Статьи

Совершенствование безопасности объектов и мест с массовым пребыванием людей

Огромное количество противоречий и различий в требованиях, нормативных документах по безопасности затрудняют принятие комплексных мер по защите на практике, начиная с этапа строительства. Промедление, особенно в сфере антитеррористической безопасности, очень опасно, поэтому необходимо работать на опережение. Обеспечить антитеррористическую защищенность может помочь создание полноценного документа с едиными стандартами.

Современный этап жизни нашего государства характеризуется функционированием в условиях жесткого внешнего воздействия. Реальные и потенциальные вызовы и угрозы все больше смещаются в невоенную сферу и приобретают комплексный характер. Противодействие им обеспечивается в форме антитеррористической защиты на объектах производственной, транспортной, социальной, информационной инфраструктуры.

Николай Махутов
 Руководитель Комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., проф.
 
Сергей Колбин
Член Совета Федерации Федерального собрания РФ
 
Владимир Балановский
Член бюро Комиссии РАН по техногенной безопасности, член секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук
 
Виктор Лещенко
Председатель правления НПС "РИСКОМ", к.т.н.
 
Сергей Квасов
Заведующий сектором информационно-телекоммуникационных технологий ГАУ города Москвы "Мосгосэкспертиза"
 
Михаил Павлюков
Ведущий советник аппарата Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, ответственный секретарь Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, к.ю.н.
 
Игорь Грунин
Член секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертных советов МСП и МТПП, член-корр. АПК
 
Леонид Балановский
Член секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК
 

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: обзор >>

Обстановка на данный момент

В настоящее время в РФ действуют около 30 постановлений Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…", регламентирующих деятельность в сфере разработки мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Однако в ряде отраслей по-прежнему отмечается острая необходимость значительного повышения уровня обеспечения антитеррористической защищенности. Подобное положение является следствием того, что в СССР не существовало обеспечения антитеррористической защищенности. Она как отдельная единая сфера науки, знаний и производства, как специфическая отрасль, начала формироваться только после серии терактов на объектах транспортного комплекса в начале ХХI века.

Толчок к формированию новой отрасли дал Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 № 16-ФЗ. Однако отношение к безопасности по-прежнему не соответствует современному уровню рисков и угроз. Характерным примером является то, что для наиболее широко эксплуатирующихся объектов с массовым пребыванием людей1 до сих пор не проводились исследования для снижения риска запроектных аварий и моделирования алгоритмов действий в процессе терактов конструктивного исполнения зданий и сооружений, материалов и изделий. Не разрабатывались методы управления стойкостью и качеством безопасности для сокращения аварийности, а также обеспечения инновационно-ориентированного уровня и повышения эффективности инвестиций в безопасность объектов. До сих пор не осуществлен переход к предупредительным риск-ориентированным мероприятиям от выяснения после теракта "кто прав, а кто виноват". Не проводятся исследования источников риска, которые сигнализируют о возможных нарушениях средней и малой степени тяжести с построением риск-модели на основе индикаторов, свидетельствующих о серьезных нарушениях на объектах с массовым пребыванием людей.

По мнению специалистов, проводящих модернизацию и расширение объектов с массовым пребыванием людей, без этих исследований невозможно подготовить современные нормативно-правовые документы, что и привело к тому, что нормативная база застыла. Нормативные требования тормозят процесс совершенствования объектов с массовым пребыванием людей и приводят к удорожанию процесса строительства. Они не позволяют применять риск-ориентированную сквозную технологию инженерной укрепленности, современные технологические решения и оборудование. Вообще проблема обеспечения антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей сложнее, чем кажется на первый взгляд. Это как места (части объектов), где одновременно могут находиться 50 и более человек, так и объекты в целом.

Это и вестибюль, и конференц-зал поликлиники, обеспечение антитеррористической защищенности которой регулируется постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ". При этом необходимо отметить, что высокий уровень угрозы терактов возникает при стихийном формировании места с массовым пребыванием людей на границе объекта. Снаружи – перед входом (теракт в Тушино), внутри – во входной группе и вестибюле (теракт в Волгограде). В целом ситуация для объектов с массовым пребыванием людей регулируется постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ…" (ПП № 272). При этом необходимо иметь в виду, что мест с массовым пребыванием людей неизмеримо больше, чем объектов. Поэтому на первое место выдвигается проблема выработки эффективной интеграции требований различных постановлений Правительства РФ (отраслевых) как для объекта, так и ПП № 272 для его части (элемента) как места с массовым пребыванием людей.

