Системы оповещения в сфере транспорта
Иван Тушко, 23/09/22
Каждому из нас не раз доводилось слышать объявления в троллейбусах, электропоездах, на автовокзалах, ж/д станциях, в метрополитенах, аэропортах. Все эти объявления осуществляются системами оповещения. Системы оповещения имеют самое широкое применение практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере транспорта.
В условиях общей социальной напряженности и возросших угроз возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций работоспособность технических систем и средств оповещения на общественном транспорте может оказаться решающим фактором в обеспечении безопасности.
Об особенностях этого направления и важности практикоприменения мы поговорим в этой статье, уделив внимание не только процессу сертификации, но и основным видам функционирующих систем.
Для чего нужны системы оповещения на транспорте?
Система оповещения населения на транспорте создается для:
- оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, о ЧС и угрозах терактов;
- мониторинга текущей обстановки;
- подготовки населения в целях защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Системы оповещения включают в себя терминальные комплексы, оснащенные техническими средствами визуального и звукового информирования, наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления. Они имеют самое широкое применение практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области транспорта, где внедряются:
- Системы аварийного оповещения.
- Звуковые информационные системы.
- Системы громкой связи.
Системы аварийного оповещения
Основное назначение системы аварийного оповещения – оповещение людей об угрожающей им опасности в случае пожаров, чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф, природных катаклизмов, террористических угроз, донесение до них информации, касающейся их личной безопасности.
Системы оповещения являются обязательной составляющей практически любой системы безопасности, в которой выступают конечным исполнительным элементом – посредником между техническими средствами и человеком. Для обеспечения безопасности зданий строятся системы оповещения и управления эвакуацией, являющиеся комплексом организационных мероприятий и технических средств, направленных на обеспечение безопасности людей.
К данным системам предъявляются высокие нормативные требования, а также требования заказчика, определяющие специфику их применения.
По нормативным требованиям система оповещения должна быть:
- высоконадежной – функционировать в течение длительного времени;
- автоматической – включаться автоматически без участия оператора;
- контролируемой – иметь возможность автоматического контроля всех узлов (блоков) системы;
- резервируемой – при пропадании питания должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации.
Современной системе оповещения присуще требование интеграции с другими системами и комплексами, достигаемой внедрением и применением цифровых технологий, позволяющих осуществлять стыковку как на протокольном, так и на физическом уровне.
Звуковые информационные системы
Звуковые информационные системы по своей сути очень просты. Звуковая информация от микрофона или источника заранее записанных звуковых сообщений поступает на усилитель, где усиливается и транслируется в линию громкоговорителей. Для более сложных задач, например в аэропортах, применяется система, представляющая собой сложный информационно-технический комплекс, функционирующий под управлением программного обеспечения, обслуживаемого несколькими операторами и инженерами. С точки зрения технической реализации такие системы строятся как многоканальные и многоприоритетные. К таким системам предъявляются очень высокие требования по функционалу и качеству звучания.
Многоприоритетные системы позволяют транслировать информацию, различающуюся по степени важности, – сигналы о чрезвычайных ситуациях, пожарное оповещение, служебные сообщения, информационные (рекламные) объявления, иногда фоновую музыку. При этом высокоприоритетный сигнал должен прерывать или приглушать низкоприоритетный сигнал. Многоканальные системы позволяют одновременно или раздельно транслировать звуковую и речевую информацию в различные зоны по раздельным каналам.
Системы громкой связи
Примером системы громкой связи может служить система, используемая в электропоездах, где реализована полудуплексная система: прямой канал – канал связи абонентских панелей, установленных в каждом вагоне, с селектором связи машиниста. Обратный канал – система (звукоусиления) громкой связи со всеми вагонами одновременно.
Система громкой связи предназначена для:
- оперативной связи пассажира с машинистом с целью передачи какого-либо экстренного сообщения через встроенную вызывную панель системы связи, находящуюся в середине вагона в метро и в конце вагона в ж/д электропоездах;
- передачи информации от машиниста пассажирам.
Звуковая информация от машиниста передается с микрофона или звукового источника и транслируется одновременно на все громкоговорители, установленные в вагонах электропоезда.
Рассмотренные выше системы являются системами экстренного оповещения, следовательно к ним в равной мере предъявляются высокие требования по качеству и надежности.
