Системы безопасности против современных угроз
Владимир Балановский, Антон Прокопчук, Нина Николаева, Кирилл Яманов, Леонид Балановский, 03/06/21
В связи с трагедией в Казани президент РФ Владимир Путин дал правительству поручение внедрить единый подход к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений1. Рассмотрим, какой опыт и какие проблемы существуют, что нужно изменить для усиления эффективности защиты таких объектов.
Совершенствование систем безопасности для эффективного противодействия комплексу современных угроз в первую очередь должно осуществляться для организаций с массовым пребыванием людей. Например, в Москве запущена программа капитального ремонта и до конца 2023 г. планируется отремонтировать 135 поликлиник2, одновременно усилив их безопасность. Параллельно для реализации этой же цели в соответствии с Посланием Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 15.01.2020 г. осуществляется капитальный ремонт учебных заведений.
Образовательным учреждениям нужны эффективные системы безопасности
Ст. 41 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что охрана здоровья учащихся включает в себя в том числе и обеспечение их безопасности во время пребывания учебном заведении3. Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие систем безопасности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
В школах ранее уже были проведены прокурорские проверки на предмет уровня обеспечения безопасности4. При этом особое внимание уделялось наличию турникетов и тревожных кнопок. После трагедии, произошедшей в Казани, проверки возобновились.
Президент РФ Владимир Путин в связи с трагедией в Казани дал правительству поручение внедрить единый подход к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений5. В современных условиях вопрос стоит о срочной доукомплектации объектов в соответствии с едиными требованиями к безопасности. Важно подчеркнуть, что в условиях пандемии COVID-19 речь должна идти о комплексном подходе, включая санитарно-эпидемиологическую безопасность, а также и пожарную безопасность.
На основании пп. 6.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится "участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма"6. Их выполнение направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от посягательств со стороны третьих лиц.
Компьютеризированная методика стандартизированного многофакторного исследования личности (СМИЛ) позволяет оперативно выявлять особенности психики и отклонения в поведении и дает возможность профилактического выявления лиц, склонных к совершению преступлений террористической и экстремистской направленности.
Проектные трудности
Объем вложений в системы безопасности определяется при реализации мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения согласно требованиям постановлений Правительства РФ (ПП). При несоблюдении требований и замене оборудования на более дешевое, но не указанное в проектной документации, утвержденной ФАУ "Главгосэкспертиза" и ГАУ города Москвы "Мосгосэкспертиза", такое действие рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств.
Введение связанных с пандемией дополнений в ПП от 24 апреля 2020 г. № 579 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, устанавливающие требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)" требует выполнения мероприятий в целях выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, для чего оборудуется карантинное хранилище для размещения обнаруженных подозрительных предметов и корреспонденции, что требует установки ранее не применявшихся видов оборудования. При этом проектные организации заинтересованы в том, чтобы по каждой позиции комплектующих существовало несколько видов оборудования. Это связано с тем, что каждый объект имеет свои особенности (пропускную способность, размеры и т.п.), которые диктуют требования, в том числе и стоимостные. В случае, когда существует только один производитель, который не сертифицировал оборудование, но установил на него запредельную цену, не представляется возможным выполнить требования законодательства. В результате на рынок выводится не та продукция, которая нужна, а та, которая есть (фирма вложила в нее существенные средства). Необходимо также решить проблему эффективности оборудования и его сертификации. Речь идет о нарушениях досмотрового и внутриобъектового режимов в связи с недоработками, которые в условиях коронавируса обернулись проблемой и для людей, и для государства.
Таблица. Системы для реализации мероприятий и проектных решений, защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения
Технические системы (средства), направленные на обнаружение радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ |
Система охранная телевизионная Система охранного освещения (для системы охранного телевидения в ночное время)
Система охранно-тревожной сигнализации (для обнаружения факта проникновения в охраняемые помещения с точным определением места и документированием информации, автоматической или ручной передачи сигналов тревоги на пульт подразделения ГУ МЧС России и дежурной части ОВД при возникновении на объекте ЧС экологического, техногенного или криминального характера). Она подключается к пультам централизованного наблюдения (ПЦН) ФГКУ УВО Росгвардии
Система экстренной связи (для организации экстренной связи людей со специальными службами: службой спасения МЧС, полицией, скорой помощью и др.)