В СССР не существовало обеспечения антитеррористической защищенности. Она как отдельная единая сфера науки, знаний и производства, как специфическая отрасль, начала формироваться только после серии терактов на объектах транспортного комплекса в начале ХХI века.

Препятствия на пути к безопасности

Изучение терактов последнего времени показывает, насколько изменились их сценарии, разработанные уже не случайными людьми, а специалистами с использованием террористического форсайта и искусственного интеллекта. Поэтому в настоящее время необходимо моделировать ситуации стихийного формирования в процессе теракта мест с массовым пребыванием людей и алогичного их перемещения по территории объекта, с учетом действий террористов, вопреки порядку эвакуации. Все это при выработке мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объекта от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, создает предпосылки к необходимости оперативной выработки новых требований, учитывающих степени угрозы совершения теракта и возможных последствий его совершения. Новые требования должны предусматривать модернизацию инженерной укрепленности зданий и оснащение специальными техническими средствами путей перемещения масс людей численностью значительно более 50 человек и мест, где они могли бы пережидать развитие теракта. в целом в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей анализ позволяет выделить и сгруппировать причины, тормозящие повышение уровня безопасности, а именно:

  • отсутствие межведомственной координации;
  • отсутствие научных разработок (и, как результат, необходимого уровня инженерной укрепленности и мер обеспечения защиты от угроз терактов, в частности с применением БПЛА);
  • выполнение только объектовой безопасности (а не зональной, многорубежной защиты при подходе к зданию) – это значительно снижает уровень безопасности, не позволяет минимизировать последствия теракта, пресечь его на ранней стадии, ликвидировать угрозы его совершения.

Проблема повышения комплексной безопасности объектов и мест с массовым пребыванием людей заключается в том, что информация, которой владеют в этой сфере государственные органы и организации, нуждается в постоянном однозначном толковании, что должно регламентироваться единым межотраслевым, межведомственным документом – Концепцией совершенствования системы комплексной безопасности и регулирования объектов и мест с массовым пребыванием людей (далее – Концепция).

Изучение терактов последнего времени показывает, насколько изменились их сценарии, разработанные уже не случайными людьми, а специалистами с использованием террористического форсайта и искусственного интеллекта.

Концепция совершенствования системы комплексной безопасности

Концепция направлена на повышение эффективности системы технического нормирования и регулирования объектов (мест) с массовым пребыванием людей через:

  • совершенствование методов нормирования, оценки соответствия, надзора и контроля, не отвечающих сложившимся экономическим условиям и потребностям субъектов, лучшим практикам;
  • систематизацию и модернизацию нормативной технической базы, а также ее гармонизацию с федеральными нормативными документами;
  • устранение технических барьеров при реализации инвестиционных проектов, передовых технологий, инноваций, новых материалов и изделий;
  • содействие повышению уровня безопасности зданий и сооружений;
  • активизацию роли профессионального экспертного сообщества в качестве субъекта систем технического нормирования и регулирования, а также подготовки специалистов для работы в этих системах;
  • развитие системы технического нормирования и регулирования.

Нормы

Концепция разрабатывается с учетом действующих федеральных законов в области технического регулирования, стандартизации и градостроительства, иных нормативных правовых актов РФ, а также лучших практик. В ней должны быть учтены особенности нормирования и регулирования для объектов (мест) с массовым пребыванием людей:

  • необходимость сохранения оптимального баланса между использованием комплекса разрешительно-принудительных механизмов (правовых, административных и организационных), направленных на обеспечение безопасности людей, окружающей среды и объектов регулирования, путем сокращения технических барьеров;
  • необходимость учета специфики зданий и сооружений, строительных материалов и изделий в качестве объектов технического регулирования;
  • многоотраслевая направленность строительной деятельности;
  • наличие межотраслевых профессиональных объединений в области архитектурно-проектной и строительной деятельности, имеющих опыт работы в области технического нормирования и регулирования.