Эффективность системы оповещения
Для того чтобы система оповещения (озвучивания) имела высокую эффективность, стоит учитывать следующие факторы:
- Максимальный и минимальный уровень постоянного шума – уровень шума, который есть в озвучиваемой зоне на протяжении длительного времени. Измерение постоянного шума производится на уровне 1,5 м от пола для стоячего человека и 1 м от пола для сидячего человека. В зависимости от назначения озвучиваемого помещения данный показатель может меняться, но в большинстве случаев он составляет порядка 50–70 дБ. Более точные показатели нормированы и изложены в санитарных нормах, которые устанавливают допустимый уровень шума для конкретного помещения или здания в целом. Таким образом, эффективность системы оповещения будет зависеть от того, на сколько уровень ее звукового поля превышает максимальный уровень постоянного шума в помещении. Минимально допустимое значение должно быть на 15 дБ больше максимального значения постоянного шума. Из этого следует, что в большинстве случаев достаточно системы с уровнем звукового поля 65–85 дБ.
- Равномерность озвучивания – показатель, который демонстрирует разницу уровней звукового давления в разных точках озвучиваемого помещения. Максимально эффективными считаются системы, в которых данный показатель лежит в пределах 2–3 дБ. Такие системы используют для трансляции музыкальных сообщений в торговых центрах, магазинах, на выставках и т.д. В случае трансляции голосовых сообщений допускается увеличение данного показателя до пределов 3–4 дБ (системы аварийного голосового оповещения).
- Акустические шумы – шумы, которые могут повлиять на разборчивость речи системы оповещения. В большинстве случаев это шумы от различных агрегатов или транспорта, которые могут доноситься извне озвучиваемого помещения. Частота такого шума в основном лежит в пределах 1 кГц, а это значит, что для эффективной системы оповещения стоит подбирать громкоговорители с диапазоном воспроизводимых частот выше 1 кГц.
Требования к функциональным свойствам
Технические средства оповещения на транспорте должны не просто исправно функционировать, но также и отвечать требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленным постановлением Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г. Технические средства оповещения должны также соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01–2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".
Технические средства оповещения должны обеспечить:
- доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, должностных лиц, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения;
- передачу сигналов оповещения и экстренной информации по стационарным и подвижным сетям связи общего пользования, а также технологическим сетям связи.
Технические средства оповещения
К техническим средствам оповещения предъявляются следующие требования:
- средняя наработка на отказ – не менее 30 000 ч.;
- среднее время восстановления состояния – не более 30 мин. при наличии запасного имущества и принадлежностей;
- средний срок сохраняемости – не менее 12 лет при хранении в условиях отапливаемых и неотапливаемых хранилищ с температурой -40…+40 °С и относительной влажностью воздуха 80%;
- средний срок службы до списания – не менее 12 лет;
- средний ресурс до первого капитального ремонта – не менее 10 000 ч.;
- достоверность воспроизводимой речевой информации:
- для слоговой разборчивости – не менее 90%;
- для словесной разборчивости – не менее 97%; - наличие функции контроля (самоконтроля), позволяющей осуществлять проверку функционирования работоспособности средства оповещения;
- возможность круглосуточной работы.
Электропитание технических средств оповещения должно осуществляться от источников переменного тока напряжением 230/380 в (при допустимых отклонениях напряжения сети от -15% до +10%) и частотой 50 Гц (если не указано иное требование).
Светодиодные экраны
К светодиодным экранам предъявляются следующие требования:
- размер экрана – не менее 30 м²;
- ресурс жизни светодиодов – не менее 100 000 ч.;
- яркость должна составлять:
- при шаге между пикселями от 14 до 17 мм – от 8 000 до 10 000 кд/м²;
- при шаге между пикселями от 18 до 20 мм – от 7 500 до 8 500 кд/м²;
- при шаге между пикселями от 21 до 28 мм – от 6 500 до 7 500 кд/м²;
- при шаге между пикселями от 29 до 34 мм – от 6 000 до 7 500 кд/м²; - частота обновления информации в модулях – от 250 до 10 000 Гц;
- удельный вес с системой электропитания – не более 45 кд/м²;
- полезный угол обзора (когда информацию еще можно разобрать) должен составлять:
- по горизонтали – от 140 до 160 град.;
- по вертикали – от 60 до 80 град.; - коэффициент мощности – не менее 0,98;
- диапазон переменного питающего фазного напряжения – 90–265 В;
- температура холодного пуска – не ниже -40 °С;
- толщина видеоэкрана со встроенной системой питания – 90–150 мм;
- степень защиты кластеров и блоков питания должна соответствовать IP65;
- необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве должен обеспечиваться при:
- температуре окружающей среды -60…+70 °С;
- относительной влажности воздуха 30–95%;
- атмосферном давлении 74,8–106,7 кПа.
