особенно на этапе их исполнения, характеризуется высокой динамикой производства работ, необходимостью принимать ответственные решения в условиях неопределенности и недостатка необходимых данных. Такая ситуация повышает вероятность наступления негативных событий – случаев получения травм различной степени тяжести, отказов оборудования, аварий и т.д.

Обзор решений для защиты объектов ТЭК и КВО

Недостаток необходимых данных не означает их полного отсутствия: строительные организации разного уровня иерархии управления инвестиционным строительным проектом (заказчик – EPCm-подрядчик – генеральный строительный подрядчик, строительные организации низших ступеней иерархии) не обладают достаточным ресурсом для учета, регистрации, обработки и представления информации во всей необходимой полноте и достаточности в условиях высокой динамики производства работ.

Решить данную проблему возможно, внедрив в повседневную практику современные системы автоматизации и цифровизации процессов в области безопасности и охраны труда.

В статье представлен опыт АО "НИПИГАЗ" – крупной отечественной инжиниринговой компании – по разработке и внедрению комплексной системы управления безопасностью и охраной труда на этапе исполнения инвестиционных строительных проектов.

Особенности управления реализацией инвестиционных строительных проектов в области безопасности и охраны труда

Травматизм работников строительных организаций выступает одним из ключевых показателей, характеризующих эффективность системы управления реализацией инвестиционного строительного проекта как в области безопасности и охраны труда, так и в целом. Показатели травматизма и аварийности являются ключевыми в системе оценки работ по управлению проектом. Недостижение запланированных и согласованных с заказчиками и инвесторами значений приводит к повышению процентных ставок за пользование кредитом в соответствии со стратегией, выбранной заказчиком работ.

Работы, выполняемые строительными организациями на этапе исполнения инвестиционного строительного проекта (общестроительные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы), отличаются сложностью и разнообразием технологических процессов, высокой тяжестью и напряженностью трудового процесса, временным характером рабочих мест, недостаточной механизацией и автоматизацией основных технологических процессов1–10.

Результаты многолетних наблюдений показывают, что в строительной отрасли в период с 2004 по 2019 г. зафиксировано свыше 9% всех зарегистрированных в РФ несчастных случаев и около 19% случаев летального травматизма. За последние 12 лет летальность происшествий, регистрируемых в строительстве, выше, чем в других областях, на 3–6%1–10. В течение последних 15 лет условия труда работников строительных организаций ухудшаются, о чем свидетельствует возрастающий тренд доли работников строительных организаций, занятых во вредных условиях труда1–9, а также занятых на тяжелых работах.

В качестве перспективных направлений повышения эффективности организации работ в области охраны труда в строительных организациях, привлеченных к работам по реализации инвестиционных строительных проектов, можно отметить следующие:

  • повышение эффективности программ улучшения условий труда, минимизации травматизма и аварийности на основе внедрения риск-ориентированного подхода;
  • оптимальное финансирование мероприятий по охране труда работников строительных организаций;
  • разработка и внедрение средств и способов механизации и автоматизации технологических процессов.

Повышение эффективности формирования и реализации мероприятий, включенных в программы улучшения условий труда, возможно при обеспечении полноты анализа данных, необходимых и достаточных для принятия обоснованных решений. По опыту реализации проектов, не все строительные организации обладают достаточным экспертным и человеческим ресурсом, способным на необходимом уровне качества выполнять данную работу.

Оптимальное финансирование мероприятий в области безопасности и охраны труда, а также разработка и внедрение решений по механизации и автоматизации технологических процессов напрямую зависят от обоснованного плана мероприятий, учитывающего особенности производства работ в существующих условиях и динамику их изменения.

При привлечении к реализации инвестиционных строительных проектов большого количества строительных организаций, работников массовых профессий (многокультурность, многонациональность, недостаточный уровень общей культуры и технологической дисциплины и т.д.), а также при отсутствии экспертов, способных проводить на необходимом уровне качества работы по оценке и анализу степени опасности работ, выявлению действующих на работников вредных и опасных факторов, разработка и внедрение информационно-аналитической системы, способной выполнять данные виды задач, является перспективным направлением.

Концепция системы данных для разработки информационно-аналитической системы

Создание программно-информационной системы, способствующей повышению эффективности организации охраны труда, автоматизации процесса учета, регистрации, обработки и представления данных для формирования программ управления рисками, улучшения условий труда и принятия решений по оптимизации их финансирования в существующих условиях, потребовало проработки и решения ряда вопросов:

  • разработка единых для всех строительных организаций показателей эффективности (то есть данных, которые будут учитываться и обрабатываться информационно-аналитической системой);
  • разработка единых определений показателей эффективности и обеспечение их использования строительными организациями, привлеченными к работам по реализации инвестиционного строительного проекта (фактически формирование единой базы нормативно-методических документов);
  • классификация данных для каждого уровня иерархии управления реализацией инвестиционного строительного проекта (диагностические данные, системные данные, общие данные).