Концепция представляет собой систему официальных взглядов различных ведомств на обеспечение безопасности объектов (мест) с массовым пребыванием людей. Положения Концепции должны опираться на результаты научных исследований и моделирования поведения зданий и сооружений объектов (мест) с массовым пребыванием людей в экстремальных условиях при терактах.

Согласно Концепции под комплексной безопасностью понимается состояние защищенности, определяющейся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства применительно к объектам (местам) с массовым пребыванием людей. Комплексная безопасность объектов (мест) с массовым пребыванием людей в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании"2 (с изм. на 2 июля 2021 г.) согласно ст. 6 "…обеспечивается в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений". Согласно ст. 7 для объектов (мест) с массовым пребыванием людей при этом "…с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность".

Программа онлайн-мероприятий для специалистов по безопасности, ИТ и цифровой  трансформации

Цели

Основой проекта Концепции совершенствования системы комплексной безопасности и регулирования для объектов (мест) с массовым пребыванием людей является актуализация подходов к защите интересов РФ с учетом современных реалий. Концепция должна быть утверждена постановлением Правительства РФ, а ее реализация – осуществляться на основе документов стратегического планирования.

С учетом прогноза стратегического развития, снижения аварийности и обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения определяются ключевые направления совершенствования системы комплексной безопасности и регулирования для объектов (мест) с массовым пребыванием людей:

  1. Обеспечение межведомственной координации и управление изменениями с помощью создания межотраслевой комиссии по совершенствованию системы комплексной безопасности и регулирования объектов (мест) с массовым пребыванием людей, с включением в нее представителей Ростехнадзора, Минстроя, Главгосэкспертизы (совместно с Мосгосэкспертизой в части экспертизы мероприятий антитеррористической защищенности объектов), Росгвардии, МВД, ФСБ, а также проектных организаций и предприятий отрасли.
  2. Систематическое проведение научных разработок3 для учета изменения поведения материалов и изделий в зданиях и сооружениях объектов (мест) с массовым пребыванием людей.
  3. Актуализация мер обеспечения защиты от угроз терактов с использованием БПЛА и других современных средств поражения.

Основные приоритетные задачи для решения проблемы комплексной безопасности объектов (мест) с массовым пребыванием людей:

  1. Создание и реализация законодательной базы, которая обеспечит комплексную безопасность в процессе эксплуатации объектов (мест) с массовым пребыванием людей.
  2. Организация специальных мероприятий в органах государственной власти и местного самоуправления в местах расположения объектов (мест) с массовым пребыванием людей.
  3. Проведение специальных организационно-правовых мероприятий, направленных на обеспечение межотраслевой доступности для однозначного понимания нормативных документов.

Проблема повышения комплексной безопасности объектов и мест с массовым пребыванием людей заключается в том, что информация, которой владеют в этой сфере государственные органы и организации, нуждается в постоянном однозначном толковании, что должно регламентироваться единым межотраслевым, межведомственным документом – Концепцией совершенствования системы комплексной безопасности и регулирования объектов и мест с массовым пребыванием людей.

Методические рекомендации

В современных условиях первостепенно должен проводиться комплекс специальных организационно-правовых мероприятий, направленных на обеспечение межотраслевой доступности для однозначного понимания существующих нормативных документов. Это делается для выработки единого подхода к их применению и текущей корректировки их отдельных, не критически значимых положений, в том числе на основании предварительных результатов научных исследований и моделирования поведения зданий и сооружений объектов (мест) с массовым пребыванием людей при реализации терактов. С этой целью межотраслевой комиссией по совершенствованию системы комплексной безопасности и регулирования для объектов (мест) с массовым пребыванием людей создается рабочая группа, включающая представителей Ростехнадзора, Главгосэкспертизы, Мосгосэкспертизы, Росгвардии, проектных организаций и предприятий отрасли для разработки методических рекомендаций по разработке и согласованию проектной документации для объектов (мест) с массовым пребыванием людей. При формировании рабочей группы межотраслевой комиссии основным критерием является то обстоятельство, что в нее должны быть включены ответственные представители тех организаций, которые несут уголовную ответственность за принятие решений при проектировании, проведении экспертизы, эксплуатации объектов и мест с массовым пребыванием людей. Представители строительных организаций, разработчиков оборудования и систем безопасности подключаются уже после формирования первой редакции методических рекомендаций для внесения в них корректив. Методические рекомендации создаются в целях обеспечения единства практики рассмотрения в форме научно-практического комментария и представляют собой толкование лучших практик применения норм разработки и согласования проектной документации, а также содержат пояснения из иных нормативных актов, которые регулируют смежные с комментируемыми нормами отношения. Эти методические рекомендации определяют порядок разработки в современных условиях проектной документации объектов (мест) с массовым пребыванием людей и ее согласования с Ростехнадзором, Минстроем, Главгосэкспертизой, Росгвардией, МВД, ФСБ. Проект методических рекомендаций рассматривается межотраслевой комиссией и утверждается с учетом замечаний.