Полноцветные панели
К полноцветным панелям предъявляются следующие требования:
- размер диагонали экрана – 42 дюйма (106,6 см);
- видимая диагональ экрана – 106,6 см;
- формат экрана – 16:9;
- разрешение – не менее 852х480 пк;
- максимальное разрешение входного сигнала – не менее 1 024х768 пк;
- яркость - не менее 1 500 кд/м²;
- контрастность – 10 000:1;
- максимальный угол обзора по горизонтали – 170 град.;
- максимальный угол обзора по вертикали – 170 град.;
- поддержка систем цветности – PAL, SECAM, NTSC;
- поддержка стандартов – VGA, SVGA, SXGA, XGA, HDMI;
- необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве должен обеспечиваться при:
- температуре окружающей среды -60…+70 °С;
- относительной влажности воздуха 30–95%;
- атмосферном давлении 74,8–106,7 кПа.
Электронные табло типа "бегущая строка"
К электронным табло типа "бегущая строка" предъявляются следующие требования:
- максимальный размер отображаемого символа – 16x16 точек (6х8, 8х8, 4 шрифта для вертикальной установки табло + 2 шрифта, загружаемых пользователем);
- максимальное количество отображаемых символов – 36;
- цвет отображения – красный;
- средняя яркость минимального элемента отображения – 30–80 мкд;
- угол обзора – 160 град.;
- максимальное расстояние обзора – 25 м;
- необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве должен обеспечиваться при:
- температуре окружающей среды -60…+70 °С;
- относительной влажности воздуха 30–95%;
- атмосферном давлении 74,8–106,7 кПа.
Средства звукового оповещения
К техническим средствам звукового оповещения предъявляются следующие требования:
- разборчивость слов при передаче речевых сообщений – не менее 93%;
- диапазон воспроизводимых частот речевого тракта – 0,3–3,4 кГц;
- коэффициент нелинейных искажений на частоте 1 000 Гц – не более 5%;
- уровень звука речевых сообщений – не менее 75 дБ на расстоянии 3 м от специального оконечного устройства оповещения населения, но не более 120 дБ в любой точке озвучивания пространства;
- уровень звука речевых сообщений – не менее чем на 15 дБ выше допустимого уровня звука постоянного шума;
- сохранение работоспособности при отключении централизованного энергоснабжения – не менее 6 ч. в дежурном режиме ожидания и не менее 1 ч. в режиме передачи сигналов и информации оповещения;
- степень защиты оболочки – не ниже IP54;
- возможность объединения в единый аппаратно-программный комплекс технических средств по локальной сети Ethernet;
- обеспечение звукового сопровождения трансляции видеоконтента на терминальных комплексах;
- возможность различных настроек уровня громкости сигнала для повседневного режима работы и режима возникновения угрозы;
- необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве должен обеспечиваться при:
- температуре окружающей среды – 50…+50 °С;
- относительной влажности воздуха 30–95%;
- атмосферном давлении 74,8–106,7 кПа.
В обеспечении безопасности нет мелочей
Качество громких объявлений, осуществляемых машинистами электропоездов (ж/д, метро), оставляет желать лучшего. Низкое качество приводит не только к раздражению, но и к потере необходимой информации. Причины: первая и самая банальная – моральное и физическое устаревание используемой аппаратуры. Вторая причина субъективная и связана с некорректным использованием технических средств. Так, например, неправильное пользование микрофоном приводит к плохой слышимости.
Хочется подчеркнуть, что в обеспечении безопасности граждан нет и не может быть мелочей. Поэтому важно повысить внимание к вопросам модернизации систем оповещения на транспорте для того, чтобы обеспечить эффективность их использования и оснастить все объекты сертифицированными системами.
Фото: ru.freepik.com
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2022
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>