Работа по структурированию в области информационной логистики данных о безопасности и охране труда позволяет:

  • диагностировать эффективность системы управления безопасностью и охраной труда в строительных организациях проекта (диагностические данные);
  • оценивать эффективность реализуемых программ мероприятий, определять фокусы внимания (системные данные);
  • оценивать эффективность стратегий, формировать обоснования для финансирования мероприятий, инициирования и поддержки необходимых улучшений (общие данные).

Диагностические данные используются генеральным строительным подрядчиком в ходе сопоставительного анализа с целью определения направлений работы, требующих улучшения.

Системные и общие данные позволяют как оценивать эффективность отдельных направлений работы, так и формировать единые для всех строительных организаций инвестиционного проекта практики и мероприятия, реализация которых будет способствовать достижению запланированных значений показателей в области безопасности и охраны труда.

Благодаря единой терминологии, отсутствию различий в определении отдельных показателей эффективности системы управления охраной труда и, следовательно, применению общего подхода сокращается время, затрачиваемое на согласование и обработку в информационной компьютерной системе, облегчается процесс формирования программ мероприятий.

Оценка показателей является средством проверки соответствия системы предъявляемым требованиям. Необходимо оценить конкретные результаты работы системы для того, чтобы убедиться в том, что она функционирует и решает поставленные задачи. В табл. 1 приведено описание основных групп показателей.

Таблица 1. Описание основных групп показателейТаблица 1. Описание основных групп показателей

Каждый показатель ориентирован на соответствующего получателя. Основные задачи и принципы систематизации и классификации данных приведены в табл. 2.

Таблица 2. Задачи и принципы систематизации и классификации данныхТаблица 2. Задачи и принципы систематизации и классификации данных

Решение поставленных задач на подготовительном этапе позволило сформировать укрупненную дорожную карту разработки и внедрения информационно-аналитической системы.

Форум "Технологии и безопасность" |  месяц цифровых технологий и технологий безопасности

Основные этапы разработки и внедрения информационно-аналитической системы в области безопасности и охраны труда

АО "НИПИГАЗ" – отечественная инжиниринговая компания (входит в "СИБУР Холдинг"), реализующая полный комплекс работ по управлению реализацией крупных инвестиционных строительных проектов, от инициирования и бизнес-планирования до завершения строительно-монтажных и пусконаладочных работ и передачи построенных объектов эксплуатирующей организации3.

Таблица 3. Дорожная карта разработки и внедрения информационно-аналитической системы в области управления безопасностью и охраной труда, примененная в АО "НИПИГАЗ"Таблица 2. Задачи и принципы систематизации и классификации данных

В табл. 3 представлена укрупненная дорожная карта разработки и внедрения информационно-аналитической системы в области безопасности и охраны труда, примененная в АО "НИПИГАЗ".

Комплексное решение поставленных задач реализовано в процессе разработки информационно-аналитической системы "Корпоративная система управления охраной труда (КСОТ)", которая выполняет функции:

  • управления процессами учета;
  • сохранения и обработки данных, генерируемых в деятельности по управлению безопасностью труда в процессе реализации инвестиционных строительных проектов;
  • формирования отчетов стандартной формы.

Цифровые решения для безопасности работ на этапе исполнения инвестиционного строительного проекта

В табл. 4 описаны основные цифровые инструменты управления безопасностью и эффективностью работ, разработанные, внедренные и применяемые АО "НИПИГАЗ" на этапе исполнения инвестиционного строительного проекта.

Таблица 4. Основные цифровые инструменты, используемые АО НИПИГАЗ в системе управления рисками реализации проектаТаблица 4. Основные цифровые инструменты, используемые АО НИПИГАЗ в системе управления рисками реализации проекта

Разработанные решения апробированы АО "НИПИГАЗ" в процессе реализации крупных инвестиционных строительных проектов "Амурский ГПЗ", "Амурский ГХК", реконструкция НПЗ АО "Газпром нефть" в Москве и Омске.

Автоматизированная корпоративная система управления охраной труда (КСОТ)

Комплексное решение поставленных задач реализовано в ходе разработки информационно-аналитической системы "Корпоративная система управления охраной труда (КСОТ)", которая выполняет функции управления процессами учета, сохранения и обработки данных, генерируемых в деятельности по управлению безопасностью труда в процессе реализации инвестиционных строительных проектов, формирования отчетов стандартной формы.

