Подписка
МЕНЮ
Подписка

Сложности сертификации

Олег Калугин, 11/06/20

Реализация в субъектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства Требований обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности по схеме № 4 выявила проблемные вопросы, которые требуют принятия взвешенного решения – изменить или отменить процедуру сертификации по данной схеме.

Одна из ключевых проблем, с которой в последнее время сталкиваются субъекты транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) не только в области дорожного хозяйства, но и в области различных видов транспорта, – организация и обеспечение на объектах транспортной инфраструктуры выполнения требований постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" в части, касающейся обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных непосредственно на объектах (по схеме сертификации № 4).

фото1

В чем сложности сертификации по схеме № 4

Большинство объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) дорожного хозяйства оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности до 2016 г. (в ходе реализации первого этапа Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной в 2010 г.), а также до вступления в практическую реализацию двух постановлений Правительства РФ 2016 г. – № 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов…" и вышеупомянутого постановления № 969.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 924, а также в соответствии с требованиями Правил проведения досмотра, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ 2015 г. № 227, предъявляются новые требования к обеспечению транспортной безопасности, к структуре, составу и свойствам технических средств. Соответственно, возникает потребность в дооснащении объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами в зависимости от их категории. Анализ предъявляемых требований показывает, что ОТИ первой, второй и третьей категории необходимо дооснастить техническими средствами следующие системы:

  • контроля доступа;
  • видеонаблюдения;
  • сбора и обработки информации;
  • приема и передачи информации;
  • аудио- и видеозаписи;
  • досмотра.

Дооснащению не подлежит только система оповещения.

Согласно постановлению № 969 технические средства на оснащенных ОТИ должны соответствовать функциональным свойствам, изложенным в требованиях.

Эффективный формат проекта "Системы безопасности"

В случае проведения сертификации ТС ОТБ по схеме № 4 очевидно, что часть технических средств и систем, установленных на ОТИ до 2016 г., не пройдет сертификацию, так как не будет обладать функциональными свойствами, требуемыми постановлением № 969, не покажет их при проведении сертификационных испытаний по утвержденным методикам непосредственно на объектах. На результаты измерений будут влиять не только климатические условия регионов (температура, ветер, влажность, атмосферное давление), но и места размещения на конструкциях сооружения, колебания сооружения от проходящего транспорта и т.д. А это значит, что выделенные на данные цели для СТИ бюджетные средства могут быть потрачены неэффективно. Стоит отметить, что органом сертификации в договоре указывается 100%-ная оплата стоимости до начала сертификационных испытаний, а к ним относятся следующие виды работ:

  • прием, регистрация и рассмотрение заявки;
  • анализ технической документации;
  • подготовка решения по заявке на сертификацию продукции;
  • отбор и идентификация образцов;
  • проведение сертификационных испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объекте транспортной инфраструктуры;
  • анализ протоколов испытаний;
  • подготовка экспертного заключения;
  • регистрация в реестре сертификатов соответствия;
  • оформление и выдача сертификата соответствия.

Стоимость проведения измерительных испытаний на самом объекте составляет около 90% стоимости договора.

В случае получения отрицательных результатов сертификации исполнитель передает соответствующее решение заказчику и возвращает ему стоимость работ, связанных только с оформлением, регистрацией и выдачей сертификата соответствия, в размере и порядке, определяемым дополнительным соглашением, которое будет являться неотъемлемой частью договора.

3 месяца на устранение несоответствий недостаточно

В случае получения отрицательного экспертного заключения при проведении сертификационных испытаний технических средств ОТБ ОТИ, требованиями постановления № 969 (п. 34) предполагается предоставление дополнительного времени (до трех месяцев) на устранение выявленных несоответствий, то есть либо замена технических средств ОТБ другими, с требуемыми свойствами, либо изменение схемы их размещения, и т.д. В случае неустранения указанных несоответствий и получения повторного отрицательного экспертного заключения следующая заявка выполняется на платной основе.

Чтобы устранить указанные несоответствия, необходимо заменить оборудование. Но существующая система внесения изменений в проектную документацию с последующим проведением монтажных работ по замене оборудования и с выделением субъекту транспортной инфраструктуры бюджетного финансирования на эти цели достаточно длительная, что может не позволить уложиться в трехмесячный срок, указанный в постановлении.

Для субъектов транспортной инфраструктуры проведение процедуры сертификации по схеме № 4 представляется бессмысленным из-за невозможности достижения конечной цели – получения сертификата (сертификатов) для технических средств, установленных на ОТИ, при одноразовом бюджетном финансировании на проведение сертификации по схеме № 4.

фото2

Проблемы сертификации технических средств ОТБ

При рассмотрении документов, приложенных субъектом транспортной инфраструктуры к заявке, особое внимание уделяется указанному в паспортах на изделие сроку эксплуатации.

