Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Системы оповещения в сфере транспорта

Иван Тушко, 23/09/22

Каждому из нас не раз доводилось слышать объявления в троллейбусах, электропоездах, на автовокзалах, ж/д станциях, в метрополитенах, аэропортах. Все эти объявления осуществляются системами оповещения. Системы оповещения имеют самое широкое применение практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере транспорта.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей: обзор >>

В условиях общей социальной напряженности и возросших угроз возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций работоспособность технических систем и средств оповещения на общественном транспорте может оказаться решающим фактором в обеспечении безопасности.

Об особенностях этого направления и важности практикоприменения мы поговорим в этой статье, уделив внимание не только процессу сертификации, но и основным видам функционирующих систем.

Для чего нужны системы оповещения на транспорте?

Система оповещения населения на транспорте создается для:

  • оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, о ЧС и угрозах терактов;
  • мониторинга текущей обстановки;
  • подготовки населения в целях защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.

Системы оповещения включают в себя терминальные комплексы, оснащенные техническими средствами визуального и звукового информирования, наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления. Они имеют самое широкое применение практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области транспорта, где внедряются:

  1. Системы аварийного оповещения.
  2. Звуковые информационные системы.
  3. Системы громкой связи.

Системы громкой связи в метрополитенеСистемы громкой связи в метрополитене

Системы аварийного оповещения

Основное назначение системы аварийного оповещения – оповещение людей об угрожающей им опасности в случае пожаров, чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф, природных катаклизмов, террористических угроз, донесение до них информации, касающейся их личной безопасности.

Системы оповещения являются обязательной составляющей практически любой системы безопасности, в которой выступают конечным исполнительным элементом – посредником между техническими средствами и человеком. Для обеспечения безопасности зданий строятся системы оповещения и управления эвакуацией, являющиеся комплексом организационных мероприятий и технических средств, направленных на обеспечение безопасности людей.

К данным системам предъявляются высокие нормативные требования, а также требования заказчика, определяющие специфику их применения.

По нормативным требованиям система оповещения должна быть:

  • высоконадежной – функционировать в течение длительного времени;
  • автоматической – включаться автоматически без участия оператора;
  • контролируемой – иметь возможность автоматического контроля всех узлов (блоков) системы;
  • резервируемой – при пропадании питания должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации.

Современной системе оповещения присуще требование интеграции с другими системами и комплексами, достигаемой внедрением и применением цифровых технологий, позволяющих осуществлять стыковку как на протокольном, так и на физическом уровне.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Звуковые информационные системы

Звуковые информационные системы по своей сути очень просты. Звуковая информация от микрофона или источника заранее записанных звуковых сообщений поступает на усилитель, где усиливается и транслируется в линию громкоговорителей. Для более сложных задач, например в аэропортах, применяется система, представляющая собой сложный информационно-технический комплекс, функционирующий под управлением программного обеспечения, обслуживаемого несколькими операторами и инженерами. С точки зрения технической реализации такие системы строятся как многоканальные и многоприоритетные. К таким системам предъявляются очень высокие требования по функционалу и качеству звучания.

Многоприоритетные системы позволяют транслировать информацию, различающуюся по степени важности, – сигналы о чрезвычайных ситуациях, пожарное оповещение, служебные сообщения, информационные (рекламные) объявления, иногда фоновую музыку. При этом высокоприоритетный сигнал должен прерывать или приглушать низкоприоритетный сигнал. Многоканальные системы позволяют одновременно или раздельно транслировать звуковую и речевую информацию в различные зоны по раздельным каналам.

Системы громкой связи

Примером системы громкой связи может служить система, используемая в электропоездах, где реализована полудуплексная система: прямой канал – канал связи абонентских панелей, установленных в каждом вагоне, с селектором связи машиниста. Обратный канал – система (звукоусиления) громкой связи со всеми вагонами одновременно.

Система громкой связи предназначена для:

  • оперативной связи пассажира с машинистом с целью передачи какого-либо экстренного сообщения через встроенную вызывную панель системы связи, находящуюся в середине вагона в метро и в конце вагона в ж/д электропоездах;
  • передачи информации от машиниста пассажирам.

Звуковая информация от машиниста передается с микрофона или звукового источника и транслируется одновременно на все громкоговорители, установленные в вагонах электропоезда.

Рассмотренные выше системы являются системами экстренного оповещения, следовательно к ним в равной мере предъявляются высокие требования по качеству и надежности.