Таблица 5. Этапы разработки и внедрения автоматической системы управления охраной труда (КСОТ)Таблица 5. Этапы разработки и внедрения автоматической системы управления охраной труда (КСОТ)

Разработка и внедрение системы КСОТ осуществляется поэтапно. На первом этапе автоматизированы основные и вспомогательные процессы.

В табл. 6 приведено описание основных модулей системы КСОТ.

Таблица 6. Основные модули корпоративной системы управления охраной труда АО НИПИГАЗТаблица 6. Основные модули корпоративной системы управления охраной труда АО НИПИГАЗ (1)

Таблица 6. Основные модули корпоративной системы управления охраной труда АО НИПИГАЗ (2)

Таблица 6

Интерактивный обучающий комплекс с применением технологий виртуальной реальности VR

Интерактивный обучающий комплекс с использованием средств виртуальной реальности (VRтренажеры) разработан для поддержания необходимых индивидуальных и коллективных компетенций для отработки навыков работы на высоте, безопасной организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ, земляных работ и др. у работников строительных организаций.
Компоненты учебного комплекса описаны в табл. 7.

Таблица 7. Компоненты программно-аппаратного комплекса с применением VR-тренажеровТаблица 7. Компоненты программно-аппаратного комплекса с применением VR-тренажеров

Характеристика целевых групп работников строительных организаций приведена в табл. 8.

Таблица 8. Целевые группы работников строительных организацийТаблица 8. Целевые группы работников строительных организаций

На рис. 1 представлены скриншоты одного из сценариев.

Рис. 1. Скриншоты виртуальной среды VRтренажера (выполнение работ на высоте)

Рис. 1. Скриншоты виртуальной среды VRтренажера (выполнение работ на высоте)

Применение программно-аппаратного комплекса с применением VR-тренажеров позволяет достичь следующих эффектов:

  • сократить количество ошибок и нарушений, связанных с недостаточным уровнем знаний или отсутствием достаточного практического опыта;
  • оперативно и эффективно закреплять поведенческие стереотипы безопасного выполнения работ у работников строительных организаций.

Комплексная система видеонаблюдения

Решение, реализованное АО "НИПИГАЗ", предполагает комплексное использование стационарных и мобильных систем видеонаблюдения (см. табл. 9).

Таблица 9. Компоненты системы видеонаблюдения АО "НИПИГАЗ"Таблица 9. Компоненты системы видеонаблюдения АО НИПИГАЗ

Систематический мониторинг соблюдения правил ОТ, ПБ и ООС на строительной площадке с использованием беспилотного летательного аппарата позволяет производить мониторинг с безопасной дистанции, в том числе незаметно для работников строительных организаций, не отвлекая их от выполняемых задач.

Рис. 2. Материалы фиксации нарушений

Рис. 2. Материалы фиксации нарушений

Использование БЛПА позволяет выявлять следующие нарушения (рис. 2):

  • перемещение работника по металлоконструкции с материалом в руках на высоте более 1,8 м без использования СИЗ от падения с высоты;
  • несколько работников (два и более), находясь на эстакаде, на высоте более 1,8 м, при выполнении работ по креплению тента на внешней стороне эстакады перегнулись за ограждение на уровень пояса, при этом не применяли СИЗ от падения с высоты;
  • работник при выполнении работ на эстакаде на высоте более 1,8 м установил на проектное ограждение и лестницу доску шириной 150 мм и выполнял с нее работы по монтажу оборудования;
  • работник не использовал защитный лицевой щиток при работе с угловой шлифовальной машиной;
  • работник не применил огнеупорную спецодежду при производстве сварочных работ на крыше здания;
  • при работах по монтажу металлоконструкций с автогидроподъемника у работника не был привязан гаечный ключ веревкой к страховочной привязи;
  • неприменение непрерывного безопасного метода страховки работником при выходе с люльки автогидроподъемника на строительные леса;
  • работник сбрасывал доски на землю с верхнего яруса эстакад;
  • захламление территории производственными отходами.

Интеллектуальное наблюдение основано на использовании программно-аппаратного комплекса для отслеживания соблюдения правил ОТ ПБ и ООС на объектах строительства и оповещения ответственных сотрудников службы ОТ, ПБ и ООС АО "НИПИГАЗ" в режиме реального времени. Позволяет идентифицировать и зафиксировать следующие события:

  • аномальное поведение (падение и др.);
  • задымление, возгорание, искры;
  • нахождение в опасной зоне;
  • неиспользование или неправильное использование СИЗ от падения с высоты;
  • иные нарушения (в зависимости от необходимости).