Срок действия сертификата устанавливается до окончания срока эксплуатации изделия, но не более трех лет.

Необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. Так как ОТИ (например, в субъектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства) были оснащены до 2016 г., сроки эксплуатации некоторых технических средств подходят к концу либо вообще не указаны в технических паспортах на изделие.
  2. Если срок эксплуатации технических средств указан и до его окончания осталось один-два года, сертификат будет выдан только на этот срок. Дальнейшее продление сертификата, после окончания срока действия, невозможно из-за окончания срока эксплуатации технических средств. Соответственно, СТИ сталкивается с необходимостью замены оборудования на новое в виде реконструкции комплекса технических средств ОТБ ОТИ, но уже с сертифицированным оборудованием.

Другие объективные преграды для сертификации

Опыт работы с органами сертификации в 2018–2019 гг. по подготовке заявок на сертификацию технических средств ОТБ, которыми оснащены ОТИ (по схеме № 4), выявил следующее:

  1. При консультации со специалистами измерительных лабораторий одного из органов сертификации, информация о которых опубликована в Едином отраслевом реестре сертификатов в сфере транспортной безопасности, выявлены сложности, связанные с получением сертификатов на средства досмотра (металлодетектор, газоанализатор взрывчатых веществ) в связи с отсутствием их интеграции с системой сбора и обработки информации ОТИ (отсутствие интерфейсных возможностей подключения к локальной вычислительной сети Ethernet на ОТИ). Это обязательное требование подпунктов "д" и "е" п. 20 постановления Правительства РФ № 969 "Требования к функциональным свойствам технических систем и средств досмотра". Для выполнения требований постановлений № 924 и № 969 появляется необходимость замены средств досмотра на ОТИ при дооснащении комплекса технических средств ОТБ.
  2. При консультациях со специалистами других органов сертификации (ФГУП "ЗащитаИнфоТранс", ФКУ НПО "Специальная техника и связь") удалось выяснить также, что:
  • есть сложность с получением сертификатов на техническую систему сбора и обработки информации (ССОИ) в связи с отсутствием в технической документации сведений о сроке эксплуатации составных изделий ССОИ, а также в связи с отсутствием технических паспортов на серверное  оборудование, так как в основном оно иностранного производства;
  • есть также сложности с получением положительного заключения при проведении измерительных испытаний части технических средств системы охранной сигнализации, систем контроля доступа и видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, так как они не соответствуют функциональным свойствам, указанным в разделах II, III, V Требований к функциональным свойствам технических средств ОТБ (постановление № 969), а также в связи с отсутствием данных о сроках эксплуатации в технической документации на оборудование.

При отсутствии сведений по сроку эксплуатации в технической документации на изделия можно, например, разработать в субъектах транспортной инфраструктуры формуляр на каждую отдельную систему конкретного ОТИ. Однако нормативных указаний на создание подобных формуляров для технических средств и систем ОТБ пока не существует.

фото3

В подаче заявок в орган сертификации по средствам связи, приема и передачи информации субъектам транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства нет необходимости, так как средства связи на ОТИ в основном являются собственностью подразделений ведомственной охраны Минтранса России либо аккредитованных подразделений транспортной безопасности, а средства приема и передачи информации в более высокие уровни вычислительных сетей по интерфейсам передачи данных на ОТИ дорожного хозяйства отсутствуют.

Единственный сегмент, где заранее можно сделать предположения о получении положительного заключения при проведении обязательных сертификационных испытаний, – это технические средства оповещения (громкоговорители, усилители, средства грозозащиты и т.д.), и при консультациях со специалистами испытательных лабораторий по средствам оповещения это подтверждается.

Нормативные документы требуют изменений

Данная ситуация в субъектах транспортной инфраструктуры в вопросах обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности по схеме сертификации № 4 требует более широкого обсуждения как на научно-практических конференциях, так и на страницах профессиональных общественно-публицистических и научно-технических журналов.

Из вышесказанного следует, что для определения эффективности использования бюджетных средств при проведении обязательной сертификации технических средств систем охранной сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, сбора и обработки, приема и передачи информации, досмотра необходим более глубокий анализ. Помогли бы разработка нормативных документов по реконструкции комплекса технических средств ОТБ на оснащенных до 2016 г. объектах транспортной инфраструктуры в связи с предъявляемыми требованиями по применению на них сертифицированного оборудования либо внесение изменений в постановление Правительства РФ № 969 (сертификация по схеме № 4), тем более что законодательный срок сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных и используемых субъектами транспортной инфраструктуры, установлен до 1 января 2022 г.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2020

Темы:АнтитеррорСертификацияТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2020Охрана объектов

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2021
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ 2021
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
ПРОЕКТ «СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Комментарии

More...