Системы оповещенияСистемы оповещения

Эффективность системы оповещения

Для того чтобы система оповещения (озвучивания) имела высокую эффективность, стоит учитывать следующие факторы:

  1. Максимальный и минимальный уровень постоянного шума – уровень шума, который есть в озвучиваемой зоне на протяжении длительного времени. Измерение постоянного шума производится на уровне 1,5 м от пола для стоячего человека и 1 м от пола для сидячего человека. В зависимости от назначения озвучиваемого помещения данный показатель может меняться, но в большинстве случаев он составляет порядка 50–70 дБ. Более точные показатели нормированы и изложены в санитарных нормах, которые устанавливают допустимый уровень шума для конкретного помещения или здания в целом. Таким образом, эффективность системы оповещения будет зависеть от того, на сколько уровень ее звукового поля превышает максимальный уровень постоянного шума в помещении. Минимально допустимое значение должно быть на 15 дБ больше максимального значения постоянного шума. Из этого следует, что в большинстве случаев достаточно системы с уровнем звукового поля 65–85 дБ.
  2. Равномерность озвучивания – показатель, который демонстрирует разницу уровней звукового давления в разных точках озвучиваемого помещения. Максимально эффективными считаются системы, в которых данный показатель лежит в пределах 2–3 дБ. Такие системы используют для трансляции музыкальных сообщений в торговых центрах, магазинах, на выставках и т.д. В случае трансляции голосовых сообщений допускается увеличение данного показателя до пределов 3–4 дБ (системы аварийного голосового оповещения).
  3. Акустические шумы – шумы, которые могут повлиять на разборчивость речи системы оповещения. В большинстве случаев это шумы от различных агрегатов или транспорта, которые могут доноситься извне озвучиваемого помещения. Частота такого шума в основном лежит в пределах 1 кГц, а это значит, что для эффективной системы оповещения стоит подбирать громкоговорители с диапазоном воспроизводимых частот выше 1 кГц.

Безопасность объектов с массовым пребыванием людей: обзор >>

Требования к функциональным свойствам

Технические средства оповещения на транспорте должны не просто исправно функционировать, но также и отвечать требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленным постановлением Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г. Технические средства оповещения должны также соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01–2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".

Технические средства оповещения должны обеспечить:

  1. доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, должностных лиц, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения;
  2. передачу сигналов оповещения и экстренной информации по стационарным и подвижным сетям связи общего пользования, а также технологическим сетям связи.

Технические средства оповещения

К техническим средствам оповещения предъявляются следующие требования:

  1. средняя наработка на отказ – не менее 30 000 ч.;
  2. среднее время восстановления состояния – не более 30 мин. при наличии запасного имущества и принадлежностей;
  3. средний срок сохраняемости – не менее 12 лет при хранении в условиях отапливаемых и неотапливаемых хранилищ с температурой -40…+40 °С и относительной влажностью воздуха 80%;
  4. средний срок службы до списания – не менее 12 лет;
  5. средний ресурс до первого капитального ремонта – не менее 10 000 ч.;
  6. достоверность воспроизводимой речевой информации:
    - для слоговой разборчивости – не менее 90%;
    - для словесной разборчивости – не менее 97%;
  7. наличие функции контроля (самоконтроля), позволяющей осуществлять проверку функционирования работоспособности средства оповещения;
  8. возможность круглосуточной работы.

Электропитание технических средств оповещения должно осуществляться от источников переменного тока напряжением 230/380 в (при допустимых отклонениях напряжения сети от -15% до +10%) и частотой 50 Гц (если не указано иное требование).

Светодиодный экран на остановке общественного транспортаСветодиодный экран на остановке общественного транспорта

Светодиодные экраны

К светодиодным экранам предъявляются следующие требования:

  1. размер экрана – не менее 30 м²;
  2. ресурс жизни светодиодов – не менее 100 000 ч.;
  3. яркость должна составлять:
    - при шаге между пикселями от 14 до 17 мм – от 8 000 до 10 000 кд/м²;
    - при шаге между пикселями от 18 до 20 мм – от 7 500 до 8 500 кд/м²;
    - при шаге между пикселями от 21 до 28 мм – от 6 500 до 7 500 кд/м²;
    - при шаге между пикселями от 29 до 34 мм – от 6 000 до 7 500 кд/м²;
  4. частота обновления информации в модулях – от 250 до 10 000 Гц;
  5. удельный вес с системой электропитания – не более 45 кд/м²;
  6. полезный угол обзора (когда информацию еще можно разобрать) должен составлять:
    - по горизонтали – от 140 до 160 град.;
    - по вертикали – от 60 до 80 град.;
  7. коэффициент мощности – не менее 0,98;
  8. диапазон переменного питающего фазного напряжения – 90–265 В;
  9. температура холодного пуска – не ниже -40 °С;
  10. толщина видеоэкрана со встроенной системой питания – 90–150 мм;
  11. степень защиты кластеров и блоков питания должна соответствовать IP65;
  12. необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве должен обеспечиваться при:
    - температуре окружающей среды -60…+70 °С;
    - относительной влажности воздуха 30–95%;
    - атмосферном давлении 74,8–106,7 кПа.