Рис. 3. Состав автоматизированной системы моделирования транспортно-логистических потоков (КЗ – система компьютерного зрения)Рис. 3. Состав автоматизированной системы моделирования

Использование стационарных систем видеонаблюдения и видеоаналитики позволяет достичь следующих эффектов (рис. 3):

  • выявление, оперативное реагирование и предупреждение нарушений правил ОТ ПБ и ООС;
  • повышение эффективности контроля соблюдения правил ОТ ПБ и ООС за счет проведения постоянного, в режиме 24/7, автономного выявления нарушений в местах проведения работ;
  • формирование паттернов неосознанного правильного поведения (дисциплинирование работников).

Состав систем видеонаблюдения расширен за счет интеграции с системой отслеживания перемещений персонала по территории объектов строительства.

Система трекинга перемещений представляет собой программно-аппаратный комплекс для обеспечения непрерывного мониторинга персонала с использованием данных, получаемых с носимых устройств (трекеров), а также контроля (присутствие в запретной/не соответствующей реализуемым задачам зоне).

Эффекты и возможности системы отслеживания перемещений:

  • единая диспетчерская служба ОТ ПБ и ООС подключена к системе и имеет постоянный доступ к местонахождению сотрудников;
  • обеспечивается точное определение местонахождения сотрудника в случае происшествий;
  • каждое носимое устройство оснащено кнопкой SOS для передачи данных о нештатной ситуации в единую диспетчерскую службу ОТ ПБ и ООС для оперативного реагирования.

Автоматизированная система автоматизации и моделирования транспортно-логистических потоков (ДМТЛЛ)

Целью разработки и внедрения ДМТЛЛ является автоматизация процессов диспетчеризации транспортно-логистических потоков (ТЛП),
управления транспортной инфраструктурой и обеспечения безопасности дорожного движения (БДД).

Система осуществляет:

  • мониторинг движения транспортных средств и грузов, в том числе моделирование и прогнозирование загрузки транспортной сети с учетом ограничений на внешнем и внутреннем периметрах строительной площадки;
  • управление транспортной инфраструктурой (контроль, оценка и управление пропускной способностью подъездных дорог, КПП и других инфраструктурных объектов);
  • диспетчеризацию транспортных потоков;
  • безопасность дорожного движения на внутреннем и внешнем периметрах строительной площадки (контроль, анализ, управление обеспечением БДД вовлеченными сторонами проекта).

Система диспетчеризации и моделирования ТЛП включает в себя 10 функциональных блоков автоматизации. Блоки разделены по функциональному признаку и совокупно представляют собой комплексное решение (рис. 3).

Внедрение ДМТЛЛ позволяет достичь следующих эффектов:

  • предоставление прогнозных сроков доставки грузов на объекты строительства инвестиционного строительного проекта;
  • единое информационное поле, "окно" для всех заинтересованных сторон, участвующих в приеме и обработке грузов;
  • автоматизация анализа транспортной нагрузки, разработка мероприятий для повышения эффективности использования транспортно-логистической инфраструктуры;
  • автоматизация сбора и анализа информации о состоянии транспортных потоков, аварийных ситуациях в онлайн-режиме для принятия оперативных мер воздействия;
  • обеспечение требований безопасности дорожного движения, снижение аварийности.

Заключение

В статье рассмотрены вопросы цифровой трансформации бизнес-процессов по управлению безопасностью и охраной труда в строительных организациях, принимающих участие в реализации крупных инвестиционных строительных проектов. Подробно описаны цифровые решения, разработанные и внедренные АО "НИПИГАЗ" в практику управления работами строительных организаций на этапах проведения строительно-монтажных и пусконаладочных работ и технической эксплуатации построенных объектов, в частности Амурского газоперерабатывающего завода и Амурского газохимического комбината.

1 Таблицы из бюллетеня "Производственный травматизм в Российской Федерации в 2017 году". http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/

2 Таблицы из бюллетеня "Производственный травматизм в Российской Федерации в 2016 году". http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/

3 Таблицы из бюллетеня "Производственный травматизм в Российской Федерации в 2015 году". http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/

4 Таблицы из бюллетеня "Производственный травматизм в Российской Федерации в 2014 году". http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/

5 Сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/

6 Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. Росстат. М., 2017. 261 с.

7 Состояние условий труда работников организаций по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации. Бюллетени за 2007–2017 гг. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/4e01b6804fb6c7649e3cff6be9e332ec

8 Охрана труда в цифрах и фактах/Международная организация труда. М., 2004. 32 с.

9 Мониторинг условий и охраны труда в РФ. http://www.trudcontrol.ru/files/editor/files/Мониторинг%20условий%20и%20охраны%20труда%20в%20Российской%20Фе дерации%20–%202015.pdf 

10 Аблязов Н.Р. Динамика уровня травматизма и проблемы охраны труда на строительных предприятиях // Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 11. С. 3–10.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРОДУКТЫ И РЕШЕНИЯ ГОДА

Фото: bdolife.ru

Темы:Промышленная безопасность, охрана трудаБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №5/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...