Система контроля и управления доступом
|
Средства обнаружения радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств, опасных предметов и веществ |
Металлодетекторы
Средства обнаружения паров взрывчатых и наркотических веществ (в том числе в почтовых отправлениях) Локализаторы взрыва
Средства обнаружения радиоактивных материалов (для проведения досмотра на наличие радиоактивных материалов у подозрительных лиц, в транспортных средствах, грузах, в почтовых отправлениях)
Средства досмотра транспортных средств
|
Технические системы (средства), направленные на оповещение находящихся в здании людей о ЧС |
Система радиофикации
Система радиофикации (для организации проводного вещания программ, передаваемых ФГУП РСВО, в том числе для информирования сотрудников охраны в помещении охраны)
Система оповещения о пожаре и управления эвакуацией
Система коллективного приема телевидения
|
Комплекс инженерно-технической укрепленности | Для обеспечения антитеррористической защищенности выполняются меры инженерно-технической укрепленности, мероприятия по усилению конструктивных элементов для противодействия несанкционированному проникновению, взлому и другим преступным посягательствам. Комплекс инженерно-технической укрепленности определен исходя из требований к: периметру и отдельным участкам объекта; конструктивным элементам инженерно-технической укрепленности объекта; стенам, перекрытиям и перегородкам; дверным конструкциям; оконным конструкциям помещений объекта; вентиляционным шахтам, коробам, люкам, дымоходам, технологическим каналам и отверстиям |
Организация обеспечения информационной безопасности, исключающая несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта | На объекте предусмотрены специальные помещения, обеспеченные техническими средствами охранной, тревожной сигнализации и средствами инженерно-технической укрепленности для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа: персональными данными, данными паспорта безопасности объекта, а для медицинских и образовательных учреждений – данными, составляющими врачебную тайну. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности специальных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа предусмотрены специальные меры |
Составляющие комплексной защиты
Согласно требованиям ПП от 2 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" набор подсистем безопасности объекта определяется исходя из необходимости осуществления комплекса мер, направленных на его антитеррористическую защищенность:
В таблице приведены системы для реализации мероприятий и проектных решений, защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Изменение парадигмы безопасности
Анализ теракта в Казани показывает, что должна рассматриваться новая парадигма безопасности. Мы должны перейти от обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов (в чем накоплен большой опыт) к обеспечению безопасности прилегающих территорий общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Возникает требование по созданию технологий дистанционного выявления несанкционированного вторжения. Необходима выработка единого (типового) технического решения комплексной системы безопасности учебных заведений на основе отечественного программного продукта и поправки в руководящие документы. Должны быть внесены изменения в ПП № 1006 от 2 августа 2019 г. "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". П. 20 пп. "д" нужно изложить в следующей редакции: "исключение фактов бесконтрольного пребывания посторонних лиц и транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них".
С целью повышения эффективности выполнения требований по организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов необходимо введение контроля за состоянием учащихся с помощью компьютеризированной методики стандартизированного многофакторного исследования личности (СМИЛ), позволяющей оперативно выявлять особенности их личности и отклоняющееся поведение, а также дающей возможность профилактического выявления лиц, склонных к совершению преступлений террористической и экстремистской направленности.
URL: https://edu.gov.ru/press/3712/sergey -kravcov -v -blizhayshee-vremya-budut-podgotovleny -edinye-trebovaniya-bezopasnosti-obrazovatelnyh-organizaciy/
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/48b9101fff215f3aeb122d86593a129a34d96d3c/
URL: https://edu.gov.ru/press/3712/sergey -kravcov -v -blizhayshee-vremya-budut-podgotovleny -edinye-trebovaniya-bezopasnosti-obrazovatelnyh-organizaciy/
Кирилл Яманов
Леонид Балановский