Полноцветные панели

К полноцветным панелям предъявляются следующие требования:

  1. размер диагонали экрана – 42 дюйма (106,6 см);
  2. видимая диагональ экрана – 106,6 см;
  3. формат экрана – 16:9;
  4. разрешение – не менее 852х480 пк;
  5. максимальное разрешение входного сигнала – не менее 1 024х768 пк;
  6. яркость - не менее 1 500 кд/м²;
  7. контрастность – 10 000:1;
  8. максимальный угол обзора по горизонтали – 170 град.;
  9. максимальный угол обзора по вертикали – 170 град.;
  10. поддержка систем цветности – PAL, SECAM, NTSC;
  11. поддержка стандартов – VGA, SVGA, SXGA, XGA, HDMI;
  12. необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве должен обеспечиваться при:
    - температуре окружающей среды -60…+70 °С;
    - относительной влажности воздуха 30–95%;
    - атмосферном давлении 74,8–106,7 кПа.

Электронные табло типа "бегущая строка"

К электронным табло типа "бегущая строка" предъявляются следующие требования:

  1. максимальный размер отображаемого символа – 16x16 точек (6х8, 8х8, 4 шрифта для вертикальной установки табло + 2 шрифта, загружаемых пользователем);
  2. максимальное количество отображаемых символов – 36;
  3. цвет отображения – красный;
  4. средняя яркость минимального элемента отображения – 30–80 мкд;
  5. угол обзора – 160 град.;
  6. максимальное расстояние обзора – 25 м;
  7. необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве должен обеспечиваться при:
    - температуре окружающей среды -60…+70 °С;
    - относительной влажности воздуха 30–95%;
    - атмосферном давлении 74,8–106,7 кПа.

Средства звукового оповещения

К техническим средствам звукового оповещения предъявляются следующие требования:

  1. разборчивость слов при передаче речевых сообщений – не менее 93%;
  2. диапазон воспроизводимых частот речевого тракта – 0,3–3,4 кГц;
  3. коэффициент нелинейных искажений на частоте 1 000 Гц – не более 5%;
  4. уровень звука речевых сообщений – не менее 75 дБ на расстоянии 3 м от специального оконечного устройства оповещения населения, но не более 120 дБ в любой точке озвучивания пространства;
  5. уровень звука речевых сообщений – не менее чем на 15 дБ выше допустимого уровня звука постоянного шума;
  6. сохранение работоспособности при отключении централизованного энергоснабжения – не менее 6 ч. в дежурном режиме ожидания и не менее 1 ч. в режиме передачи сигналов и информации оповещения;
  7. степень защиты оболочки – не ниже IP54;
  8. возможность объединения в единый аппаратно-программный комплекс технических средств по локальной сети Ethernet;
  9. обеспечение звукового сопровождения трансляции видеоконтента на терминальных комплексах;
  10. возможность различных настроек уровня громкости сигнала для повседневного режима работы и режима возникновения угрозы;
  11. необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве должен обеспечиваться при:
    - температуре окружающей среды – 50…+50 °С;
    - относительной влажности воздуха 30–95%;
    - атмосферном давлении 74,8–106,7 кПа.

В обеспечении безопасности нет мелочей

Качество громких объявлений, осуществляемых машинистами электропоездов (ж/д, метро), оставляет желать лучшего. Низкое качество приводит не только к раздражению, но и к потере необходимой информации. Причины: первая и самая банальная – моральное и физическое устаревание используемой аппаратуры. Вторая причина субъективная и связана с некорректным использованием технических средств. Так, например, неправильное пользование микрофоном приводит к плохой слышимости.

Хочется подчеркнуть, что в обеспечении безопасности граждан нет и не может быть мелочей. Поэтому важно повысить внимание к вопросам модернизации систем оповещения на транспорте для того, чтобы обеспечить эффективность их использования и оснастить все объекты сертифицированными системами.

Фото предоставлены автором

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №4/2022СОУЭ
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...