Оценка исследований

Анализ требований, предъявляемых заказчиками к объектам (местам) с массовым пребыванием людей, позволяет сделать вывод о необходимости создания нового научно-технического задела в области применения новых материалов и изделий для обеспечения инженерно-технической укрепленности. Междисциплинарные исследования выполняются с акцентом на решение проблем, связанных с отсутствием единой, отвечающей современным требованиям, нормативной методологической базы, устанавливающей требования к уровню безопасности и уязвимости объектов (мест) с массовым пребыванием людей. Высокая эффективность исследований достигается тем, что они базируются на оценке уязвимости и построении цифровых моделей объектов (мест) с массовым пребыванием людей, создании численных методов моделирования процессов поведения зданий и сооружений объектов (мест) с массовым пребыванием людей в экстремальных условиях. Создание такого нового научно-технического задела для объектов (мест) с массовым пребыванием людей необходимо для разработки риск-ориентированных сквозных технологий инженерной укрепленности зданий и сооружений с использованием бетона, композитных и других материалов, риск-ориентированных мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объектов (мест) с массовым пребыванием людей от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Научно-технический задел включает разработку методов управления стойкостью, изменениями качества и культуры безопасности для сокращения аварийности, обеспечения инновационно ориентированного уровня и повышения эффективности инвестиций в безопасность объектов (мест) с массовым пребыванием людей. Он служит базой для разработки научных основ новых нормативных документов и учебных программ для базовых учебных заведений. Часть этих программ, прошедших экспертизу в Экспертном Совете Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, с последующим их утверждением Комитетом, используется для проведения мероприятий в форме обязательного повышения квалификации специалистов, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию объектов (мест) с массовым пребыванием людей. Повышение квалификации включает изучение методических рекомендаций по разработке и согласованию проектной документации для объектов (мест) с массовым пребыванием людей. К проведению этого мероприятия привлекаются члены межотраслевой комиссии из Ростехнадзора, Минстроя, Главгосэкспертизы и Мосгосэкспертизы, Росгвардии, МВД, ФСБ. Внесение изменений и дополнений в законодательные акты и разработку на основании этих актуализированных нормативных документов последующей новой редакции методических рекомендаций необходимо провести после накопления статистически значимой информации в области аварийности объектов (мест) с массовым пребыванием людей и эффективности их антитеррористической защищенности, с учетом изменения характера угроз и рисков деструктивных природных, техногенных факторов, актов незаконного вмешательства и террористических актов.

Экспертный анализ позволяет рекомендовать:

  • провести комплекс исследований с моделированием процессов поведения зданий и сооружений объектов (мест) с массовым пребыванием людей в экстремальных условиях с целью разработки новых методов проектирования и сквозной технологии инженерной укрепленности;
  • внести изменения в федеральные законы;
  • гармонизировать процесс финансирования научных исследований, вариантных проектных работ с учетом специфики эксплуатации объектов (мест) с массовым пребыванием людей и их антитеррористической защиты с учетом ее критической важности для функционирования в условиях новых рисков и угроз;
  • разработать защитные сооружения объектов (мест) с массовым пребыванием людей;
  • подготовить мероприятия и проектные решения по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (включая прилегающие территории и акватории) на основе предвидения с помощью террористического форсайта, определяющего стратегию интеллектуального терроризма и актов незаконного вмешательства (БПА, ЭМИ-РЭБ, кибер), нарушителей с измененной психикой;
  • сформулировать научные основы, проекты новых нормативных документов и программ профессиональной переподготовки специалистов, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию объектов (мест) с массовым пребыванием людей.

Отдельно необходимо отметить, что применительно к объектам и местам с массовым пребыванием людей, с учетом их специфики, как объектам всех форм собственности, должен быть разработан специализированный законопроект о сотрудничестве с использованием в сфере безопасности государственно-частного партнерства правоохранительных органов с субъектами предпринимательства и широкого взаимодействия с институтами гражданского общества. Вышеприведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что нельзя ограничиваться только объектами с массовым пребыванием людей. Во-первых, толкование наличия таких мест весьма расплывчато (нет методики расчета возможности присутствия 50 и более человек на определенной площади в помещениях различного функционального назначения), во-вторых, есть объекты, не включающие такие помещения, но являющиеся привлекательной целью для террористов (торговые, спортивные, исторические, культурные, промышленные, объекты ТЭК и т.д.). В современных реалиях, в условиях гибридной войны, которую против России ведет западный мир, ограничиваться разработкой Концепции для формирования взглядов на защиту от террористического воздействия нельзя. Методы, которые против нас используют террористы, постоянно совершенствуются и находятся в непрекращающемся развитии, включая использование искусственного интеллекта. К сожалению, в настоящее время мы находимся в роли догоняющего. Необходимо переломить ситуацию и работать на опережение, прогнозировать и предугадывать методы террористов, а лучше вообще исключить возникновение возможности террористического воздействия. Это возможно при постоянном мониторинге ситуации и методов злоумышленников, с внедрением опыта в алгоритмы работы комплексной системы безопасности объектов. Разработка Концепции требует большого количества времени и привлечения специалистов всех сфер жизнедеятельности общества, что влечет достаточно большие финансовые и временные затраты. У нас, к сожалению, нет ни того, ни другого. Концепция – это документ, представляющий собой систему взглядов на проблему и направления ее решения, однако он не несет конкретики и не имеет руководящей силы.

В настоящее время приоритетной задачей является разработка Технического регламента о требованиях к антитеррористической защищенности объектов производственного назначения, мест массового скопления людей и социально значимых объектов.

Приоритетные задачи

Опыт практической работы показывает, что оперативно необходим основополагающий документ высшего порядка, обязательный для выполнения и обеспечивающий формирование дальнейшей нормативной базы в области антитеррористической защиты. Таковым документом в соответствии с 184-ФЗ в нашей стране является Технический регламент. В настоящее время существует множество технических регламентов, имеющих косвенное отношение к антитеррористической защите (384-ФЗ, 123-ФЗ), но полноценного документа, посвященного антитеррору, нет. В связи с этим предлагается организовать рабочую группу секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, включающую представителей законодательных органов, силовых и чрезвычайных ведомств, представителей структур, заинтересованных в реализации антитеррористических мероприятий на объектах промышленности и соцкультбыта. Для формирования информационной основы будущего технического регламента необходимо:

  1. Разработать Концепцию обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов производственного и общественного назначения, включая объекты с массовым пребыванием людей.
  2. Разработать проект Технического регламента антитеррористической защищенности объектов производственного назначения, мест массового скопления людей и социально значимых объектов.
  3. В максимально короткие сроки разработать проект закона о Техническом регламенте антитеррористической защищенности объектов производственного назначения, мест массового скопления людей и социально значимых объектов. Закон должен носить не концептуальный характер, а включать основные понятия, определения, классификаторы и положения, содержащие способы и требования, имеющие однозначное толкование и обязательное выполнение.
  4. Разработать методические рекомендации по реализации положений Технического регламента при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, а также эксплуатации объектов капитального строительства. В рабочей группе необходимо сформировать ядро представителей, работающих на постоянной основе, которые проводят анализ реализации Технического регламента и при необходимости выходят с законодательной инициативой для корректировок или дополнений положений Технического регламента, подготовки предложений по формированию нормативных документов, обеспечивающих реализацию положений Технического регламента (постановления правительства, своды правил и т.д. в рамках действия 184-ФЗ).

Таким образом, в настоящее время приоритетной задачей является разработка Технического регламента о требованиях к антитеррористической защищенности объектов производственного назначения, мест массового скопления людей и социально значимых объектов.

1 К объектам с массовым пребыванием людей относятся здания, где одновременно могут находиться 50 и более человек.

2 Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, эксплуатации.

3 Научные разработки проводятся с учетом приоритетов Стратегии научно-технологического развития РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642, и распоряжения Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.".

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.